Как выбрать вуз, подходящий именно вам?

Важные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе учебного заведения за рубежом

АВТОР:
Александра Оленина
Forbes Education Contributor
эксперт по международному образованию, аспирантка UCL
Выбор учебного заведения, тем более в другой стране, является одним из важнейших решений, которые мы принимаем в жизни. Тем не менее, статистика беспощадна: например, в США, около 60 процентов ребят по разным причинам отчисляются из вузов. Мой опыт работы с абитуриентами показывает, что поступающие часто руководствуются формальными процедурами при выборе вуза, стараясь попасть в престижное учебное заведение, а не в тот университет, который им лучше всего подходит.

Ниже я привожу несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе учебного заведения за рубежом.

Структура курса и учебная нагрузка

Университеты, как правило, ограничиваются кратким описанием образовательной программы на своем сайте. Иногда есть возможность скачать брошюру с перечнем названий модулей, входящих в программу, с официального веб-сайта вуза или обратившись в приемную факультета (кафедры). Однако получить информацию с подробным описанием разных предметов и примерное расписание на учебный год — задача нетривиальная, требующая времени и проактивности от абитуриента. А это, на самом деле, очень важно.

Наше представление о том, что может входить, например, в программу «Лидерство в образовании», может сильно отличаться от того, что под этим понимает тот или иной вуз и конкретный преподавательский состав. У вас может быть ощущение, что это — про лидерство и менеджмент, про управление и коммуникацию. А на практике окажется, что вуз создал эту программу с уклоном в педагогику и психологию детей старших классов школы, например. И все модули будут заточены под это определение предмета.

Вторая очень важная задача — понимать образовательную нагрузку. В России и ряде соседних стран с образовательной системой-наследницей СССР, распространённое представление об очном обучении примерно такое: пары с 9 утра до 3 дня, 5 дней в неделю. Дальше – студент предоставлен сам себе. В промежутках между семестрами есть сессии, к которым можно подготовиться в последние пару недель семестра.

Учебная нагрузка за рубежом бывает очень разная. Как правило, у вас не будут заняты все 5 дней в неделю. Обычно это три дня, иногда два. Учебные часы тоже разные: одна пара может быть в 9 утра, вторая в 6 вечера, на этом все. Однако образовательная программа будет строиться на том, что вы делаете в промежутках между парами. Итоговые работы, индивидуальные или групповые, требуют от студентов вкладывать время и силы на протяжении всего триместра (или семестра), чтобы получить хороший балл. Существенный объем нагрузки приходится на самообучение. Вам могут дать в работу проект, презентацию или эссе, которые достойно не сделать за пару дней в конце учебной четверти. Кто-то еще будет пытаться подработать, кому-то нужно подтянуть язык, какие-то академические навыки, не терять социальную жизнь и т.д. Для успешной учебы нужно уметь быстро и качественно организовывать свое время.

Другой пример – в ведущих бизнес-школах помимо пар, а также групповых заданий и проектной работы есть огромное число мероприятий, организованных карьерным отделом вуза. Их необходимо посещать, если вы хотите прокачать свои коммуникационные навыки, расширить нетворкинг и завести правильные знакомства. Они могут проводиться в разных частях города, в разное время, и никак не учитываются в учебе, но будут чрезвычайно важны для будущего трудоустройства и выстраивания социальных связей. Чтобы «быть в теме» и ничего не упустить многие ставят на паузу личную, да и всю остальную жизнь за пределами вуза на год-два, спят мало, всегда имеют при себе на случай внезапного ивента костюм или платье «на выход». Все для того, чтобы максимально окупить инвестиции в образование.
Локация вашего факультета (не главного кампуса вуза)

Здесь, на первый взгляд, будет банальный совет – изучить, где конкретно находится факультет или кафедра того вуза, где вы будете учиться. У одного вуза может быть несколько кампусов. Эти кампусы могут находиться на разных континентах, странах, в разных частях города. Одна и та же программа в разные годы может преподаваться на разных кампусах. Кампус может тоже иметь несколько размытое значение — по сути, это обозначение всех учебных корпусов и ассоциированных зданий вуза. Здания могут находиться в одном месте, быть вписаны в ландшафт пригорода или разбросаны по всему городу. Учебные корпуса могут принадлежать вузу, а могут быть арендованы, договоры аренды могут заканчиваться, градостроительные планы меняться, факультеты – переезжать.

То, что головное здание вуза находится в самом центре города не значит, что ваш факультет находится там же, и что занятия будут проводиться на факультете. Факультет может находиться где угодно. Как и общежития и студенческие резиденции. Затраты на транспорт, если это не небольшой студенческий город, где можно ездить на велосипеде, как правило, занимают вторую позицию в списке студенческих расходов. Поэтому важно спланировать заранее, где вы будете жить и сколько времени занимает дорога до вуза и обратно.
Демография курса

Выбирая вуз, мы редко задумываемся о том, кто с нами будет сидеть за соседней партой. С учетом того, что во многих зарубежных вузах работа часто строится в мини-группах и проектах, большой акцент делается на peer to peer learning, то есть, на работу и взаимодействие сокурсников. Большая часть того, что мы вынесем из учебного процесса – это результат как раз такой работы. У специалистов в области международного образования, конечно, больше ресурсов, чтобы узнать, какого уровня студенты учатся на конкретном курсе и по конкретной программе. Никто не хочет оказаться в группе студентов, которые плохо говорят на иностранном языке, не имеют релевантного образования, молчат и не высказывают свое мнение.

Увеличившаяся студенческая мобильность и направленность вузов на привлечение иностранных абитуриентов через работу с образовательными агентствами способствуют появлению большого числа ребят из одного региона. Расследование австралийского телеканала о разных практиках зачисления иностранных студентов в ряд вузов выявило, что классы могут на 90 процентов состоять из представителей одной национальности, и это будут не местные студенты. Например, если лет 5-10 назад в Австралии учились, в основном, китайцы, сейчас это студенты из Индии. Информации об этом на сайте вуза вы не найдете.
    Ваш академический уровень

    Важность учебы через общение и работу с однокурсниками — это обоюдная история. Поэтому здесь важно, чтобы абитуриент очень здраво оценивал свои навыки и академический опыт. Сможете ли вы быть интересным собеседником, делиться опытом и идеями или у вас неуверенный язык, раньше вы никогда не делали проекты, не работали со специализированным программным обеспечением или оборудованием, а поступали на энтузиазме и интересе «узнать что-то новое»? Насколько вы будете комфортно себя чувствовать в режиме догоняющего? Получится ли выстроить отношения с сокурсниками, преподавателями и работодателями, если планка поднята слишком высоко, а времени на то, чтобы быстро подтянуть все, что требуется, нет?

    Самооценка и уверенность в себе и своих силах очень важны. И они точно подвергнутся испытанию при переезде в другую среду. Вопрос в том, стоит ли их сильно проверять на прочность? Малкольм Гладвел рассказывает о своем исследовании, проведенном среди студентов разных вузов США. Если проследить достижения и количество публикаций выпускников, то те, кто учился успешнее, вне зависимости от того, какой это был вуз, условный Гарвард или местный колледж, показывали результаты лучше, чем ребята с невысокими баллами. Т.е. даже средние студенты топовых вузов Лиги плюща, невероятно умные людьми, прошедшие отбор и закончившие вуз, демонстрировали более скромные результаты по сравнению с лучшими выпускниками вузов средней руки. Не так важно, насколько престижен вуз, важно, насколько он вам подходит и как вы себя в нем чувствуете.
    Преподавательский состав

    Тут, кажется, все просто: заходим на страницу с профессорско-преподавательским составом и знакомимся с достижениями докторов и профессоров. Но нет. Факультет и вуз, безусловно, гордится своей профессурой, особенно той, которая повышает его престиж, т.е. занимается научной деятельностью и публикуется. Чем статуснее профессор, тем больше (как правило) он привлекает грантового финансирования и тем больше времени из преподавательства он «выкупает» себе на проведение исследований. Мало какие вузы предоставляет информацию именно о преподавательском составе. Зарплата преподавателя-лектора не такая высокая, как исследователя, некоторые вузы заключают временные контракты с лекторами (hourly paid lecturers), которых приглашают на один-два семестра, а также нередко привлекают аспирантов к этому процессу. Профессор может быть директором программы и к нему можно обращаться в приемные часы, но на самих лекциях его может совсем не быть. Другое дело, что профессор может быть хорошим исследователем и плохим преподавателем, но это другая история.

    Например, для того чтобы помочь абитуриентам принять осознанное решение и оценить качество преподавания в вузе, Великобритания ввела дополнительный рейтинг своих вузов — Teaching Excellence Framework, который призван оценить именно качество преподавания. Можно заметить, что у топовых вузов нередко имеется «серебряный» или «бронзовый» статус, а у вузов второго эшелона встречается «золотой». Здесь все зависит от приоритетов вуза и акцента на культивирование качественного и комплексного студенческого опыта в процессе учебы.

    Получая онлайн-образование, верифицировать такие нюансы бывает еще сложнее. Почитайте историю на грани фантастики, когда лекции умершего профессора, записанные для целого модуля, еще несколько лет после его смерти показывали студентам канадского вуза.
    Финансы

    В любом пособии про выбор вуза за рубежом обязательно будет информация о важности финансирования, его наличия и способах поиска. И это понятно. Но мало кто упоминает о сопутствующих расходах и вещах, которые с ними ассоциируются. Сопутствующие расходы – это не только книги, техника, софт, проживание, питание и транспорт. Это активное участие в образовательном процессе. Представления вузов о степени и необходимости подобного участия невероятно разнообразны. Например: программы обмена и платные образовательные программы в вузах-партнерах; выбор между волонтерством в Северной Африке или отдыхом в ЮАР (в рамках группы); организация факультетом интересного семинара в Огайо при том, что ваша кафедра предлагает mindfulness retreat на Бермудах, и так далее. Вопрос в том, как ведет себя окружение студента, насколько важно и нужно (или нет) быть в этом окружении, формировать социальные связи.

    Когда я была студенткой факультета международных отношений СПбГУ и на последние деньги уехала на неоплачиваемую стажировку в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, мне хватало средств ровно на то, чтобы прожить до конца программы и заплатить за жилье с ежедневной нормой денег только на еду. Сначала другие стажеры меня активно приглашали на кофе в столовую, на вечеринки и совместные поездки. Но после того, как один, второй, третий раз я вынуждена была отказаться, приглашения приходить перестали. В итоге, я не получила ни одного «качественного» знакомства с другими стажерами, которые сейчас работают в международных организациях по всему миру.

    Здесь можно провести параллель с «курилкой», которая сейчас трансформировалась в «беседы у кулера». Чтобы получить максимум от образования, вам нужно быть в месте, где быстро решаются вопросы, люди неформально общаются и делятся новостями, создаются дополнительные точки соприкосновения, завязываются знакомства, дружба, партнерства.
    Плотность контекста и нетворкинг

    В продолжение предыдущего пункта и важности социальных связей. Многие абитуриенты планируют после окончания учебного заведения либо остаться работать в стране на какое-то время, либо, как минимум, получить профессиональный опыт. И здесь очень важна среда, в которой студент учится и живет. К примеру, в США есть великолепные кампусы, расположенные на огромной территории далеко от крупных городов. Вероятность стажироваться параллельно с учебой, посещать мероприятия в офисах компаний и активно строить связи за пределами кампуса будет невелика. Это тормозит профессиональное развитие и расширение социального окружения.

    Какие работодатели есть в вашем регионе, какая культурная, социальная, индустриальная, инновационная, стартап жизнь есть в том месте, куда вы едете учиться на несколько лет? Это очень важный вопрос, требующий вдумчивого исследования.
    Собранный выше список далеко не полный, и нюансов выбора учебного заведения, конечно, гораздо больше (и надо очень постараться, чтобы найти исчерпывающие ответы). Различна и значимость этих факторов для каждого конкретного абитуриента. У всех разные цели, задачи, инструменты, приоритеты, и единой методички, которая подойдет всем и каждому — нет. Однозначно, лучше задать себе больше вопросов при выборе вуза в какой бы то ни было стране мира, чем не задать их вообще.
    22 апреля / 2021

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ