Дипломная Программа Международного Бакалавриата с первого урока до выпуска: особенности образовательного пути

Личный опыт

Автор Forbes Russia Education
выпускница программы IB DP школы-пансиона St. Clare's Oxford (UK), студентка University College London (UK)
Дипломная программа Международного бакалавриата была основана в Швейцарии в 1968 году. За более чем 50 лет существования программы, диплом IB Diploma Programme (IB DP) получили более полутора миллионов человек. Весной 2020 года, сидя перед экраном компьютера, транслирующего онлайн-выпускной, я официально присоединилась к мировому сообществу IB DP, получив 41 из 45 возможных итоговых баллов. Пройдя образовательный путь по данной траектории от начала до конца и поступив в University College London, я могу поделиться собственным опытом о преимуществах и сложностях поступления и обучения на программе.
После окончания 10 класса российской школы Вера училась на программе для старших классов (IB DP) в течение двух лет в школе-пансионе St. Clare's Oxford, Великобритания (прим.ред.).
После окончания 10 класса российской школы Вера училась на программе для старших классов (IB DP) в течение двух лет в школе-пансионе St. Clare's Oxford, Великобритания (прим.ред.).
Почему именно Международный бакалавриат?

Для меня ответ кроется в вопросе. С самого начала своего существования организация IB активно продвигает свою «международность». Именно интернациональный характер дипломной программы оказал значительное влияние на мой выбор. В настоящий момент диплом IB DP можно назвать одним из самых универсальных – он котируется для поступления в университеты многих стран мира. Сейчас ребята из моего выпуска учатся во всех уголках мира: от Johns Hopkins University в США и University of Amsterdam в Нидерландах до IE University в Испании и University of Oxford в Великобритании. Я, как и многие, решила остаться в Великобритании, но это осознанное решение было принято после тщательного изучения всех предлагаемых возможностей, которые при обучении на IB не ограничиваются одной страной или континентом. Помимо разнообразия вариантов для высшего образования, для меня интернациональность дипломной программы в полной мере проявилась в разносторонности характеров и культурных принадлежностей моих друзей, знакомых и одноклассников, в окружении которых я училась в St. Clare's Oxford – школе-пансионе в английском городе Оксфорд. Для того, чтобы прочувствовать ту самую «международность» в заграничной IB школе, мне было достаточно нескольких недель. На время первого года обучения моей соседкой по комнате была очаровательная и очень аккуратная девочка немка — теперь я могу утверждать, что все представления о педантичности немцев — сущая правда. На каникулах в Москве я рассказывала родителям о том, как каждый из моих новых друзей приехал в школу из разных городов и стран – Мануэла из Рио, Шарлот из Женевы, Нейт из Гонконга. Благодаря международному характеру дипломной программы, я обрела много друзей, в окружении которых мне никогда не бывало скучно, а два года на программе пролетели очень быстро.
Структура обучения

Дипломная программа длится два года. В ее основе лежит выбор шести предметов — три для изучения на базовом уровне сложности (Standard Level) и три на углубленном (Higher Level). В то же время каждый предмет должен входить в одну из следующих групп:

Изучение родного или первого языка (Language A): в эту категорию входит английский как родной язык, а также уроки литературы на русском, немецком, французском, итальянском и потенциально любом языке мира.
Изучение второго языка (Language B): иностранцы чаще всего берут английский, но также можно изучать основные европейские языки.
Гуманитарные науки (Humanities): сюда входят такие предметы, как экономика, бизнес, история, психология.
Естественные науки (Sciences): биология, химия, физика, экология (environmental systems and societies).
Математика (Maths): предлагается на разных уровнях сложности.
Искусство (Arts): театр, изобразительное искусство, музыка. Вместо этих предметов можно выбрать либо еще один язык, либо дополнительную гуманитарную/естественную науку.

Конечно, никто не ждет от 16-летних школьников детального образовательного плана на десять лет вперед, но от выбора предметов, особенно для углубленного уровня изучения, зависит то, какие факультеты и университеты будут готовы рассматривать вашу кандидатуру. Выпускные экзамены сдаются по всем предметам и имеют наибольший вес для определения финальной оценки. Итоговая оценка по дипломной программе складывается из 45 возможных баллов, но наиболее важными для поступления на определенную специальность в университет являются оценки по Higher Level предметам. В начале второго года одна из моих подруг, изучающая биологию на базовом уровне, поняла, что хочет поступать на биохимический факультет. К сожалению, дорога в лучшие английские университеты для нее была уже закрыта: ведь в большинстве случаев изучение предмета на уровне высшего учебного заведения требует изучения того же предмета, или серии релевантных предметов (например, для медицины это химия и биология), на углубленном уровне и в школе. На момент поступления на Международный бакалавриат я четко понимала, что меня интересуют исключительно гуманитарные направления. Как следствие, на IB я взяла историю, английский для носителей и французский как второй язык на углубленном уровне, а также математику, экологию и русскую литературу на базовом. Примерное понимание интересующих областей помогло мне избежать проблем с поступлением — на данный момент я учусь на факультете истории и французского языка.
Про плюсы программы и их связь с особенностями взаимодействия между учителем и учеником

Помимо явных преимуществ, связанных с интернациональностью IB, основную ценность обучения на программе я осознала после получения диплома и поступления в университет. Два года обучения помогли мне выработать ключевые навыки, которые сейчас значительно облегчают мою студенческую и повседневную жизнь — организованность и тайм-менеджмент. Отработке заданий или новому материалу приходилось посвящать много внеклассного времени, такая загруженность позволила мне научиться грамотно распределять время, чередуя виды деятельности. Тем не менее я считаю, что с точки зрения выбора предметов система IB поддерживает баланс между индивидуальным и комплексным подходами. Во время обучения я не «распылялась» на ненужные мне предметы, но при этом поддерживала и развивала кругозор, изучая предметы из разных групп.

Динамика взаимодействия между учителем и учеником на IB сильно отличается от российского стиля преподавания. За исключением основных дедлайнов (расписания пробных экзаменов, сроков для сдачи исследовательских работ), преподаватели практически не «бегали» за учениками, не напоминали о выполнении и сдаче домашних заданий. Это не значит, что они не следили на за нашей успеваемостью — ровно напротив. Такой подход давал ученикам понять, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственный академический прогресс. Преподаватель играет роль наставника, помогает с материалом и готовит к экзаменам.

Наиболее примечательный пример — мой преподаватель по экологии. Каждый урок начинался с коллективного изучения новой темы всем классом (в моей IB школе средний размер класса был 12 человек), во время которого преподаватель не объяснял материал в формате чтения лекции, а поощрял постановку вопросов учениками. Поначалу воспринимать информацию в таком формате было сложно, но спустя несколько месяцев я научилась распределять материал на тот, что смогу проанализировать самостоятельно или с классом и тот, по которому у меня есть вопросы к преподавателю. Учась в университете, я осознала ценность навыка постановки правильных вопросов. На моем факультете один из самых популярных форматов (онлайн) лекций — это ничто иное, как вопрос-ответ.

Вне зависимости от выбранного «уклона», каждому студенту IB DP также предстоит написание развернутого эссе, развивающего навыки исследовательской деятельности. Комбинируя такую работу с историческими эссе, литературным анализом по английскому и сочинениями по русской литературе, мне удалось получить существенную базу по методам конспектирования материала и тщательного планирования. Тем, кто интересуется гуманитарным образованием будет приятно узнать, что знакомство с основами академического письма на школьном уровне впоследствии помогло понять и использовать новые техники, которые я начала изучать уже как студент исторического факультета.
Про сложности

Вышеперечисленные преимущества, которые я вынесла из программы, не казались преимуществами с самого начала.

Процесс приспособления к новой образовательной программе был труден не из-за языкового барьера или сложности материала, а с точки зрения новизны стиля преподавания и ожиданий учителей. Например, до поступления на IB я никогда не писала эссе по истории – несложно догадаться, что мои первые попытки не увенчались головокружительным успехом. Та же самая ситуация произошла и с первыми сочинениями по русской литературе, формат которых сильно отличался от тех, которые обычно пишут в российской школе.

Преподаватели IB уделяют особенное внимание пониманию, нежели зазубриванию. Но даже на понимание уходит много внеклассного времени, так что стоит быть готовым к тому, что так или иначе успех в обучении на программе заключается еще в трудолюбии и в составлении подходящего графика внеклассного обучения. Тем не менее, такие сложности нужно воспринимать как выход из зоны комфорта. После завершения обучения на IB DP стало очевидно, что именно их преодоление мне очень помогло.
25 февраля / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ