Рейтинг лучших бизнес-школ с краткосрочными программами для руководителей

Financial Times Executive Education 2020

Заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор
Financial Times (FT) опубликовал результаты ежегодного рейтинга Executive Education 2020. В финальный список вошло 50 бизнес-школ, не обошлось и без приятных сюрпризов.

Какие задачи решают программы Executive Education

Executive Education – краткосрочные образовательные программы для руководителей и владельцев бизнеса. Почему рейтинг подобных программ имеет значение и какую ценность он в себе несет? По мнению, Константина Коротова, PhD, профессора и директора Центра исследований развития лидерства в Европейской школе менеджмента и технологий в Берлине (ESMT Berlin, FT10), «ценность Executive Education (краткосрочных программ обучения руководителей) заключается в возможности топ-менеджеров взглянуть по-новому на свою деятельность, проговорить свои вопросы или проблемы с профессурой и с другими участниками, задуматься о новых возможностях или опасностях для своей организации и своего развития как менеджера и лидера. Для организаций программы обучения являются возможностью поддержки изменений, установки новых стандартов для руководителей, формирования или закрепления ценностей, решения конфликтов на уровне управленческой команды, а также обкатки новых идей. Для высших руководителей обучение в бизнес-школе является редкой возможностью честного разговора о себе, своих желаниях и опасениях, ошибках и мечтах без опаски услышать хор подхалимов или "потерять лицо"».


Рейтинг Executive Education 2020

Вот список бизнес-школ, вошедших в рейтинг Executive Education 2020 года (прим.ред.: в этом году ряд ведущих бизнес-школ, включая Harvard Business School, Haas School of Business, Kellogg School of Management и MIT Sloan School of Management отказались от участия в рейтинге из-за изменения регуляторных правил):

1 Iese Business School (Spain/US)
2 HEC Paris (France)
3 IMD Business School (Switzerland/Singapore)
4 Insead (France/Singapore/Abu Dhabi)
5 Essec Business School (France)
6 Stanford Graduate School of Business (US)
7 University of Michigan: Ross (US)
8 University of Oxford: Saïd (UK)
9 Fundação Dom Cabral (Brazil)
10 ESMT Berlin (Germany)

Как трактовать результаты


Данный список формировался из двух рейтингов: открытых (75 школ) и кастомизированных (85 школ) программ. Открытые программы – это стандартные курсы бизнес-обучения, на которые может попасть любой желающий. Кастомизированные программы разрабатываются школами специально под запрос корпоративного клиента.

При составлении рейтинга учитывались многочисленные параметры, вот только некоторые из них: уровень преподавания, методология и учебные материалы, окупаемость вложений, участники и взаимодействие между ними, сопровождение после обучения, достижение поставленных целей и даже качество проживания и питания.

Однако у экспертов из отрасли остались вопросы к методологии. «Рейтинг открытых программ высчитывается по сложной формуле из полутора десятков факторов, у каждого из которых различный вес. Львиную долю информации о качестве образовательного продукта организаторы рейтинга получают на основе отзывов участников, информацию о которых предоставляют школы. При этом оцениваются не все открытые программы школы, а лишь 1-4 короткие (3-5 дней) программы. С одной стороны, система получается очень сложная и с большим количеством цифр, с другой стороны, а почему отзывы на несколько программ могут служить основой для оценки программ школы в целом? Очевидно, что школы предоставляют информацию о тех программах, которыми они гордятся больше, причем мы как читатели даже не знаем, какие именно. У некоторых бизнес-школ может быть под сотню открытых программ, и даже в самых лучших школах они не бывают все одного уровня качества», - комментирует результаты Алексей Долинский, сооснователь платформы Coursalytics.com.

В то же время у рейтинга есть и весьма положительные стороны как для потенциальных студентов, так и для самих школ. Любой рейтинг для его участников – это шанс показать себя и посмотреть на других. «При всех возможных ограничениях и недостатках рейтингов их главная польза - в стимулировании бизнес-школ работать над собственным развитием. Рейтинг в очередной раз показал, что на рынке краткосрочного обучения руководителей есть костяк крепких мировых лидеров, которым удается удерживать ведущие позиции в течение многих лет, но существуют и возможности для амбициозных школ, готовых приложить сверхусилия для попадания в элиту и дальнейшего удержания и продвижения своей позиции», - считает Константин Коротов.


Из новобранца в лидеры

К слову, об амбициозных школах. Основной, весьма приятный для России, результат рейтинга FT – появление в нем Московской школы управления СКОЛКОВО (Moscow School of Management Skolkovo). Это значимое событие для российского рынка образования в целом, и для сферы бизнес-образования в частности. Программы «Сколково» заняли 46-ю строчку в общем зачете, 44-ю - среди кастомизированных и 62-ю — в списке открытых программ. Прекрасные результаты для школы, которая всего за 15 лет своего существования проделала колоссальную работу и приложила необходимые усилия, чтобы реализовать свой потенциал на мировом уровне, обеспечив тем самым задел для будущего развития. «Россия до сих пор никогда не была представлена в рейтингах Executive Education. Мы очень довольны тем, что появились в топ-50 мировых бизнес-школ. В этом списке "Сколково" не только самый молодой игрок, но единственный из всей Восточной Европы», - комментирует результаты Евгений Каганер, PhD, проректор по академическим и образовательным вопросам «Сколково».


Инструкция по применению

Как мы уже написали, рейтинги несут в себе пользу, но надо уметь их «читать». Не важно, выбираете ли вы курс для себя, либо для сотрудников компании, всегда исходите из поставленной задачи и критериев, важных для ее решения. Учиться без понимания причины, цели, траектории дальнейшего профессионального развития - пустая трата времени и денег. Если говорить про краткосрочные программы, то обычно их выбирают, когда уже есть хорошая база знаний, навыков, практического опыта, и необходимо сосредоточиться на какой-то ключевой компетенции в сжатые сроки. Чтобы выбрать программу, максимально подходящую под задачи, необходимо учесть множество факторов, в том числе и изучая рейтинги.

«Организации, ищущие поставщика образовательных услуг, могут при его помощи посмотреть на особенно сильные стороны конкретной школы или сравнить свои потребности с ними. Например, если для организации важна кастомизация программы под конкретные нужды заказчика, то нужно смотреть на позиции школы по критериям course design (дизайн программы) и teaching (качество преподавания). Если нужно, чтобы школа после проведения программы продолжала взаимодействовать с участниками, то можно посмотреть на критерий follow-up. Если важен физический комфорт участников, то можно посмотреть на критерии учебных помещений и качества предоставляемого питания. Для открытых программ обучения руководителей (когда физическое лицо или организация могут купить одно или несколько мест в сборной программе) рейтинг может помочь в составлении списка школ, с описаниями программ которых можно начать знакомиться. При заказе кастомизированной (подготовленной под конкретные нужды организации) программы рейтинг может подсказать, к каким школам можно обратиться для обсуждения стоящей перед организацией задачи. Участие школы в данном рейтинге подтверждает значимость программ обучения руководителей (Executive Education) для данного учебного заведения и его опыт в данной области. Есть много школ, которые могут учить студентов, но не берутся за работу с руководителями», - такова инструкция по работе с рейтингом FT от Константина Коротова.

Интересный факт! По данным экспертов агентства Odgers Berndtson, более 60% СЕО топ-50 компаний мира закончили бизнес-школы, не входящие в рейтинг топ-100 бизнес-школ.


Вместо заключения

Конечно, любой рейтинг может вызвать разногласия и инициировать обсуждение его пригодности, актуальности методологии ранжирования и критики подхода. С другой стороны, каждый новый рейтинг учебных заведений – повод задуматься о необходимости обучения, выборе программы и критериев подходящего курса.

Идеальных рейтингов не существует, и их всегда можно критиковать. Ценность рейтингов в том, что один и тот же набор детально проработанных критериев применяется к большому количеству совершенно разных бизнес-школ и программ, которые по-другому сравнить в принципе невозможно.

Опыт крупных международных бизнес-школ и мой собственный показывает, что высокие результаты в рейтингах обеспечивают неизменное повышение качества как портфелей их программ, так и клиентов.

Поэтому, безусловно, клиенты рейтингам доверяют, и для школ здесь возникает позитивная петля обратной связи. Мы намерены идти по такому же пути.
Евгений Каганер, Московская школа управления СКОЛКОВО (FT46), IESE Business School (FT1)

14 мая / 2020

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ