Web 3.0 и какое образование нужно для работы в индустрии будущего?

Интервью с Никой и Георгием Корели

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer

Большинство из нас слышали новые, но уже уверенно вошедшие в обиход термины из IT-индустрии: крипта (crypto), блокчейн (blockchain) и Web 3.0. Считается, что в скором будущем эти понятия станут неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня ведущие мировые университеты инвестируют миллионы долларов США в исследования новых IT-технологий и включают в программы обучения все больше курсов, посвященных блокчейну, криптовалютам и токен-экономике.

Как разобраться в этой многообещающей сфере? Стоит ли рассматривать образование в области блокчейн-технологий и кому оно может быть полезным?

Forbes Education поговорил с выпускником University of Warwick (PhD, Математическая экономика) Никой Корели и студентом Stanford Graduate School of Business (MBA/MS, Окружающая среда и ресурсы) Георгием Корели, которые, вдохновившись полученными знаниями, создали собственный блокчейн-стартап.

СЛОВАРЬ

Web 3.0 – новая концепция интернета, фундаментальным смыслом которой является децентрализация. Сегодня можно только предполагать, каким именно окажется интернет будущего, но распространено мнение, что в Web 3.0 не будет единого органа контроля, а, следовательно, и цензуры (в роли контролера в современном интернете, в частности, выступают социальные сети и поисковые системы), весь контент будет находиться в управлении пользователей. Одним из примеров возможного развития Web 3.0 может служить модель организации социальной сети, при которой пользователям с наибольшим количеством просмотров будет принадлежать часть платформы наряду с основателями, инвесторами и другими собственниками. Они смогут получать процент прибыли платформы, а также принимать решения о дальнейшем ее развитии.

Блокчейн – технология шифрования, хранения и передачи данных, когда информация размещается в цепочке блоков, распределенных одновременно на множество разных компьютеров, соединенных друг с другом в интернете, но полностью независимых друг от друга. При использовании этой технологии данные не находятся под контролем одного лица или компании: они распределены между разными пользователями, причем у каждого из них хранится лишь часть цепочки. Переписать информацию в цепочке невозможно, поскольку при изменении одного из блоков остальные перестают работать. Таким образом, блокчейн обеспечивает полную прозрачность и безопасность данных.

Токен – запись в регистре, распределенная в блокчейне, которая используется как аналог «ценной бумаги» в цифровом мире. В отличие от криптовалют, токены могут выпускаться и управляться централизовано.

Смарт-контракт — компьютерный протокол, который позволяет проводить сделки и контролирует их исполнение с помощью математических алгоритмов.
Ника Корели

2007-2011 гг. – бакалавриат НИУ ВШЭ по направлению бизнес-информатика.
2011-2013 гг. – магистратуруа по экономике в Болонском университете (University Di Bologna)
2013-2019 гг. – PhD по математической экономике в University of Warwick

Георгий Корели, вице-чемпион мира по самбо

2009-2015 гг. – бакалавриат по направлению маркетинг и магистратура по менеджменту в РЭУ им. Г.В. Плеханова
2019-2022 гг. – MBA/MS in Environment and Resources в Stanford University
Где вы учились и как образование помогло вам «погрузиться» в тему блокчейн-технологий и Web 3.0?
Н.К: 5 лет назад я получил степень PhD по математической экономике в University of Warwick (Уорикский университет), моя научная работа была посвящена исследованию рыночных механизмов и их стимулирования (Market Mechanisms and Incentives). Кстати, экономический факультет Уорика считается одним из лучших в Великобритании.

Университет выделил £3 млн на изучение блокчейна и я был одним из тех, кто активно участвовал в исследовании технологии и ее применения в различных секторах экономики. Моим научным руководителем был Геракл Полемархакис (Herakles Polemarchakis) – бывший советник по экономике премьер-министра Греции, человек с обширным научным опытом в области дизайна механизмов (прим. ред. – дизайн механизмов – область исследования в экономической теории и теории игр).

В Warwick я понял: вся архитектура блокчейн-стартапов строится на понимании стимулирования участников рынка как экономических, так и социальных. Поэтому наряду с навыками программирования важно иметь фундаментальное понимание экономики: макро- и микро-экономика – критические элементы любой токен-экономики.

После глубокого погружения в тему блокчейна действительно начинаешь понимать, что это не просто о том, как «закодить» программу, а о том, как создать инфраструктуру, упрощающую получение определенных сервисов пользователями.

В University of Warwick было несколько курсов, посвященных Web 3.0. Understanding blockchain (пер.англ. понимание блокчейна) и Finance in the digital world (пер.англ. финансы в цифровом мире). Их изучение помогло мне понять, насколько большой потенциал есть у Web 3.0, и осознать, почему за ним будущее.
Warwick изменяет, удаляет старые модули и классы, постоянно обновляя учебную программу. Более подробную информацию по соответствующим курсам можно найти на сайте.
Warwick изменяет, удаляет старые модули и классы, постоянно обновляя учебную программу. Более подробную информацию по соответствующим курсам можно найти на сайте.
Сегодня, спустя пять лет, мы видим, что решение посвятить себя блокчейн-технологиям было правильным: все больше людей начинают заниматься данными технологиями и все больше финансов аллоцируется в индустрию. К примеру, одна из крупнейших социальных сетей – Reddit – выпустила токены на блокчейне, которые дают различные привилегии их держателям.
Г.К.: Я сейчас в Стэнфорде (Stanford GSB) делаю MBA (Master of Business Administration) и MS (Master of Science) по направлению Environment and Resources (пер.англ. окружающая среда и ресурсы). В арсенале университета есть четыре курса по тематике блокчейна: Cryptocurrencies and blockchain technologies (пер.англ. криптовалюты и блокчейн-технологии), Internet-Scale Consensus in the Blockchain Era (пер.англ. масштабирование консенсус-алгоритма в эру блокчейна), How Software Ate Finance (пер.англ. как программное обеспечение съело финансы) и The Future of Finance (пер.англ. будущее финансов). Данные курсы можно взять, являясь студентом Стэнфорда, при этом как программы MBA/MS, так и бакалавриата (BS). Я прошел три из них.

Курс "How Software Ate Finance" я взял в свой первый год обучения, но мало что понял – просто присматривался к наиболее интересным для меня индустриям. Курс был технической направленности, и мне было достаточно сложно его освоить без понимания практического применения содержания. Далее, как только я начал думать в сторону стартапа на основе блокчейна – появился и интерес, и знания, которые позволили детально разобраться.

Потом были еще два курса – особенно запомнился Beyond Bitcoin (пер.англ. за пределами биткойна) c Дэном Лифардом (Dan Liphard) – основателем крипто-платформы Enya.ai. В первую очередь, курс дал понимание технологического преимущества смарт-контрактов и их применения. На основе полученных знаний я и моя команда разработали наш собственный смарт-контракт. Также во время обучения к нам приходили основатели блокчейн-стартапов и рассказывали про применение технологии в различных индустриях, таких как финансы, энергетика, электронная коммерция, – что тоже помогло на практике разобраться со всеми сложными нюансами технологии.

По мере общения с однокурсниками, я стал более детально вникать в подробности различных крипто-проектов, таких как DAO (decentralized autonomous organizations), социальные токены и др., начал задумываться над тем, как я вижу будущее социальных платформ, в которых нет посредников и все управляется smart-контрактами – и сразу начал адаптировать свой стартап под это направление, внедрять социальные токены и смарт-контракты.
По вашему мнению, Web 3.0 перспективное направление? На кого стоит учиться?
Г.К.: Web 3.0 – активно растущее направление в Стэнфорде, которое привлекает все больше интереса. Для примера: в мой первый год обучения на предпринимательском курсе "Formation of New Ventures" среди проектов, представленных студентами, только один был на тему Web 3.0. А спустя всего лишь два года на аналогичном курсе у нас было уже 15-20% Web 3.0 стартапов, начиная с DeFi (decentralized finance) и заканчивая GameFi (play-to-earn платформы).

В Стэнфорде есть специальный Stanford Blockchain Club, в котором состоит более 500 человек, с января этого года в университете стартовал блокчейн-акселератор, а выпускники Стэнфорда основали уже несколько Web 3.0 единорогов, таких как OpenSea и Pi Network. Это ли не доказательство перспективности?

Н.К.: Сейчас в блокчейне активно развиваются три направления.

Во-первых, блокчейн-программирование: новые протоколы (например, Solana) очень схожи с программированием на Phyton, среднему программисту нужно примерно 2 месяца, чтобы научиться писать блокчейны. Я самостоятельно освоил программирование на Rust (язык программирования Solana) в течение двух месяцев.

Во-вторых, комьюнити-менеджмент: нужны люди, которые будут вести социальные сети и помогать пользователям адаптироваться к платформе.

Третье направление - токен-архитектура: необходимо создавать инфраструктуру, определять, сколько токенов должно быть выпущено, каких, какую работу должны проделать пользователи, чтобы их получить и выяснять прочие детали whitepaper – документа, отвечающего за дорожную карту и технологию для пользователей.

Г.К.:
На мой взгляд, победителем станет тот, кто создаст платформу, предлагающую преимущества Web 2.0 (функционал, дизайн и т.д.), дополненные элементами Web 3.0 (например, вознаграждение участников токенами, дающими пользователям возможность участвовать в развитии компании, с правом продавать полученные токены). При этом важно, чтобы платформа была так же легка в использовании, как Web 2.0. Наш преподаватель по предмету "Intelligent growth for Startups" (пер.англ. продуманный рост стартапов) – Анн Миура-Ко (Ann Miura-Ko) называет это Web 2.5, так как технология адресуется пользователям Web 2.0, но с подходом Web 3.0.

Н.К.: Многие стартапы делают основной фокус на крипто часть платформы, забывая про то, что это не основная цель использования продукта. В первую очередь, нужен отменный продукт, а крипто может служить дополнительным стимулом.
С чего начать тем, кто хочет разобраться в крипте и Web 3.0?
Н.К.: Начинайте с малого. Много ресурсов можно найти в Твиттере. Также я бы посоветовал прочитать исследование «Economics and Math of Token Engineering and Defi» (Экономика Токенов и цифровых активов), написанное Lisa JY Tan (Лиза Джей-Уай Тэн).

Г.К.: Я очень люблю подкасты, а самый лучший про блокчейн – Bankless. Из книг я бы посоветовал «Token Economy» («Токен-экономика») Шермина Вошмгира (Shermin Voshmgir), в ней доступно рассказано про потенциал токенизации ресурсов и к чему она может привести.
Не могу не спросить: какие у вас прогнозы по дальнейшему развитию рынка криптовалют?
Н.К.: Сейчас очень много различных протоколов, в которые можно инвестировать, поэтому однозначный ответ сложно дать. С одной стороны, появляется больше стартапов и, соответственно, больше денег уходит в сферу crypto, а с другой – выживут из них немногие. Вспомните 2000-е годы и «пузырь доткомов» (dot-com bubble), когда появились сотни интернет-компаний, но лишь немногие представляли реальную ценность. Дальше Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ужесточила требования к IPO и теперь меньше "пустых" компаний можно увидеть на рынке акций. То же самое с криптовалютами: нужно быть осторожными и выбирать только те протоколы, в которых вы хорошо разобрались.

Г.К.: Я ожидаю дальнейшее падение цен на криптовалюты в соответствии с политикой Федерального резервного банка США о приостановлении QE (quantitative easing) в связи с высокой инфляцией. Цены на криптовалюты зависят от макроэкономических факторов, как и акции. При повышении процентных ставок цены на активы падают – то же самое происходит в крипте: инвесторы забирают деньги и направляют их в казначейские облигации и наличные, в безрисковые инструменты.
7 февраля / 2022