Что именно вы меняете, чтобы превратить школу в «космический корабль»?
Мы меняем все: управленческую структуру, роль учителя, систему взаимодействия и оценивания, архитектуру, дизайн, то, как выглядит школа, как она чувствуется.
Управленческий пример. Мы, насколько я знаю, единственная школа в Москве, где у директора нет своего кабинета. Все сидят в огромном оупенспейсе (open space), он открыт, там нет дверей. Вот в сентябре у меня случилась история, которая иллюстрирует, чем наша школа отличается. К нам в оупенспейс зашел пятиклассник и говорит: «А где здесь директор сидит?». И я так выглядываю из-за ширмы с цветочками, говорю: «Я здесь сижу, молодой человек. Что Вы хотели?». А он говорит: «Да я ничего не хотел, я зашел посмотреть, где Вы тут сидите», - и пошел дальше. Такой уровень общения между детьми и администрацией и учителями – он редкий в школах в целом.
Педагогически тоже можно многое менять. Вот, например, мы сейчас реформируем «началку». Обычно в начальной школе такая система, когда у вас есть классный руководитель и класс. И этот классный руководитель 4 года этот класс воспитывает. Мы отказались от этой системы в пользу того, что есть один поток, с которым работают несколько учителей. Т.е., вместо того, чтобы два учителя работали с двумя классами по 18 человек, мы берем трех учителей и поток на 40 человек, замешиваем этот поток и делим его на группы каждую неделю. Каждый ученик учится не с конкретными детьми, а со всеми вместе, и за партой может оказаться с кем угодно в зависимости от предмета, дня недели и так далее. Такая система более динамичная, подвижная, гибкая, в чем-то более сложная для ребенка. Это очень большие изменения.
Что касается оценивания, я думаю, что мы полностью упраздним систему оценок в начальной школе, а в средней школе у нас уже сейчас критериальная система. При такой системе оценивания, например, английский язык разбивается на критерии: восприятие на слух, устная речь, письменная речь и так далее. И вам не ставят оценку за предмет, а дают фидбек по каждому критерию. Есть 8-балльный уровень достижения, где даже 2 балла – это достижение. Условно говоря, «ты на слух воспринимаешь столько-то слов, в таком-то объеме с такой-то скоростью. Молодец, тебе надо стремиться вот к этому уровню.»
Из сложных вещей – я бы хотел, чтобы уроки были добровольными, хотел бы убрать полностью насильственный характер в школе. Я бы хотел прийти к ситуации, когда ребенок может не идти на урок, если ему не интересно и пойти позаниматься чем-то, что ему интересно. К этому надо долго подходить, нужно воспитывать среду, которая к этому бы подталкивала. У нас много таких инструментов внедряется, где ответственность постепенно перемещается на ребенка. Начиная с элементарных вещей: мы отменили звонки и ребенок должен сам следить за временем. Но мне хотелось бы, чтобы была ситуация, когда сетка расписания есть, но насилия нет – я думаю, что эта школа была бы совсем другой. Есть школы, которые делают это. Редкие вещи, которые мы внедряем, изобретаем сами. Чаще всего они где-то уже сделаны, кто-то уже попробовал их.
Самое важное, что сейчас происходит в школе – это поиск инноваций в образовании. Наша идея в том, что мы не боимся меняться. Некоторые родители иногда спрашивают: «Когда закончатся перемены?». А они никогда не закончатся. Мир меняется и мы бежим за ним. Если мы встанем, он убежит. Главная идея школы – это развивающаяся школа. Есть много образовательных систем в мире, которые сильнее, чем российские, и много школ, которые намного сильнее наших самых сильных школ – это нужно признать. И у них надо учиться. А чтобы учиться, нужно внедрять эти новые вещи в повседневную жизнь. И ты как учитель, родитель или ребенок не должен бояться этих изменений.