Как устроены программы IB Международного Бакалавриата? IB состоит из трех программ:
- DP (Diploma Programme) для старших классов;
- MYP (Middle Years Programme) для основной средней школы;
- PYP (Primary Years Programme) для начальной школы.
IB DP (старшие классы)
Как таковое предметное содержание есть только в дипломной программе (IB DP), имеющей четко прописанный курс (curriculum) в каждом предмете. Все предметы DP встроены в 6 групп:
- литература и родной язык,
- иностранный язык,
- человек и общество,
- науки,
- математика,
- искусства.
Каждый студент выбирает 6 предметов: 3 на продвинутом уровне и 3 на базовом. В течение двух лет обучения по каждому из этих предметов необходимо провести исследовательские работы и сдать экзамены. Обучение по программе во всех странах идет на английском языке.
Предметные курсы и экзаменационные требования оставляют учителю пространство для маневра и творчества. Например, по
литературе нет единого списка книг, но есть требования: 13 текстов, среди которых должны быть 3 разные литературные формы, 3 исторических периода, 4 страны или региона как минимум с двух континентов. Таким образом, в российской школе учитель может выбрать, например, «Войну и мир», «Щегла», «Евгения Онегина» и «Прощай, оружие», а в китайской или американской школе перечень будет другим. В выборе литературных произведений могут принимать участие и сами студенты. Главная цель программы – научить анализировать тексты и создавать свои. На экзамене будут проверяться именно эти умения, а пройденные тексты должны использоваться как пример. Курс по
истории тоже составляется учителем из большого набора общих тем, концепций и с учетом требований по количеству стран, эпох и событий. Акцент делается на разнообразии точек зрения на исторические события (perspectives) и работе с историческими источниками, а не на заучивании фактов и дат (они важны, но имеют скорее практическое значение для выстраивания аргументации). Цель — научиться видеть события через разные призмы и контексты, понимать, как устроен мир. В блоке предметов
естественных наук (science) курс задан жестче, но и там заложен выбор — есть обязательный блок, есть опциональный.
Математика простора для интерпретаций почти не дает, но однако делится на два направления: прикладная и аналитическая, и студенты могут выбрать свой путь обучения.
Еще одна особенность дипломной программы IB — наличие трех обязательных курсов: развернутое эссе, теория познания и CAS (creativity — творчество, activity — деятельность, service — общество). Развернутое эссе — практика по написанию исследовательского текста, которая пригодится студентам в университете. «Теория познания» (TOK) учит студентов размышлять о последствиях, культурных сдвигах и глобальных проблемах, развивает критическое мышление и выстраивает межпредметные связи. CAS — третий ключевой компонент, уникальный для IB. В рамках данного курса студенты занимаются искусством для развития творческого мышления и спортом для и поддержания здорового образа жизни, вовлекаются в общественную деятельность, волонтерство, чтобы осознать важность и неприкосновенность прав, свобод и ценностей других людей.
Middle Years Programme — MYP (5-9 классы) Предметное содержание программы MYP школа выбирает в соответствии с национальным законодательством. В нашей стране оно должно соответствовать российскому федеральному образовательному государственному стандарту (ФГОС).
Логика и приоритеты в обучении тут те же: в биологии, химии и физике важно проверять гипотезы через эксперименты и опыты, работать с данными, понимать механизмы природных закономерностей и устройство процессов современного научного познания. Также необходимо уметь выбирать и проверять источники информации, работать в команде, критически мыслить, анализировать и создавать тексты, заниматься творчеством, заботиться о себе и окружающем мире. Все эти навыки – междисциплинарные, им тоже нужно специально учиться, практиковать, осознавать и использовать в нужной ситуации.
Primary Years Programme — PYP (начальная школа) Программа начальной ступени Международного бакалавриата (IB PYP) рассчитана на дошкольный возраст и начальную школу (3-12 лет). Как и MYP, PYP является структурой, в которую могут быть интегрированы местные требования к образовательной программе.
В основе PYP лежит исследовательский подход, который поддерживает детское любопытство, направляя его в русло осмысленного процесса получения знаний. У программы трансдисциплинарная структура, т.е. нет строгого разделения между дисциплинами, а каждая тема рассматривается под разными углами зрения. В основе PYP шесть тем:
- Кто мы,
- Где мы во времени и пространстве,
- Как мы себя выражаем,
- Как устроен мир,
- Как мы себя организуем,
- Наша общая планета.
Предметы выполняют роль кирпичиков, на которых держится трансдисциплинарность. Например, изучая тему воды в рамках блока "Как устроен мир", дети знакомятся с круговоротом воды в природе и экспериментируют с агрегатными состояниями воды, измеряют расход воды дома или в школе, наблюдают за потребностью в воде во время физической нагрузки. Развитие понятийного мышления реализуется через ключевые и родственные концепции. Рассмотрев их на фактических примерах (скажем, понимание концепции "система"), сравнивая примеры и выделяя ключевые моменты, обобщая и делая выводы ("система объединяет элементы, которые взаимодействуют и связаны друг с другом для более эффективной работы"), ученики могут проверить свое понимание в новых контекстах - например, выяснить, является ли организм системой.
Реализация программ Международного бакалавриата сильно зависит от особенностей школы, ее философии и установок, руководства, структуры, личного восприятия и отношения педагогов, а также местных требований и государственных образовательных систем. Даже в рамках одной страны и единых образовательных стандартов, школы имеют возможность выстраивать свои уникальные траектории.