Нужно ли журналистское образование для успешной работы в медиа?

Автор Forbes Russia Education
выпускник бакалавриата Университета Эразма Роттердамского (Erasmus University Rotterdam), историк
Многие опытные журналисты отмечают практический характер журналистики как профессии — в том смысле, что ее довольно бессмысленно изучать в теории, и куда полезнее приобретать навыки с опытом. Кроме того, часто журналистское образование оказывается и не обязательно для успешной работы в медиа, что признают не только главы многих изданий, но и замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин и деканы факультетов медиа и журналистики МГУ и ВШЭ Андрей Быстрицкий и Елена Вартанова. При этом немало крупных российских журналистов так или иначе получили именно профильное образование.

Делают ли работодатели в российских СМИ упор на журналистское образование потенциального работника? Насколько знания и навыки, полученные на факультете журналистики, облегчают дальнейшую работу в медиа, и какие навыки вообще необходимы начинающему журналисту? И, наконец, нужно ли вообще учиться журналистике в университете?


Профильное образование: да или нет?

Опрошенные журналисты — Илья Жегулев, корреспондент Reuters и автор программы журналистики факультета Liberal Arts РАНХиГС, Павел Власов-Мрдуляш, исполнительный директор и акционер медиахолдинга Е-генератор, Ирина Малкова, главный редактор The Bell, и Юрий Погорелый, заместитель генерального директора ИА "Интерфакс" — отмечают, что профильное образование не является для них принципиальным фактором для приема на работу. Куда больше работодателей интересует, какие навыки и опыт есть у молодого журналиста.

"Овладеть журналистскими навыками на базовом уровне сравнительно несложно, вход в профессию не требует фундаментальной университетской подготовки", - отмечает Власов-Мрдуляш. "Работодателей больше всего интересует "что умеешь", не в теории, а на конкретных примерах того, что делал". Это приводит к знакомому молодым специалистам и выпускникам порочному кругу — чтобы найти работу, нужно иметь опыт, но без работы опыт брать неоткуда.

Это распространенная проблема в любой сфере, но в журналистике она встает особенно остро: работа в медиа — скорее ремесло, чем наука или искусство. "Нельзя быть готовым к определенному типу ремесла, не стажировавшись и не работая рядом с людьми, которые этим ремеслом занимаются", - говорит Юрий Погорелый. Этим выражением он подчеркивает способ передачи знания в журналистике, где работник начинает со статуса "подмастерья", перенимая навыки у более опытных коллег, и постепенно становится "мастером". Таким образом, при рекрутинге в СМИ работодателю важно убедиться, что он говорит с претендентом на одном знакомом им обоим языке, разбирается в принципах работы СМИ и базовых профессиональных терминах. В целом же навыкам, необходимым журналисту, можно научиться в ходе работы — было бы желание. Поэтому кроме журналистского образования работодателей зачастую интересуют и выпускники других гуманитарных и не только специальностей, обученные работать с информацией и источниками. Например, как отмечает Юрий Погорелый, в редакции "Интерфакса" немало выпускников исторического факультета МГУ, а также экономических факультетов ВШЭ и РАНХиГС. В более же специализированных тематических СМИ глубокое понимание предмета, от физики до литературы, и вовсе необходимо. Кроме знаний, для работодателей важна и мотивация выпускников и студентов; как говорит Ирина Малкова, некоторое время назад студенты ВШЭ казались ей более мотивированными, чем прочие, хотя это не влияло на их уровень подготовки.

Если же выпускник получал профильное образование, его университет редко принципиально важен для работодателя. В рейтинге вузов, готовящих бакалавров для медийной индустрии, составленном Минкомсвязи в 2014 году, лидирует факультет журналистики МГУ. Некоторые опрошенные журналисты затрудняются назвать определенные университеты, из которых приходят лучшие кадры, но журфак МГУ ими упоминается довольно часто. При этом многие отмечают, что теоретическая база, даваемая на факультете, недостаточно подкрепляется практикой. По мнению выпускника факультета журналистики МГУ Ильи Жегулева, практики, доступной с первого курса, не хватает для получения более специфических знаний, которые затем приходится дорабатывать самостоятельно, например, в области экономической журналистики, которой занимался сам Жегулев. Так, недовольный нехваткой практического обучения в МГУ, а также некоторыми вопросами к политическому руководству ВШЭ, Жегулев стал руководителем программы журналистики факультета Liberal Arts РАНХиГС. Программа фокусируется на максимально практическом образовании, приглашая преподавать работающих журналистов и работодателей, у которых можно перенимать опыт напрямую и получать четкое понимание того, как работает медиасфера.

Сам МГУ, как и большинство других факультетов журналистики, дает "мейнстримное журналистское образование", как его характеризует Юрий Погорелый, то есть общую базу, с которой можно работать в дальнейшем. Погорелый также предполагает, что студенты, поступающие на журфак, уже понимают, что планируют дальше работать в полевой журналистике. В основном журналистское образование дает пропускной билет в профессию, с которым далее можно строить карьеру, и первую возможность для профориентации.

Неизменно важным преимуществом, которое дает профильное образование, остается нетворкинг. Связи, заведенные студентами во время учебы, могут в дальнейшем сыграть серьезную роль в их карьере, а формирующаяся на факультете журналистская среда позволяет делиться опытом и идеями. Доступ к такой среде - действительно одна из ключевых причин поступать на факультет журналистики.


Навыки

Характеризуя навыки, необходимые молодому журналисту, можно разделить их на общие и профессиональные, присущие именно журналистской среде. Илья Жегулев главным навыком называет умение общаться с людьми, а именно способность не только получить нужную информацию, но и понять ее суть, отделить главное от второстепенного, обработать и донести до читателя. Схожее умение отмечает Юрий Погорелый, говоря о базовых знаниях, получаемых на факультете журналистики — умение работать с информацией, замечать искажения и субъективную точку зрения в источнике, критически обрабатывать первичные данные, по его мнению, даже важнее красивого слога. Кроме того, по его мнению, для журналиста крайне важно понимание аудитории и ее запросов. Сейчас, при крайней мобильности аудитории в связи с расцветом онлайн-журналистики, этот навык как никогда полезен. Вообще изменения на рынке СМИ, в рамках которых стало появляться все больше небольших независимых медиа, не готовых платить отдельно за конкретный вид контента, сделали журналистов с ограниченной специализацией менее конкурентоспособными. По мнению Ильи Жегулева, теперь успешный журналист должен уметь всего понемногу: не только писать, но и фотографировать, верстать, снимать и монтировать видео. Не обязательно уметь делать все это профессионально и на высшем уровне, но стоит понимать общие принципы создания медиа полного цикла, и добирать дополнительные знания по необходимости.

В свою очередь, Юрий Погорелый отмечает в профильном образовании в МГУ недостаток коллективной проектной работы. Крайний индивидуализм в выполнении заданий он относит к наследию советского образования. В академических дисциплинах способность завершить исследование в одиночку - скорее обязательное умение, но для работы в медиа-сфере куда важнее быть привычным к командной динамике, интуитивному распределению ролей и сотрудничеству в рамках общего проекта. На управлении и менеджменте медиа более прицельно фокусируется факультет медиа Высшей школы экономики (пятый в рейтинге Минкомсвязи), а журфак МГУ на это не претендует.

Более технические базовые знания, по мнению Ирины Малковой и Павла Власова- Мрдуляша, — такие как понимание устройства медиахолдингов и рынка, знакомство с журналистскими жанрами, такими как репортаж, интервью или колонка, умение использовать различные базы данных, — также возможно получить в вузе, однако зачастую этому учат недостаточно.

Стоит дополнить, что журналистская практика длится куда дольше, чем само понятие "практики" в рамках университетского обучения: она продолжается и после выпуска, во время полноценной работы в медиа, и может длиться несколько лет, пока работник не становится частью редакции. Таким образом, практика необходима начинающему журналисту в любом случае, вне зависимости от ее объема в рамках университетской программы, но чем больше возможностей попробовать себя в безопасной атмосфере вуза и чем раньше она начинается — тем лучше.


Учеба за рубежом

Разбирая сильные и слабые стороны профильного образования в России, стоит упомянуть и образование за рубежом. Дает ли оно какие-то преимущества для журналиста, планирующего затем возвращаться домой и заниматься журналистикой в России? И да, и нет. Разумеется, учеба и жизнь в другой стране, на другом языке - неизмеримый опыт, в процессе которого можно почерпнуть множество новых знаний, зачастую в России недоступных. Он обогащает и личное, и профессиональное развитие, позволяя познакомиться с радикально иными подходами к рабочей этике, продуктивности и ментальности. Кроме того, западные университеты обычно куда больше опираются на необходимость практики при работе с медиа, практически сразу давая студентам проектные задания, приглашая на занятия лекторов, которые рассказывают о том, чем занимаются в своей профессии, и давая возможность заниматься журналистикой вне класса. К примеру, на факультете коммуникаций университета штата Вашингтон (Washington State University) бакалаврские программы интенсивно развивают писательский навык и нацелены на получение студентом опыта, который сделает его востребованным на рынке, а через студенческие организации можно работать на университетском радио или в газете, пробовать себя в национальных конкурсах по журналистике, вступить в общество профессиональных журналистов и так далее.

Также международные программы всегда становятся плавильным котлом для студентов из разных стран, где те обмениваются взглядами и мнениями, обсуждают волнующие их вопросы с преподавателями. Такое перекрестное опыление людей с совершенно разным жизненным опытом учит критическому подходу к получаемой информации, да и, пожалуй, большей толерантности и открытости миру. Эти же качества развивают и сами университетские курсы: в университете штата Вашингтон, например, правовая регулировка деятельности журналистов и профессиональная этика работы в СМИ обязательны для изучения.

По возможности обязательно стоит продолжить практику и вне университета, чтобы познакомиться с рабочими принципами западных коллег. Как отмечает Илья Жегулев, принципы западной журналистики строятся на вдумчивом осмыслении первоисточников, а сама журналистская сфера постепенно меняет свой подход к понятию объективности, становясь более разделенной на разные лагеря. Работа в западных СМИ дает возможность самостоятельно сформулировать свое мнение об этом подходе и научиться применять его на практике. Кроме того, работа в другой стране обычно облегчает процесс получения вида на жительство и последующей эмиграции, но если журналист не планирует переезжать, эта сторона вопроса не так для него важна.

При этом, по мнению Павла Власова-Мрдуляша, образование за рубежом выгодно только в случае, если студент поступает в уважаемый университет в стране с развитыми СМИ, и желательно на стипендиальную программу. В противном случае, усилия того не стоят. Стоит помнить, что если выпускник собирается возвращаться в Россию после окончания университета, в родной стране ему придется строить сеть знакомств с нуля, поскольку платформы для нетворкинга в виде российского вуза у него нет. Однако, бесспорно, с дипломом западного университета есть шанс стать более конкурентоспособным, чем выпускники российских вузов, если есть уникальный опыт, которым вы можете этот диплом подкрепить; также он облегчает доступ на работу в западные отделения информационных агентств, многие из которых находятся в Москве.




24 сентября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ