Личный опыт:
дети-билингвы

АВТОР:
Маргарита Хомякова
Forbes Education Contributor
преподаватель английского языка, мама 2 сыновей-билингвов
Я как преподаватель английского языка и мама двоих детей-билингвов могу сказать, что изучение иностранных языков с детства - дело не только возможное, но и нужное. Расскажу немного о своём опыте.

Мои мальчики, 7 и 10 лет, говорят с рождения на испанском и русском языках, живя до недавнего времени в испаноговорящей стране, а теперь в России. Когда они родились, у меня был страх, что дети не научатся так хорошо говорить, как я, а уж тем более читать и писать на русском языке. Ещё нам было предсказано, что, скорее всего, дети начнут говорить гораздо позже, чем сверстники, но зато на двух языках одновременно. Мы, следуя совету знакомого родителя билингвов, решили, что папа будет говорить только по-испански, а я только по-русски. Это правило полностью себя оправдало, поскольку дети начали говорить сразу на двух языках, и причём рано. Любопытно отметить, что говорили и говорят они без акцента и на том, и на другом языке.


Правила

Первое правило, которое работает:
каждый родитель должен говорить с ребёнком только на своём родном языке - так дети приобретут правильное произношение, а также естественное употребление слов в контексте.

Конечно, у обоих детей периодически возникали сложности, когда мозг не хотел быстро переключаться с одного языка на другой, и тогда они использовали то или иное слово на другом языке, особенно это касалось понятий, которые они знали только в одном языке, но не знали в другом.

Отсюда следует второе правило:
стараться изучать одни и те же слова/фразы/выражения сразу на двух языках.
Например, если в школе проходят какое-то животное на испанском, то дома я бы помогла и рассказала про то же самое животное, но уже на русском. Это можно расценить как двойную работу, но это не сложно и определённо стоит приложенных усилий. Дети так быстро переключаются с одного языка на другой, что сами этого не замечают. Например, если я сыну скажу: "Попроси папу принести стул", - он подойдёт к папе и скажет: "Papa, mama te pide traer una silla".

Мои дети говорили вот таким естественным способом на двух языках, пока не пошли... в немецкую школу, где с 4-х лет преподавался немецкий, а с 6-ти и математика на немецком. "Ну всё", - подумали мы, - "Теперь у них будет путаница в голове, бедные дети". Не тут-то было. Скорость изучения третьего языка оказалась не только не хуже, но и выше среднего уровня в классе. Мой 9-летний сын был одним из лучших в классе по немецкому языку, а когда начался английский, он на второй месяц начал говорить целыми предложениями, интуитивно определяя сам, что и как сказать, - учитель нам предложил перейти на учебник на английском языке. Более того, сын сам пытается понять и спеть понравившиеся песни и со мной говорить теперь на английском, так как ему понравился процесс общения на новом иностранном языке.

Младшему ребёнку ещё предстоит начать изучение четвертого языка, но думаю, эта авантюра тоже будет успешной.

Получается, с количеством изучаемых языков способность к ним не падает, а, наоборот, возрастает, так как теперь ребёнку есть, с чем сравнить и связать понятия в новом языке, и часто изучение происходит уже само собой. Дополнительной помощью может стать погружение в языковую среду, пусть и искусственное. Например, пока мы жили в испаноговорящей стране, читали и смотрели мультфильмы в основном на русском, а сейчас, когда живём в России, читаем и смотрим на испанском, таким образом, заставляя мозг находиться в активном состоянии.

Надо помнить, что ребёнок запоминает не только головой, но и телом, поэтому есть еще одно важно правило:
каждое занятие в обязательном порядке должно сочетать как звуковые и ритмические элементы, так и кинестетические (потрогать, сделать что-то руками, сыграть в игру полностью на новом языке).

Таким образом, ребёнок способен научиться правильно произносить, связывать слова в целые предложения и смысловые блоки с самого начала и, что самое главное, не бояться говорить.

Ошибки

Я думаю, в семьях, где изучение двух языков параллельно не оказалось успешным, были допущены некоторые общие ошибки. Знаю семьи, где мамы, чьи дети упорно говорили с ними на папином языке, сдавались и переходили на папин язык - язык той страны, где они находились. Это главная ошибка, и от этой привычки сложно потом избавиться. Ребёнок идёт простым путём и отвечает на языке, который более доступен и поэтому прост. Например, в испанской среде более доступен испанский язык, и ему не приходится делать усилия для разговора на нём. В этом случае, лучше использовать разные стратегии, например, на детское "Quiero helado" перефразировать: "Ты хотел сказать, что хочешь мороженое?", - или попросить повторить: "Дорогой, повтори, пожалуйста, помни, что мама говорит по-русски".

Второй ошибкой является отсутствие занятий с ребёнком. Как всем известно, заниматься с ребенком, читать, обсуждать, писать, даже на родном языке, необходимо. Наш опыт показал, что одновременно надо это делать и на втором родном языке. Возможно, в письме будут сложности, но читать он точно научится хорошо, причём очень быстро, ведь основы будут уже заложены, и по аналогии он то же самое будет применять и во втором языке. Когда ребёнок подрастёт лет до семи, следует объяснить ему, как это здорово говорить сразу на двух языках, ведь люди их специально изучают, а он их уже будет знать, когда вырастет. Тогда ребенок будет гордиться своими достижениями и станет легче воспринимать любые лингвистические сложности.
Как преподаватель могу сказать, что языки нужно изучать, причём чем раньше, тем лучше.

Последние нейролингвистические исследования показали, что изучение нового языка положительно влияет на формирование и укрепление нейронных связей и положительно отражается на памяти даже в преклонном возрасте. Чем больше знаний получает мозг, тем больше скорость формирования нейронных связей.

Изучать новый язык в школе необходимо, так как способность детей усваивать новый язык очень высока. При этом следует применять методику, где большее внимание уделяется звукам, то есть песням, скороговоркам, считалкам и двигательным упражнениям, а не выполнению заданий в тетради.

2 апреля / 2020

Вас также может заинтересовать:

семьи, школы, дополнительное образование