Инвестиции в ребенка: школа для человека будущего
Schloss Krumbach International School

Инвестиции в знания: школа как стартовая площадка

Интервью с Вильгельминой Бернадетт Питерс-Вим, директором старшей школы в Schloss Krumbach International School (Австрия)

Schloss Krumbach International School – международная школа-пансион, расположенная в Австрии. В школе проходят обучение дети со всего мира, в том числе и ученики из России. Вместе с директором старшей школы Вильгельминой Питерс-Вим разбираемся в особенностях международных школ-пансионов, различиях между британской системой и Международным Бакалавриатом (IB), а также сложностях адаптации, с которыми сталкиваются российские школьники за рубежом.
Вильгельмина Питерс-Вим
— В чем особенности обучения в школе-пансионе? Есть ли преимущества по сравнению с обычными школами?
В школе-пансионе больше возможностей для обучения. Здесь мы можем организовывать много такого, что было бы невозможно в обычной школе, если бы детям нужно было идти домой вечером.

Второй важный аспект: в школе-пансионе проще создать и сохранить особую атмосферу. Например, Schloss Krumbach располагается в старинном замке, нас окружает красивейшая природа, рядом небольшая деревня. Всё здесь пропитано историей, дает вдохновение, подталкивает к исследованиям – и дети это чувствуют. Поскольку Schloss Krumbach – небольшая школа, здесь есть понимание того, что ты не «один из многих», а кто-то особенный. В маленьком сообществе учителям намного проще «чувствовать» всех своих учеников, оказывать поддержку, направлять - ребенок не может затеряться в общей массе или оказаться без поддержки.


— Как правило, международные школы работают либо по британской программе и готовят к экзаменам A-Levels, либо по системе Международного Бакалавриата (IB). Почему Вы и академическая команда Schloss Krumbach являетесь приверженцами именно IB?
— Я думаю, что колоссальное отличие IB от многих других программ заключается в том, что это целая педагогическая философия, а не просто список тем и предметов для изучения. Международный бакалавриат появился еще в середине 20 века, и время показало, что в его основе лежат очень правильные идеи и подходы. Поразительно, насколько актуальной и эффективной оказалась эта система.

Люди, работающие в системе IB, пытаются сделать мир лучше. Это звучит как клише, и мне бы очень хотелось выразить свою мысль как-то иначе, чтобы передать словами всю глубину и смысл, ведь это действительно правда. IB – это целостная история, история про всестороннее развитие, про глубокие академические знания и широкий кругозор, инициативность и свободу мышления, ответственность и радость от познания нового.

Мы не вкладываем знания в головы учеников. Вместо этого мы сопровождаем их на пути к получению знаний, разделяя с ними ответственность за результат. С одной стороны, мы даем академическую свободу. С другой – устанавливаем необходимые рамки и условия. Много внимания уделяется организации совместной работы учеников, сотрудничеству. IB строится вокруг сообщества.
— Чем содержание IB отличается от британской программы?
— Во-первых, программы IB написаны с учетом того, что по ним будут учиться дети, для которых английский не является родным языком. И это дает огромное преимущество. IB-экзаменаторы, которые оценивают работы во время тестов, понимают сложности, с которыми сталкиваются дети при обучении на иностранном языке. У многих преподавателей и экзаменаторов, как и у меня, есть собственный опыт изучения второго или третьего языка.

Во-вторых, студенты получают очень широкое и глубокое образование. Если в британской программе (A-Level) вы выбираете всего 3-4 предмета и это могут быть исключительно естественные науки, то диплом IB предполагает более разностороннее развитие. Так же, как и в британской программе, вы можете выбрать 3 естественнонаучных предмета, но помимо этого программа обязательно включает изучение двух языков и математики. Преимущество такого подхода может не быть очевидным тем студентам, которые говорят «я знаю, что именно хочу учить», но позже они понимают, что у ранней специализации, которую предполагает британская система, есть много недостатков, а более широкая программа в будущем оказывается более полезной.
В программе IB для старших классов нет обязательных предметов, но есть группы дисциплин, из которых нужно выбирать. Всего студент изучает не менее шести предметов: по одному из блоков «социальные науки» и «естественные науки», два языка и математику (можно выбрать уровень сложности от базового до углубленного), а также искусство или одну дополнительную дисциплину из перечисленных выше групп.
IB принято считать программой для одаренных детей. На самом деле это не так. Дипломная программа IB (IB DP - программа старших классов – прим. ред.) – это предуниверситетская программа и она подходит всем школьникам, которые планируют в будущем получать высшее образование. Программа нацелена на то, чтобы подготовить ребят к успешному обучению в университете, причем не только в части предметных знаний, но и навыков проектной работы, планирования, управления временем, распределения задач.
— Проектная работа не типична для традиционной российской системы образования. Как устроена проектная деятельность в школе и зачем она нужна?
— Главный проект студента в старшей школе – это расширенное эссе, которое представляет из себя исследовательскую работу. Студент выбирает предмет и начинает искать тему, которую хотел бы исследовать в рамках предмета. Это может быть исследование по любому предмету на выбор: английская литература, биология, искусство... Результат работы – эссе из 4000 слов, которое описывает предмет исследования, методы и результаты. Эссе предполагает работу с литературными источниками и цитирование, у него есть исследовательский вопрос. По сути, расширенное эссе – аналог исследовательских работ, которые студенты выполняют в университете. Благодаря проектам школьники учатся планировать, распределять время, работать с источниками, системно и аргументированно излагать свои мысли.

Я думаю, мы как школа обязаны помочь своим ученикам достичь максимально возможных результатов в рамках предметной подготовки. Но этим наши задачи не ограничиваются. В значительной мере мы несем ответственность за успеваемость студента в университете в первый и второй годы обучения.

Многие мои ученики после школы поступили в университеты США, Великобритании и других стран. На каникулах они иногда навещают школу, мы встречаемся. И все они, куда бы не уехали учиться, говорят одну и ту же вещь: «Я знаю примерно столько же, сколько и другие студенты, но я умею организовывать свою работу». И для них это колоссальное преимущество. Они научились справляться с очень сложной и интенсивной программой еще до того, как пошли в университет.

Когда вы поступаете в университет, у вас не так много поддержки. Когда вы в школе, и особенно в небольшой школе-пансионе как Schloss Krumbach, учителя всегда рядом, можно получить намного больше поддержки, и учителя всегда рады ее оказать, в отличие от университетских профессоров.
— Насколько сложно ребенку, который учился по российской национальной программе до 9 класса поступить в старшую школу на международную программу? Справится ли он с программой, насколько сложно адаптироваться, будут ли пробелы в знаниях?
— Это не сложно, программа изначально выстроена так, чтобы переход прошел легко. Десятый класс – это подготовительный год, который как раз для этого и нужен: мы помогаем ученикам перейти на англоязычную программу, чтобы в 11 и 12 классах извлечь из нее максимальную пользу и успешно сдать выпускные экзамены.
В системе Международного Бакалавриата программа для старших классов (DP) появилась задолго до программ начальной и средней школы (PYP и MYP). Поэтому изначально все студенты, приходившие учиться на IB DP переходили из другим систем. В результате, программа изначально спроектирована так, чтобы к ней можно было присоединиться на любом этапе.
В Schloss Krumbach, мы используем подготовительный год, чтобы сформировать у учеников фундамент из тех знаний, которые они уже получили. Мы систематизируем имеющиеся знания и заполняем пробелы. Нам также важно показать связи между предметами.

Междисциплинарность – очень важная особенность программы, которая не типична для многих национальных систем образования. Когда я в начале карьеры работала учителем математики, в конце урока я выходила из класса и закрывала за собой дверь. Мысленно я также переключалась с математики на следующий предмет. В Schloss Krumbach мы стараемся реже «закрывать двери». Мы показываем детям, как все дисциплины взаимосвязаны, исследуем явления с разных точек зрения. Мы отходим от концепции «I teach a subject» («Я преподаю предмет») к концепции «I teach a student» («Я обучаю студента»). Ученикам такой подход дает более целостное и глубокое понимание учебного материала, а значит надежную опору для будущих достижений.
— С какими сложностями сталкиваются российские студенты, поступающие в международные школы?
— Я работала со студентами со всего мира и не было двух одинаковых учеников. Действительно, какие-то черты чаще присущи ребятам из определенных стран, но исключений очень много, я бы не хотела делать обобщения.

Для студентов, которые переходят из академичных, сильно контролируемых систем образования, главная сложность – научиться использовать полученную в рамках программы академическую свободу: можно и нужно дискутировать с преподавателем, выражать собственное мнение, но также важно чувствовать грань и понимать, что нельзя спорить все время, у новой системы есть свои правила и ограничения. Адаптация к новой системе, на мой взгляд, очень интересный и ценный опыт: ребята развивают более открытый взгляд на мир, адаптивность, глобальное мышление.
— Какие экзамены нужно сдать в конце программы IB и что считать хорошим результатом?
— Студенты должны изучить и сдать экзамены по шести предметам. За экзамен можно получить балл от 0 до 7 (где 7 – это максимум). В общей сложности можно набрать 42 балла и еще 3 бонусных – за расширенное эссе и теорию знания. Таким образом наивысшая оценка возможная в дипломе - 45 баллов. Средние показатели в мире – между 30 и 32.

Гарвард и MIT обычно ожидают от абитуриентов 40-42 балла. А вот, например, Кембриджскому университету достаточно 36 баллов, поскольку им важны не просто академические результаты, они ищут всесторонне развитых молодых людей, чьи интересы выходят за рамки учебы.

С одной стороны, чем престижнее университет, тем выше ожидания. С другой, - многие университеты с радостью зачисляют выпускников IB даже со средними баллами, поскольку сам диплом очень высоко ценится.
— Кому, на Ваш взгляд, подходит обучение в Schloss Krumbach?
— Ученики нашей школы любознательные, отважные, мыслящие, открытые новому. Мы все стремимся к этим качествам – не только студенты, но и академическая команда. Для нас важно, чтобы ученики прилагали усилия к самосовершенствованию. Студент, которому интересно развиваться и быть частью сообщества таких же увлеченных молодых людей, наверняка впишется в сообщество нашей школы.

Школа – это такая важная и прекрасная часть жизни! И если мы – учителя и воспитатели – хорошо делаем свою работу, студент извлекает невероятно много пользы из этого периода, проведенного с нами. И я думаю, что здесь, в Schloss Krumbach, мы справляемся с задачей. Нам удается создавать все возможные условия, чтобы наши ученики развивались и изучали мир, а мы всегда рядом, чтобы поддержать их.
Инвестиции в ребенка: школа для человека будущего
Schloss Krumbach International School

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
15 февраля / 2021
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ