Почему карьера архитектора становится все более международной?

Архитектурное образование в Великобритании: система, студенты, тренды и перспективы

АВТОР:
Thomas Kern (Томас Керн)
Forbes Education Contributor
руководитель программ Института архитектуры, градостроительства и ландшафтного дизайна Ньюкаслского университета (Newcastle University)
Когда пандемия и мировой кризис закончатся, границы откроются, а города выйдут из режима изоляции, возникнет много вопросов, связанных с состоянием и развитием градостроения. Спрос на специалистов в этой сфере, по всей видимости, возрастет.

О современных трендах в архитектурном образовании рассказывает Томас Керн — руководитель программ Института архитектуры, градостроительства и ландшафтного дизайна Ньюкаслского университета (Newcastle University) в Великобритании.


Мировая пандемия заставляет нас пересмотреть текущие представления о градостроительстве и транспорте, задуматься о нашем отношении к природе.

Сегодня, как никогда, очевидно, насколько окружающая нас обстановка и замкнутые пространства влияют на наше физическое и психическое благополучие. Лично я никогда так сильно не ценил жизнь за городом, небольшой сад и возможность находиться на свежем воздухе. Теперь мне важно увидеть альтернативы непрерывной урбанизации, стремительного развития мегаполисов, и все большего отдаления от природы.

Не будет ли правильнее развивать сельскую местность и небольшие города?

Однако давайте поговорим об архитектурном образовании в целом.

О системе архитектурного образования в Великобритании

В каждой стране есть свои традиции, правила и нормы обучения архитектуре: в одних архитектурное образование в большей степени основывается на изучении строительства, в других оно ближе к свободному творчеству или научно-исследовательскому процессу.

В Великобритании уже много лет идет горячая дискуссия о дальнейшем развитии образования в сфере архитектуры. Базово сейчас существует два направления: потребности отрасли и их реализация, с одной стороны, и академические и теоретические интересы университетов – с другой.

Архитектурное образование в Великобритании состоит из трех этапов:
- степень бакалавра (undergraduate) – 3 года
- степень магистра (graduate) – 2 года
- программа практического обучения и квалификационные экзамены – 2 года
Учеба заканчивается записью в Регистрационном совете архитекторов (Architects Registration Board, ARB) и заявкой на получение лицензии RIBA

В настоящий момент, чтобы стать сертифицированным архитектором в Великобритании, вам потребуется не менее семи лет. При сравнении с другими профессиями многим молодым людям архитектурное образование не кажется очень привлекательным, особенно, если учитывать стоимость обучения и сложность программы. Понимая необходимость перемен, Королевский институт британских архитекторов (Royal Institute of British Architects, RIBA) в 2013 году решил пересмотреть сложную и растянутую трехуровневую программу обучения архитекторов в Великобритании. И, чтобы облегчить взаимное признание квалификаций архитекторов между странами ЕС, в 2017 году представил ряд рекомендаций, направленных на приведение системы к единообразию по всей Европе. Однако Brexit несколько замедлил этот и без того сложный процесс. А в 2019 году всем аккредитованным архитектурным вузам было предложено принять участие в разработке интегрированной программы обучения — продолжительностью семь лет.

В чем же состоят улучшения, если путь от студента до архитектора по-прежнему занимает 7 лет? Основное отличие интегрированной программы состоит в том, что после пяти лет обучения студенты должны проходить практику в течение двух лет. Такая структура курса кажется более продуманной и работоспособной. Также подобный подход — большой плюс для иностранных студентов, которым требуется виза для обучения в Великобритании. Текущая система трехуровневого обучения усложняла процесс оформления и получения визы. Интегрированная программа позволяет снять требование к прохождению одного года практики и упрощает визовые требования. Процесс утверждения новой интегрированной программы еще не завершен, но скорее всего, программа будет внедрена в ближайшие годы.

Есть еще одно нововведение в архитектурном образовании — программа профессиональной подготовки, которая пока запущена не во всех университетах. В большинстве случаев, этот путь по-прежнему включает первый уровень (степень бакалавра), но объединяет второй и третий в четырехлетнюю профессиональную подготовку. Студенты должны работать по специальности четыре дня в неделю и один день посещать занятия в вузе. Программа напоминает традиционную модель магистратуры со стажировкой. К сожалению, в настоящее время она недоступна иностранным студентам.


Об успешных студентах

Мучительно долгий процесс модернизации архитектурного образования может отвлечь от существующих возможностей для молодых людей, мечтающих о карьере архитектора. Любое архитектурное образование, будь то в Великобритании или другой стране, должно, в первую очередь, идти в ногу с фундаментальными изменениями в обществе, отвечать требованиям индустрии, быть гибким и адаптивным, чтобы дать студентам возможность развития в профессиональной деятельности непосредственно во время обучения. Последнее мне кажется наиболее важным аспектом.

Архитектура – традиционно предмет широкого профиля, который подразумевает большой спектр универсальных навыков. Но, как и в других профессиях, здесь становятся все более востребованными и узкие специалисты. Сейчас во многих областях архитектуры существует большой дефицит специализированной экспертизы. В настоящее время бакалаврские программы сфокусированы на базовых знаниях и технических навыках, а обучение в магистратуре дает возможность сосредоточиться на выбранной специализации.

По моему опыту, большое значение для успешной учебы и будущей карьеры играет образ мышления студента. Он имеет даже большее значение, чем талант, или, например, репутация университета. Инициативные студенты, которые на ранних этапах обучения прочувствовали суть профессии и определились с интересующей их экспертной областью, обычно получают преимущество не только в учебе, но и при трудоустройстве.

Среда обучения должна обеспечивать получение знаний и навыков, а также давать стимул для личного развития. К сожалению, в учебной программе пока нет модулей, ориентированных на планирование карьеры. Но мы в Ньюкаслском университете все же стараемся направлять студентов и давать им рекомендации, на чем больше сфокусироваться, помогаем им определиться и развивать соответствующие области интересов.


О трендах и перспективных направлениях

Мы наблюдаем рост мирового населения, изменения климата и утрату естественной среды обитания. Мне кажется, устойчивое развитие и экологичность архитектурного проектирования — одни из самых актуальных тем современности. Есть и другие, не менее актуальные области изучения, где ощущается острая потребность в специалистах: консервация, повторное использование ресурсов, материалов, переустройство объектов городской среды. Учитывая стареющее население, нужны срочные меры и адаптация архитектурных решений, чтобы они отвечали потребностям людей с ограниченными возможностями, деменцией. Чем раньше студенты осознают важность этих направлений и открывающиеся перед ними возможности, тем вероятнее, что они станут востребованными экспертами в отрасли.

Есть еще одна тенденция, которую стоит упомянуть: карьера архитектора становится все более международной. Многие из моих бывших студентов живут в других странах, некоторые из них получили степень бакалавра в Великобритании, а степень магистра или доктора наук — в другой стране. Моя собственная карьера привела меня из Германии, моей родной страны, в Великобританию. Меня приглашали присоединиться к проекту в Канаде – и я вполне мог бы там оказаться. Молодые архитекторы должны быть мобильными, легко адаптирующимися к новой среде.


О выборе университета

Специальное международное образование в области архитектуры остается делом будущего. На сегодняшний день архитектурные вузы Великобритании, включая Ньюкаслский университет, имеют превосходную репутацию. Несмотря на сложную систему получения образования, они предлагают большую свободу для развития личности. Возможно, благодаря именно этой особенности британские университеты выпустили таких всемирно известных архитекторов, как Рем Колхас, Заха Хадид, Джеймс Стирлинг, Дэвид Чипперфилд, Терри Фаррелл, и многих других. Сэр Терри Фаррелл, кстати, закончил Ньюкаслский университет.

Что помогло этим архитекторам стать столь успешными? Вероятно, большую роль сыграли свобода, которую они имели, получая архитектурное образование. Все они смогли довериться интуиции, реализовать талант, проявить инициативу. А ведь комплексные проблемы и последствия их решений, с которыми мы сталкиваемся сейчас, могут потребовать именно инициативы и творчества. Сегодняшние студенты — архитекторы будущего.

Newcastle University
School of Architecture, Planning and Landscape

Ньюкаслский университет входит в топ-10 лучших университетов Великобритании по направлению Архитектура. Является членом престижной группы исследовательских университетов - Russell Group.

Учебные программы университета аккредитованы и имеют признание со стороны
· The Royal Institute of British Architects
· The Royal Town Planning Institute
· Architects Registration Board
· Royal Institution of Chartered Surveyors

Программы и стоимость обучения*:
Architecture International Foundation: £20'795 за 3 семестра, £24,995 за 4 семестра
Бакалавриат: £19'800 - £21'000 в год
Graduate Diploma: £20'795 за 3 семестра
Магистратура: £17'340 - £23'400 в год

*В стоимость не включены расходы на проживание, питание, учебные материалы, вступительные взносы и прочие расходы.


6 мая / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ