Между первой и второй: онлайн-образование на волне пандемии

Директор Forbes Russia Education
Forbes Russia Contributor
Весной 2020 года система образования по всему миру пережила колоссальную встряску. Вместе с системой стресс пережили и родители, чьи дети перешли на дистанционное обучение. Согласно исследованиям, 84% учителей, 73% детей и 68% родителей испытывали стресс от онлайн-обучения во время карантина. Поскольку ни школы, ни вузы не были готовы к нему, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения в большинстве случаев оставляло желать лучшего.

Но были и плюсы: обстоятельства вынудили профессоров из самых престижных университетов мира, выдающихся педагогов и всех учителей планеты вложить свой творческий и профессиональный потенциал в онлайн-образование. Никогда еще научное сообщество не тратило столько сил на то, чтобы придумать эффективные модели дистанционного обучения.

Как известно, еще до пандемии мировой рынок EdTech демонстрировал активный рост и по некоторым прогнозам к 2025 году объем инвестиций в онлайн-образование должен был достичь $350 млрд. По мнению инвестора и ярой сторонницы EdTech Деборы Кваззо (GSV Ventures), с учетом новой реальности прогнозы стоит скорректировать: через 5 лет объем рынка может достичь $1 трлн.

Самое время вспомнить распространенные стереотипные вопросы об онлайн-образовании и попробовать разобраться, какие из них обоснованы, а какие - нет.


Онлайн-обучение менее эффективно, чем очное?

Исторически принято противопоставлять онлайн и классическое очное обучение. За последние десятилетия ученые неоднократно пытались измерить, какой из форматов лучше. В результате можно найти сотни исследований, утверждающих, что онлайн-обучение эффективнее классического... и столько же научных изысканий, доказывающих обратное.

Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн в принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества менее очевидных факторов.

Рынок онлайн-образования очень разнообразен - это массовые открытые онлайн-курсы (такие как Coursera, EdX, Udacity, Udemy), образовательные платформы широкого профиля, b2b-решения (в первую очередь, различные LMS), обучающие мобильные приложения и компьютерные игры, инструменты для видео-конференций, виртуальные уроки с преподавателями и многое другое. Вопрос «Что эффективнее?» не имеет смысла. Важнее понять: «Как правильно комбинировать форматы и инструменты, чтобы добиться наилучшего результата?».

Неслучайно после первой волны пандемии подавляющее большинство ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению комбинированного обучения (blended learning), когда классические очные занятия дополняются работой на онлайн-платформе.

Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами: согласно проведенному в США опросу, 81% студентов считают, что использование вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их успеваемость в вузе.


В будущем онлайн вытеснит традиционные формы обучения?

В эпоху life-long learning, когда нам необходимо регулярно осваивать новые знания и навыки, успевая при этом работать и жить, онлайн-обучение становится очень важным инструментом. Дистанционный формат удобен для повышения квалификации, развития конкретных узких навыков, знакомства с новыми программами и цифровыми инструментами.

Быстрое освоение специфических навыков очень пригодилось во время самоизоляции. Представители глобальной образовательной платформы Udemy отмечают, что в первую волну пандемии в числе наиболее популярных курсов оказались уроки по проведению видеоконференций в Zoom и управлению виртуальной командой.

В то же время, многие специальности требуют фундаментального образования, часто с использованием сложной научно-технической базы. Вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, получившего диплом дистанционно, даже если он тренировался на самых современных симуляторах. Кроме того, у классического образования есть неоспоримое преимущество – живой контакт участников. Современные технологии бесконечно далеки от того, чтобы создавать настоящее «ощущение присутствия». Харизма преподавателя, невербальное общение, атмосфера класса вдохновляют и вовлекают в процесс обучения. Во время очных занятий лучше работает нетворкинг, именно поэтому традиционный МВА востребован работодателями намного больше, чем дистанционный.

Отдельная сложность возникает с онлайн-обучением детей. Чем младше ребенок, тем выше его потребность в движении, осязании и физическом, а не виртуальном контакте с учителем и одноклассниками. Перевод младших школьников на «дистант» оказался самым проблематичным. Несмотря на то, что к повторному карантину (если он случится) школы подойдут более подготовленными, онлайн-обучение в начальной школе по-прежнему навряд ли приблизится по качеству к очному, просто потому что комфортная образовательная среда для ребенка предполагает живое общение.


Удобство и низкая стоимость – главные преимущества онлайн-обучения?

Безусловно, возможность учиться в любое время и из любой точки мира – именно то, о чем думают люди, делающие выбор в пользу онлайн-обучения в «некарантинных» условиях. Дополнительным бонусом оказывается цена: как правило, дистанционные курсы стоят дешевле, чем их очные аналоги. Существуют и другие, менее очевидные, но не менее важные плюсы.

С переходом на дистанционное обучение многие школьные учителя заметили неожиданный эффект: в то время, как у большинства учеников результаты ухудшились, у некоторых, напротив, произошел прорыв. Похоже, радикальная смена формата способна творить чудеса, когда привычное обучение заходит в тупик.

Заниматься онлайн можно в своем ритме. Благодаря возможности в любой момент вернуться к изученному, задержаться на сложной теме и быстро проскочить уже знакомый материал, взрослые ученики тратят на 25-60% меньше времени на обучение по сравнению с классическим форматом.

При этом, низкая стоимость и доступность онлайн-образования имеют и обратную сторону. По статистике, больше половины зарегистрировавшихся на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а среди начавших до конца доходят всего 20-60% пользователей. У классических очных курсов процент учеников, успешно завершивших обучение, значительно выше. Онлайн-обучение менее персонифицировано, его проще проигнорировать, ведь ученик несет ответственность за результат только перед собой, а обучение всегда можно отложить «на потом».


Онлайн-образование не котируется на рынке труда?

Безусловно, если говорить о фундаментальном образовании, таком как бакалавриат, магистратура или программы МВА, ценность традиционного диплома в глазах работодателя по-прежнему несопоставимо выше.

Если же речь идет о программах дополнительного образования, упоминание пройденного онлайн-курса точно не испортит резюме. Изучение иностранных языков, освоение новых программ и платформ, развитие дополнительных навыков – все это демонстрирует работодателю заинтересованность соискателя в личном и профессиональном развитии.

К тому же, важно помнить, что всё больше работодателей (в т.ч. такие гиганты, как Apple, IBM, Google) меняют свои практики найма, ставя в приоритет фактические навыки соискателя, а не формальные дипломы и сертификаты. Так что, в первую очередь, имеет значение, чему вы научились, а не где и как.


Качество онлайн-курсов оставляет желать лучшего?

Начнем с того, что и очное образование не значит качественное: встречаются как высококлассные, зарекомендовавшие себя программы, так и совершенно невостребованные, малоэффективные, а иногда даже шарлатанские. То же самое можно сказать об онлайн-образовании.

Существует множество онлайн-курсов и их число растет с каждым днем. По сути, любой человек, независимо от его уровня экспертизы, может запустить собственный курс. Отсутствие ценного контента, бессистемность, низкое качество материалов, тотальное непонимание даже базовых принципов обучения, – все эти проблемы действительно характерны для некоторых онлайн-программ. Однако не стоит судить об онлайн-образовании в целом на основе продуктов от недобросовестных создателей.


Чтобы не разочароваться в онлайн-обучении стоит следовать нескольким правилам:
  • 1
    Не подписывайтесь на курсы, которые:
    • обещают развить сложные навыки за короткий срок (английский за 3 недели, маркетинг за 5 уроков и т.п.),
    • разработаны по «уникальной супер-эффективной авторской методике»,
    • «дадут вам тайное знание, которое решит все ваши проблемы».
    Обучение, в любом случае, требует усилий и времени. Никаких секретных способов и уникальных методик не существует – это маркетинговая уловка и верный знак того, что вам продают иллюзию, а не реальные знания.

  • 2
    Старайтесь выбирать курсы от проверенных провайдеров: известных университетов и специализированных организаций.
    В этом случае, вы сможете быть уверены в достоверности и актуальности того, чему вас учат. Кроме того, можно надеяться на профессиональную подачу материала, опирающуюся на современные методики обучения. Помните, создание качественного образовательного продукта требует много времени, инвестиций и экспертизы.
  • 3
    Решение о формате обучения зависит от того, чему вы хотите научиться.
    Какие-то навыки можно усвоить дистанционно. В первую очередь – всё, что связано с работой на компьютере: изучение нового софта, веб-дизайн, программирование.

    А вот в случае с изучением иностранных языков, развитием гибких навыков и получением комплексных знаний (вовлекающих разноплановые навыки), скорее всего, потребуется комбинировать разные методы и форматы обучения.

  • 4
    Если вам нужно освоить навык, который очень важен для работы, но лично вам не интересен, лучше искать форматы, где вас будет учить живой человек.
    Удачным вариантом могут оказаться онлайн-уроки с преподавателем или курсы, где предполагается совместная работа с другими учениками. Человеческое взаимодействие способно мотивировать тогда, когда учиться не хочется.
  • 5
    Учитывайте свои личные предпочтения и ищите форматы, которые мотивируют именно вас.
    Не стоит через силу зубрить новые английские слова в мобильном приложении только потому, что это приложение помогло вашему коллеге. Разные люди учатся по-разному. Если какой-то курс не сработал, не делайте поспешных выводов о своих способностях. Попробуйте другие форматы.


8 октября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ