Женское лидерство: почему бизнес-школы создают специальные программы для женщин

Автор Forbes Russia Education
Сооснователь Coursalytics.com
Гендерный вопрос

Проблема гендерного дисбаланса среди руководителей существует не первый день, и, хотя динамика в мире, в целом, положительная, до его устранения нужно пройти еще очень большой путь.

Даже на продвинутом американском рынке доля женщин на высшем уровне корпоративного управления, по оценке McKinsey, составляет не более 20-25%[1], однако количество запросов на привлечение женщин на руководящие посты постоянно увеличивается.

Один из наиболее влиятельных инвестиционных банков в мире Goldman Sachs недавно объявил об отказе от вывода на IPO компаний, в которых нет гендерного и/или этнокультурного и иного разнообразия на уровне совета директоров. И это не политика корпоративной социальной ответственности, а сугубо рациональное бизнес-мышление: в последние годы компании хотя бы с одной женщиной в составе СД показывали лучшую динамику по итогам IPO, чем компании без них.[2]

Есть разные объяснения, почему участие женщин в руководстве коррелирует с хорошими результатами в бизнесе. Например, можно предположить, что в таком случае, лучше развиты принципы меритократии, т.е. лидерские позиции чаще получают люди, действительно этого заслуживающие. Компания Korn Ferry в качестве одного из вариантов предлагает такой вариант: чем разнообразнее по составу команды, тем лучше они преодолевают когнитивные искажения, и, как следствие, принимают более эффективные бизнес-решения.[3]

Востребованность программ

Рост спроса на женщин-руководителей стал одной из причин появления программ женского лидерства, которые сейчас есть практически в каждой большой международной бизнес-школе. Они существуют не первое десятилетие, доказывают свою востребованность и эффективность, а теперь появляются и в России.

Эти программы часто становятся поводом для жарких дискуссий, особенно на постсоветском пространстве. Успешные бизнесвумен нередко возмущаются самой постановке вопроса: почему нужно учиться именно женскому лидерству, ведь мужчины учатся просто на лидерских программах, а не на их мужских вариациях?
"Есть ли разница между мужчинами-руководителями и женщинами-руководителями?

Конечно, есть. Начиная с того, что определенным образом устроен организм, заканчивая тем, что у тебя кроме работы, есть еще огромное количество всего, чем нужно успевать заниматься. И, действительно, находиться в балансе с собой.

Есть набор тем, которые женщинам лучше обсуждать всем вместе. Именно эта общность женщины с женщинами позволяет открыть друг другу гораздо большие вещи, и, на самом деле, создает совершенно другую динамику в группе."


Марина Карбан, Управляющий директор по образовательным программам, заместитель проректора по развитию и координации бизнес-школы "Сколково"
Но вряд ли лучшие бизнес-школы мира стоит подозревать в сознательной дискриминации: в конце концов, нет же программ по женской стратегии, женским финансам или женскому праву. Однако распространены, например, программы по финансам для менеджеров из нефинансовых функций. Единственная причина, по которой они существуют, — это схожесть образовательных потребностей в сфере финансов у профессионалов, которые в финансах не работали. Программы по женскому лидерству пользуются спросом, так как большое количество потенциальных участниц сталкиваются со схожими образовательными задачами в данной сфере. Но это, в свою очередь, ни в коем случае не означает, что такие программы подойдут всем женщинам – лидерам. Нет, не всем, даже не большинству. Однако есть значительное число женщин со схожими потребностями лидерского развития, им проще и удобнее решать эти задачи совместно друг с другом под началом опытных коучей и преподавателей.


Чему учат женщин-лидеров

По заказу бизнес-школы Сколково, запускающей такую программу на российском рынке, мы в Coursalytics.com проанализировали, чему, как и с какими результатами учат на курсах женского лидерства в лучших мировых университетах. Коротко о результатах.

Большинство таких курсов в ведущих мировых бизнес-школах – очные программы продолжительностью от трех дней до одной недели. Например, в Йельском университете (Yale School of Management) есть шестидневная программа для женщин в советах директоров, в бизнес-школе Теппер университета Карнеги-Меллон (The Tepper School at Carnegie Mellon) – пятидневная программа для женщин по лидерству и переговорам, а в Европейской школе менеджмента и технологий (ESMT Berlin) ежегодно проходит трехдневная программа по женскому лидерству.

Помимо непосредственно лидерских навыков, содержание программ часто включает развитие коммуникационных навыков, управление личным брендом и азы ведения переговоров. Необходимо подчеркнуть, что для обычных лидерских программ эти компоненты менее характерны.
"В мире много говорят о «стеклянном потолке», с которым сталкиваются женщины, достигнув определенного уровня в менеджменте компании. Часто причина возникновения этого препятствия – это не только объективные обстоятельства (сложившиеся традиции, стереотипы, перерыв в карьере), но и субъективное восприятие женщинами себя и своих возможностей. Научившись осознавать собственные сильные стороны и преодолевать внутренние барьеры, женщины смогут открыть новые возможности для карьерного роста, а, научившись правильно себя позиционировать и освоив правила политической игры, - влиять на принимаемые решения."

Ольга Булатова, Партнер, Директор Академии бизнеса EY, Руководитель кадровой стратегии практики консалтинга компании EY регионов EMEIA и CESA, Директор программы «Женское лидерство»
Образовательные технологии большинства программ включают коучинг в различных версиях: индивидуальные сессии, занятия в группах, взаимное обучение участниц, а также большое количество бизнес-симуляций и деловых игр. Такой подход позволяет наиболее эффективно обмениваться опытом, рефлексировать и применять полученные навыки.

Эффективность

Наилучшим доказательством успешности программ женского лидерства может служить эффект, который они оказывают на карьеру участниц. Мы проанализировали результаты около 800 выпускниц таких лидерских программ и выяснили, что от 50% до 60% получают повышение в течение 5 лет после обучения, почти половина из них происходит в течение года после выпуска. Важно учитывать, что в рамках исследования в качестве повышения рассматривался только переход на качественно новый уровень управленческой ответственности (например, от среднего менеджмента до руководителя функции).


Сотни тысяч и миллионы успешных женщин-лидеров не проходили такие программы, а справлялись сами, причем часто настолько эффективно, что даже не замечали разницу в восприятии женщин и мужчин в лидерских ролях. Подобные программы не обесценивают этот опыт, а помогают его осмыслить и реплицировать, а от повышения качества лидерства выигрываем мы все.


Подборка пяти самых интересных программ
16 мая / 2020


[1] https://wiw-report.s3.amazonaws.com/Women_in_the_Workplace_2019.pdf
[2] https://www.cnbc.com/2020/01/23/goldman-wont-take-companies-public-that-dont-have-at-least-one-diverse-board-candidate-ceo-says.html
[3] https://www.kornferry.com/insights/articles/diversity-emotional-intelligence-leadership

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ