Навыки историка
Идея о том, что историческое образование - это заучивание исключительно дат и событий, зачастую приводит к тому, что абитуриенты не совсем понимают, чему их будут учить. Как и в других гуманитарных науках, исторический факультет учит в первую очередь оперировать большими пластами информации и структурировать ее, анализировать первоисточники с разных сторон, делать на основе проведенного анализа выводы. Историк должен как разбираться в узкоспециализированных темах, так и в целом понимать глобальную картину происходящего — замечать в ней меняющиеся тенденции, паттерны событий, причинно-следственную связь. Кроме того, ему необходима способность различать личное и научное, придерживаться принципов исследовательской этики и объективности. Для этого нужны навыки критического мышления, а практика исследований и анализа эти навыки прививает. Как следствие, кроме профильных знаний, историческое образование дает способность независимого анализа информации, необходимую не только во многих специализациях, но и вообще любому человеку, который хочет уметь думать собственной головой. К сожалению, многие выпускники исторических вузов жалуются на острый недостаток рабочих мест в исторической области и сложности с поиском работы; при этом нельзя сказать, что выпускнику, планирующему работать не по профессии, историческое образование не даст ничего полезного.
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Наконец, так как главная область работы историка — письменная, он должен уметь хорошо писать, что не обязательно значит оперировать исключительно сложными академическими терминами. Напротив, важно доступно излагать свои мысли, какие бы многоступенчатые конструкции ни использовались в научной работе или публицистической заметке. Знания в области более специализированных исторических дисциплин, например, палеографии, архивоведения или археологии тоже нужны, но стоит помнить, что задача университета - дать базовый уровень понимания, с помощью которого выпускнику будет проще дальше развивать свою специализацию.