"Сразу хочу предупредить, что по взглядам аз есмь убежденный макаренковец. Вы, конечно, помните один из его выводов, что дисциплина – это не метод, а результат воспитания. Тем не менее, я так же разделяю взгляды Соловейчика, с его «воспитанием без воспитания». Но сейчас не об этом. Про среднюю школу, а точнее среднее образование.
Я давно лоббирую закон о первой учительнице. Все педагоги с самого детсада и по вузы должны получать процент от будущих доходов своих воспитанников. Духовно-интеллектуальные алименты, а не просто цветы и месседжи на 1 сентября или день рождения. Процент этот может быть и небольшой, на четыре-пять десятков учителей допустим 10 или 15. Как говорится: «Спасибо много, а тысяча рублей вполне достаточно».
Поясню. Каждого ребенка надо рассматривать как художественный фильм. Кто-то выполняет задачи сценариста, кто-то продюсера, кто-то режиссера. Кто-то костюмер, а кто-то - актеры второго плана. Но всех упоминают в титрах и все получают чек от проката. И выражение с голливудских холмов - «лучше сыграть маленькую роль в большом фильме, чем большую роль в маленьком» - приобретет новое звучание. И мы ахнем от восхищения, какие будут воспитатели и учителя, тренеры и наставники.
Если рассматривать среднюю школу как продукт, то он так или иначе должен подчиняться тем же закономерностям развития, как любая другая услуга или товар. А именно, для начала продукт должен быть как минимум в 5 разных динамиках существования: лоукостер/ медленная динамика/McDonalds, быстрая динамика/Apple и три варианта средней динамики/максимальное разнообразие/ современный гипермаркет.
И, кроме того, все это может быть в разных ценовых нишах. Да, да. Лоукостер, как ни странно это звучит, существует во всех трех ценовых нишах – и в экономе, и в средней, и в премиальной.
На сегодня господствующая доктрина в России – именно лоукостер. Обсуждать должен ли это быть МакДоналдс или Бургер Кинг, или Домино Пицца (в смысле востребованной в новейшей истории дистанционной составляющей) большого смысла не имеет. В общем, я за 5 типов средней школы, не важно в государственном исполнении или частном.
Чего хочу от школы? Легче сначала сказать, чего не хочу: детоцентризма, элитизма. Когда все вокруг детей, все для детей. Должно быть, как в здоровой мультипоколенческой семье: здороваться сначала со старшими и с женщинами, и в последнюю очередь с детьми. Так же и еду накладывать, и одежду покупать. Чем дороже школа, тем строже должны быть условия – в этом плане в России есть великолепный опыт Смольнинского института благородных, заметьте, девиц.
Что бы хотел, чтобы ребенок вспоминал через 10-20 лет после окончания? Если их там научат жить продуктивно и они создадут собственные восхитительные миры, то ничего другого как «это было худшее время в моей жизни» они сказать не смогут, ибо будут в раю, создать который их научили в детстве."