Компетентность человека определяется двумя аспектами мышления. С одной стороны, индивидуальным стилем мышления, с другой — профессиональным мышлением. Индивидуальный стиль мышления включает в себя то, что специалист делает уникальным способом, поскольку одну и ту же профессиональную задачу люди с разными стилями мышления могут решать по-разному. Кто-то будет решать её через общение, а для кого-то более эффективно начертить схему.
Лучшие специалисты чаще всего обладают уникальными компетенциями и уникальным стилем мышления. Но на них мы не можем ориентироваться, т.к. это доступно не всем. Поэтому наша задача выработать в студентах профессиональное мышление — это то общее, что наблюдается у лучших специалистов. При составлении карт компетенций мы пытаемся выявить эти общие черты и обучать именно им. По сути, мы обучаем целостной системе профессионального мышления, где хардовые навыки сочетаются с определенной насмотренностью, гибкими навыками и специфическими подходами к решению задач, которые будут приводить к результатам быстрее и качественнее.
По итогу образовательного процесса или при найме в компанию важно увидеть, чему именно научился человек. Деятельностный подход требует перестройки мышления тех, кто оценивает. Им нужно видеть новые результаты. Студент должен не просто пересказать учебник или объяснить, как он что-то хочет сделать, он должен показать себя на практике — в решении профессиональной задачи. Это ставит большой вызов как для образовательной системы, так и для работодателей, которые теперь должны лучше понимать специфику своей деятельности, чтобы правильно формулировать запросы для образования.
Итак, карта компетенций обладает рядом черт, которые делают ее необходимым и удобным инструментом для
создания актуального практико-ориентированного образования:
- помогает получить более полное представление о том, какими компетенциями должен обладать тот специалист, которого мы готовим с помощью нашей программы;
- включает не только жесткие компетенции, но и необходимые гибкие навыки за счет того, что мы смотрим не деятельность комплексно;
- позволяет ранжировать важность и выбирать наиболее необходимые компетенции, если по каким-то причинам нет возможности вложить в программу все;
- улучшает перенос полученных знаний/навыков в деятельность, т.к. благодаря карте методисты лучше представляют себе деятельность специалиста (можно даже собрать «карту профессиональных задач» или выделить задачи для, например, проблемно-ориентированного проектирования);
- способствует подготовке востребованных специалистов.
Но: - составление карты компетенций требует навыков фасилитатора для проведения встреч с экспертами;
- иногда этот подход бывает «избыточен», потому что методисты получают больше информации, чем необходимо. Но при желании её можно корректировать и оставлять только необходимые части.