Главное преимущество профессионального образования – существенная экономия времени. Такой формат обучения позволяет быстро пройти программу старших классов и начать осваивать профессию без поступления в вуз. Это оптимальный вариант для зрелых студентов, которые определились с профессией, хотят работать и зарабатывать. К тому же заработная плата у выпускника колледжа на старте карьеры бывает выше, чем у студента или выпускника вуза.
Ограничений в плане специальностей нет – колледжи предлагают как гуманитарные, так и высокотехнологичные направления. А с развитием новых информационных технологий профтех стал одним из самых коротких путей для получения качественного ИТ-образования. В условиях нехватки специалистов и острой необходимости замены зарубежного софта спрос на IT-направления в колледжах вырос в несколько раз. При этом многие колледжи сотрудничают с компаниями-работодателями, проводят стажировки и мастер-классы, а это еще один способ зарекомендовать себя во время обучения и получить работу в престижной компании еще во время учебы в колледже.
Кроме этого, большинство колледжей обладают современной материально-технической базой, мастерскими, новыми технологиями и преподавателями-практиками. То есть, обучение позволяет не только расширять базу знаний, но и сразу применять их на практике.
Немаловажную роль в трудоустройстве выпускников играют Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – институты-посредники между колледжами, рынком труда и экономическими отраслями. Они собирают запросы на навыки и компетенции, реализуют образовательные курсы или передают информацию о необходимости подготовки тех или иных специалистов организациям профтеха. Таким образом, после выпуска студент колледжа может гарантированно получить работу в проверенной компании.
В 2022 году также стартует Федеральный проект «Профессионалитет». Это экспериментальная программа Минпросвещения России для подготовки кадров под нужды экономики. Среди ключевых инициатив – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. В каждом колледже, участвующем в программе, формируется особый педагогический состав, новая методология обучения и учебно-производственные комплексы. Проект ориентирован на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с работодателями. Ключевой особенностью станет укороченный срок обучения на программе и практикоориентированный подход. «Профессионалитет» должен стать глобальной перезагрузкой системы среднего профобразования и способствовать массовой подготовке специалистов самых востребованных профессий.
На данный момент в список направлений подготовки вошли: авиастроение, атомная отрасль, строительство железнодорожного транспорта, легкая промышленность, машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, фармацевтическая и химическая отрасли. На программы проекта планируется набрать 150 тысяч студентов. Помимо дипломов выпускники также получат цифровой паспорт компетенций.