С каждым годом становится все сложнее угадать, чему стоит учиться современным российским выпускникам школ — и где им стоит учиться. Единого ответа на эти вопросы попросту не существует, у каждой семьи свой набор обстоятельств и факторов, влияющих на решение о высшем образовании детей.
Поток российских школьников, поступающих в зарубежные вузы не слишком велик —по статистике ЮНЕСКО, таких детей примерно 1,5% от общего числа
[i], всего несколько десятков тысяч студентов. Многие родители и сами школьники не решаются задуматься о высшем образовании за пределами России, в том числе, потому, что не представляют себе, как подступиться к вопросу выбора иностранного университета — многообразие возможностей существенно усложняет выбор.
Моя старшая дочь учится в Swarthmore College (Колледж Свартмор) в США и рассматривает возможность продолжения образования в Европе, а младшая дочь заканчивает московскую школу и уже поступила в New York University (NYU, Нью-Йоркский Университет). Исходя из своего опыта, в этой статье я попробовала вычленить главные критерии выбора зарубежного вуза и постараться дать ориентиры для их успешного прохождения.
Сразу оговорюсь: ниже речь пойдет об обучении на степень бакалавра. Получение степени бакалавра в России с последующим поступление в зарубежную магистратуру — отличный вариант, но совсем другой с точки зрения логики процесса поступления в иностранный университет. К магистратуре студенты подходят уже взрослыми людьми со сформировавшимся пониманием «расстановки сил» в выбранной специальности, с лучшим пониманием процесса поступления и обучения, а также зачастую с серьезной информационной поддержкой, в том числе, со стороны российского вуза, в котором они получают степень бакалавра. Оставим эту тему пока за кадром и сосредоточимся на школьниках. Куда же поехать учиться?