Web 3.0 — довольно забавная штука, у нее сейчас даже определения нет. Это попытка переосмысления общей конструкции современного интернета.
В Web 1.0 были сервера (сервисы) и их потребители. Типичный сервис времен Web 1.0 —например, сайт New York Times, который публикует контент, размещает его на своем сайте, а пользователи посещают этот сайт и потребляют информацию.
Чем отличается Web 2.0? Тем, что между пользователями и создателями контента проведена параллель. У нас появились социальные сети, в которых потребитель и издатель — одно и то же лицо. Иными словами, если в Web 1.0 есть разделение на владельца аппаратного ресурса (владельца сервиса) и конечного пользователя, то в схеме Web 2.0 между пользователем и создателем контента нет никакой разницы, это фактически одна и та же личность.
Web 3.0 — следующий шаг. Мы больше не хотим зависеть от конкретного сервиса, для того чтобы продолжать делать то же самое, что было в Web 2.0. В социальной сети вы идете на конкретный сайт (например, Facebook
*), там размещаете свою информацию и ей владеет и распоряжается соцсеть. Для того, чтобы получать информацию о своих друзьях или новостях, вам нужно посещать этот сервис. В формате Web 3.0 предполагается, что вы сможете размещать информацию у себя, быть ее единственным владельцем. Другие пользователи «волшебным образом» получат ваш контент, минуя центральные сервера в виде Facebook
* и подобных компаний.
Web 3.0 несет в себе идею децентрализации и отказа от понятия персоны. Сейчас, когда пользователь заходит в Telegram, его просят указать номер телефона, для того чтобы его идентифицировать. В Web 3.0 персональные данные хранятся только у самого пользователя, он ими ни с кем не делится.
Особенно актуальным стала децентрализация сейчас. Очень хорошо видно, как с конца февраля единый и цельный интернет распадается на сегменты. В условиях Web 3.0 границы стран не существуют как самостоятельная сущность.