От ценностей — к будущему: как частные школы развивают личность и открывают новые возможности

Считается, что частные школы противостоят государственным. Возможно, такая навязанная конфронтация слишком категорична — справедливее воспринимать их как коллег. Тем не менее списывать со счетов их различия было бы неправильно. Рассказываем о пяти ценностях частных школ и о том, как они влияют на будущее ребенка.
1. Индивидуальный подход

Демократические принципы помогают детям осознанно подойти к образованию и учат уважению к одноклассникам и взрослым. Благодаря тому, что в частных школах ученики могут быть напрямую включены в организационные процессы, например, решать наравне с администрацией какие-то вопросы вроде выбора мелодии звонка или программы школьных мероприятий, они учатся брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Такая среда возникает на фоне меньшей, чем в государственных школах, зарегулированности учебного процесса.
2. Демократические принципы организации

Демократические принципы помогают детям осознанно подойти к образованию и учат уважению к одноклассникам и взрослым. Благодаря тому, что в частных школах ученики могут быть напрямую включены в организационные процессы, например, решать наравне с администрацией какие-то вопросы вроде выбора мелодии звонка или программы школьных мероприятий, они учатся брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Такая среда возникает на фоне меньшей, чем в государственных школах, зарегулированности учебного процесса.
3. Уважение к личности ученика

Часто гуманистические ценности школы видны с первого взгляда на примере обустройства классов или отсутствия оглашения оценок. Частным школам проще сформировать безопасную учебную среду. С одной стороны, для этого у них больше ресурсов, с другой — в таких заведениях нет потоковой системы обучения, нивелирующей ценность конкретного ученика. Ко всему прочему, уважительная среда меняет образ учителя с властного педагога на опытного и знающего наставника, который увлекает за собой и помогает разобраться в предмете.
4. Разностороннее развитие

Государственные заведения, как правило, лишены ресурсов для качественной организации дополнительных развивающих кружков и секций, тогда как в частных школах они практически часть учебной программы. В пример можно привести занятия по развитию финансовой и медиаграмотности, критического мышления, soft skills и других личностных компетенций. Такой подход позволяет разносторонне образовывать ребенка, тренируя сильные и уменьшая слабые стороны.
5. Вариативный учебный трек

Некоторые школы соединяют российскую программу, соответствующую ФГОС, и зарубежную (IB, британская или американская программы и другие), формируют билингвальную учебную среду, добавляют факультативные предметы и организуют десятки кружков и секций. Двойная программа и широкий круг занятий помогают ребенку найти себя, развить новые умения, а также открывают большие возможности для дальнейшего обучения. К примеру, после билингвальной начальной школы ребенок сможет уверенно говорить на английском и ему будет проще продолжить обучение уже за границей.
Три вопроса, которые помогут подобрать подходящую школу:

Какие у вас ожидания от школы?
Чем конкретнее и подробнее окажется список ваших пожеланий, тем проще будет подобрать школу. Обозначьте для себя все моменты, традиционно считающиеся ключевыми (расположение школы, условия оплаты, питание, требования к поступлению, график занятий и т. д.), а потом перейдите к составлению списка ценностей, которые вы хотите видеть в школе. Кроме того, что вам будет проще сориентироваться среди множества школ, вам еще удастся сразу определить, насколько сильно придется вовлечься в образовательный процесс.

Что находится в приоритете образовательного процесса?
Развитие личности или строгая дисциплина, академический или творческий уклон, широкий спектр предметов или углубленное изучение одного направления, авторская методика или двойная программа — определение этих позиций поможет наметить будущую траекторию обучения. И не забывайте, что во многих частных школах есть адаптационный период, за время которого вы сможете понять, подходит выбранное место или нет.

Каким вы видите портрет учителя и администрации?
Что вам ближе: учителя-новаторы, являющиеся скорее менторами, чем педагогами в привычном понимании, или учителя-классики, которые доносят знания в традиционной форме? Именно преподаватели и администрация определяют особенности среды, где будет учиться ребенок, поэтому стоит сформировать желаемый образ и сопоставить его с действующим персоналом. Советуем обратить внимание и на сторонние проекты старших администраторов организации — это поможет сформировать представление об их ценностях и взглядах.
Двойная программа в начальной школе: опыт ВКС Newton School

Российскую и британскую программы обычно сравнивают с двумя пирамидами: первая — перевернутая, вторая — обыкновенная. В отечественной программе учеба строится по траектории увеличения образовательных дисциплин: сначала изучается небольшое количество предметов на базовом уровне, а потом количество дисциплин и глубина погружения в область увеличиваются. В британской системе все наоборот. Ребенок сначала изучает широкий спектр школьных предметов, о каждом формирует представление еще в начальной школе, а потом постепенно конкретизирует свои академические предпочтения и углубляется только в выбранные направления. В BKC Newton School совместили эти «пирамиды» и учат по программе, разработанной в соответствии с ФГОС и National Curriculum (британской системой среднего образования).
BKC Newton School — частная начальная билингвальная школа в Москве. В ней учатся дети от пяти лет. Это новый амбициозный проект ВКС, крупнейшей сети школ иностранных языков и лидера рынка образовательных услуг Москвы и Московской области с 30-летним опытом работы с детьми всех возрастов, первой и единственной группы школ, которая может похвастаться сотрудничеством сразу с British Council, Cambridge English Language Assessment и IH.
BKC Newton School — частная начальная билингвальная школа в Москве. В ней учатся дети от пяти лет. Это новый амбициозный проект ВКС, крупнейшей сети школ иностранных языков и лидера рынка образовательных услуг Москвы и Московской области с 30-летним опытом работы с детьми всех возрастов, первой и единственной группы школ, которая может похвастаться сотрудничеством сразу с British Council, Cambridge English Language Assessment и IH.

В BKC Newton School создана билингвальная среда. Здесь английский становится вторым языком для детей, но не само знание языка является конечной целью. Методисты школы считают его инструментом для развития ребенка. Научно доказано, что изучение языков главным образом влияет на развитие когнитивных способностей, а также помогает взглянуть на окружающий мир под новым углом. Изучение языка проходит при помощи коммуникативной методики: английский внедряется в жизнь школьников через общение и повседневную рутину (сборы на прогулку, вопросы учителям, даже мытье рук перед едой). Ведь именно так и дети, и взрослые получают большую часть информации о мире.
Дэниел Сараива, методист, эксперт по билингвальным программам школы BKC Newton School.
«Совмещение двух программ позволяет ученикам начальных классов сформировать широкую вариативность треков обучения, по которым можно двигаться в дальнейшем, например, продолжить учебу в школе или вузе за рубежом, имея хорошие языковые навыки, или выбрать англоязычную программу в любой стране мира. По результатам обучения и благодаря полученным знаниям ученики ВКС Newton School будут обладать всеми необходимыми навыками, чтобы успешно сдать как ВПР по российским стандартам, так и SATs (британский аналог ВПР)», — рассказывает Дэниел Сараива, методист, эксперт по билингвальным программам школы BKC Newton School.
Совпадающие предметы из обеих программ не повторяются, а совмещаются. Например, математика проходит и на русском, и на английском. Уникальные предметы, которых нет в российской или британской программах (ICT, Science или русский язык), просто добавляются в расписание. При этом дети не перегружены работой: основные занятия длятся около шести-семи часов.
Более того, после базовых уроков начинаются разнообразные кружки и секции: от дополнительных занятий по языку и работы над домашним заданием (в школе считают, что ребенку лучше выполнять ее самостоятельно в школе, чем с помощью родителей дома) до робототехники, шахмат, журналистики, экологии, танцев и дзюдо. И это замечательная возможность не только развить новые навыки, но и расширить круг друзей.

В ВКС Newton School общение строится на равных, а во главе — приоритет развития личности. Поэтому в школе отказались от традиционной системы оценок. В классе нет элементов состязательности, лучших или худших. В школе такой подход считают деструктивным, вместо него — общение с ребенком, а традиционные табели с оценками заменяют отчеты-дневники, которые отправляют родителям по итогам каждой четверти. Именно в них учителя рассказывают о достижениях ребенка и приобретенных навыках.

В классах царит атмосфера доверия и взаимопонимания: нет жесткости, строгости, учителя никогда не повышают голос, педагоги и ученики здесь — равноправные партнеры и могут все обсудить, иногда даже поспорить (формируется навык ведения дебатов), каждый может и должен высказаться. Так педагоги избавляются от условной доминирующей позиции в классе, стремясь создать психологически комфортную среду.

Ключевая идея школы — ученики должны познавать мир через общение и взаимодействие, поэтому специалисты здесь поддерживают уважительную, демократичную, безопасную среду, в центре которой находится именно личность ученика, а не учебная программа или учитель. Если вы находитесь в поиске начальной школы, обратите внимание на ВКС Newton School. Там уже открыт набор на 2022-2023 учебный год.

BKC Newton school

Сайт: https://newton-school.ru
Адрес школы:
Москва, Малый Предтеченский переулок, 1/2
Телефон: +7 (499) 995-26-13

E-mail: newton@bkc.ru

#ИНФОРМАЦИОННАЯ_ПОДДЕРЖКА
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ