МВА – источник новых ролевых моделей. Как изменить карьеру с помощью образования

Интервью с выпускником программы MBA в Yale School of Management Станиславом Вавиловым

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer
Станислав Вавилов родился в городе Бугульма, Татарстан. Закончил Кафедру океанологии Географического факультета и Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. С 2008 года по 2014 год работал аналитиком в инвестиционной компании «Росток Групп» и менеджером проектов в некоммерческом think tank – Институт Мировых Идей. С 2011 года является членом Балатонской Группы и участником германо-российского форума "Молодые Лидеры". С 2014 по 2016 год учился в Yale School of Management, с 2016 по 2021 год учился на PhD в Университете Массачусетса в Бостоне. С 2021 года – Assistant Professor of Management в Dolan School of Business at Fairfield University.
Почему ты решил получать MBA? Какие цели ставил перед собой до учебы?

Мой путь к МВА был совершенно нестандартным. Вначале было сложно даже представить, что этот путь приведет к МВА, но, как сказал в своей Стэнфордской речи Стив Джобс: «Вы не можете соединить точки, заглядывая вперед; вы можете соединить их, только оборачиваясь назад».

В 16 лет я поступил на Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Я закончил кафедру океанологии и поступил в аспирантуру, где одним из основных предметов была философия науки. Меня очень увлек этот предмет и я передумал становиться ученым-океанологом. Вместо того, чтобы изучать физические процессы изменения климата, мне захотелось изучать общественные процессы и я пошел получать второе высшее на Факультете государственного управления МГУ.

Параллельно с учебой я работал – немного в консалтинге, немного в банках, немного в управляющих компаниях, где занимался, в основном, анализом новых бизнес-проектов. С 2010 года занимался развитием проектов в некоммерческой организации Институт Мировых Идей, которая выполняла функцию визионерского think tank (пер.англ. аналитический центр) и продвигала идеи устойчивого развития в бизнес-среду и в сферу государственного управления. За 4 года мы сделали довольно много – организовали большое количество мероприятий, конференций и форумов, издали серию книг про глобальные тренды, сотрудничали с ведущими медиа, помогли с развитием нескольким проектам в сфере зеленой химии в России.

В то время я начал задумываться о следующем шаге в карьере. Многие знакомые, получившие бизнес-образование, говорили, что программы MBA – прекрасный способ изменить карьеру, в том числе осуществить переход из некоммерческого сектора в коммерческий. Так как работа моя находилась на пересечении бизнеса, науки и инноваций, выбор именно МВА мне показался наиболее подходящим. К тому же, это был период, когда бизнес и предпринимательство в сфере зеленой энергетики и устойчивого развития только начинали свой подъем, и я чувствовал, что смогу сделать сильный кейс и поступить в топовую бизнес-школу.
Какие программы рассматривались?

В первом раунде я подавался только на две программы – в Yale School of Management и MIT Sloan School of Management. В MIT я выстраивал свой кейс с позиции зеленой энергетики, но я не прошел на этап интервью. Во втором раунде я планировал подаваться в Harvard Business School, Haas School of Business и Ross School of Business.

Но в первом же раунде меня пригласили в Yale SOM, и я решил на этом остановиться, так как Йельская школа менеджмента была моей «dream school».
Расскажи о программе MBA в Yale SOM? Есть ли в Йеле какая-то своя специфика?

В Йеле я учился на традиционной двухлетней МВА-программе. Yale SOM позиционирует себя как школа на стыке бизнеса и управления некоммерческими организациями. Поэтому для меня ключевой чертой программы Йельского MBA, вокруг которой я выстроил свой нарратив и свою историю, стал именно ее фокус на устойчивом развитии и на управлении некоммерческими организациями. Более того, одна из ключевых внутренних стратегий Yale SOM состоит в глубокой интеграции с другими школами Йельского университета: от Школы Драмы до Школы Архитектуры. Для меня важным фактором стало то, что кроме традиционных бизнес-классов, я мог брать классы в Yale School of The Environment (Йельская школа окружающей среды), например, курсы по "зеленым" инвестициям, энергетическим системам и переходам, cleantech стартапам. Именно эта дополнительная ориентация на сферы, связанные с энергетикой, изменением климата и устойчивым развитием, и определила мой выбор. Также местоположение университета было для меня важным фактором. Изначально я думал про поиск работы именно в сфере устойчивого развития, а Йель расположен рядом с Нью-Йорком, Бостоном и Вашингтоном, где находится много организаций, которые занимаются такой проблематикой или выстраивают бизнес вокруг нее.
В итоге, ты связал свою профессиональную деятельность с наукой, как это получилось?

Вообще, МВА – время, когда можно сильно изменить свою карьеру. Как говорят в карьерных центрах бизнес-школ, карьеру каждого студента можно описать с точки зрения трех характеристик: страна, индустрия, сфера деятельности. Обучаясь в бизнес-школе, студент может легко сменить одну характеристику, довольно сложно изменить две и практически нереально изменить три. У меня соответственно были: Россия, некоммерческие организации , развитие проектов в сфере устойчивого развития и ESG. Во время первого года на МВА, я думал про карьеру в зеленых инвестициях и, может быть, в консалтинге, которые были наиболее близки к моему предыдущему опыту.

Другие ключевые вопросы, на которые приходится отвечать на курсах лидерства и карьеры МВА-программ: кто ваша ролевая модель, кем вы хотите быть, в какой среде вы хотите оказаться. Это сложные вопросы, особенно когда меняете страну и географию. Довольно быстро я понял, что моей ролевой моделью являются не те CEO, которые приходили к нам в класс, а именно профессора бизнес-школы. В принципе, до МВА я много работал с учеными, еще раньше я был в аспирантуре МГУ. То есть, где-то глубоко у меня всегда было желание работать в университетах. Но обучение на программе МВА расставило все на свои места.

Я посоветовался с профессорами в Йеле, со своими менторами, друзьями и решил сделать такой нетривиальный шаг: пошел в академию, где начал изучать социальное и институциональное предпринимательство – темы, которые меня захватили в Yale. Так я поступил на PhD в Университете Массачусетса в Бостоне (University of Massachusetts Boston) на программу «Организации и Социальные изменения».
Кто из преподавателей стал для тебя примером? Что в них было особенного?

Мне повезло учиться у нескольких выдающихся преподавателей в Yale SOM. Особенно на меня повлияли – Флориан Эдерер, профессор курса «Конкурентные стратегии», Шэрон Остер, профессор курса «Стратегическое управление некоммерческими организациями», Арнольф Грублер, профессор курса «Энергетические системы», Дуглас Рей, один из выдающихся политических философов современности, он вел курс «Государство и Общество», и, конечно, Роберт Шиллер, лауреат нобелевской премии по экономике, который преподавал у нас «Институциональную и поведенческую экономику». Сложно выделить кого-то одного, каждый из них произвел очень сильное впечатление: Флориан Эдерер своими методами преподавания, Роберт Шиллер широкими знаниями в совершенно разных предметах и простотой объяснения основ сложных социальных изменений, Шэрон Остер ориентацией на использование академических знаний для улучшения практики управления некоммерческими организациями, Арнольф Грублер энциклопедическими знаниями истории технологий и социальных изменений.

В итоге у меня возник некий собирательный образ профессора бизнес-школы и видение того, кем я хочу быть в долгосрочной перспективе.
По каким критериям ты выбирал программу PhD?

Мой выбор был достаточно простым. Во время МВА, я работал исследователем в нескольких университетских центрах и think tanks. Между 1 и 2 годом в Йеле, меня пригласили на летнюю практику в Center for Governance and Sustainability (Центр управления и устойчивого развития), созданном профессором Марией Ивановой. Мария родом из Болгарии, защитила PhD в Yale, работает профессором в Университете Массачусетса в Бостоне и занимается изучением систем глобального управления, особенно в сфере защиты окружающей среды. За время летней практики, я участвовал в фандрайзинге для энергетического non profit в Эфиопии, мы сделали большой анализ энергетической системы Массачусетса для Сената Штата, также я написал статью про перспективы развития энергетических систем в Африке. Когда я поделился с Марией своей идеей о PhD, она посоветовала мне поступать в Университет Массачусетса по двум причинам. Во-первых, в Бостоне одна из лучших в мире программ по изучению социального и институционального предпринимательства, а эти темы меня начали интересовать еще до поступления в Йель. Во-вторых, в UMass Boston я мог бы продолжить работать над проектом с некоммерческими организациями в Эфиопии и одновременно делать докторскую.

Последовав ее совету, я подготовил большой пакет документов, пересдал TOEFL, написал несколько новых эссе и подал заявку. Как только началось обучение, проект в Эфиопии закрылся из-за протестов внутри страны. Поэтому 100% времени я посвятил диссертации. В этом году я защитил докторскую и с сентября работаю assistant professor of management (пер. с англ. доцент кафедры менеджмента) в бизнес-школе Fairfield University (Школе бизнеса Долана Университета Фэрфилд), где преподаю стратегию и управление некоммерческими организациями.

В итоге у меня получилось изменить все три карьерные характеристики, о которых нам рассказывали в Йеле, но это потребовало довольно нестандартных шагов.
Как ты считаешь есть ли прямая корреляция образования в Yale и профессионального успеха?

Корреляция, наверное, есть: прежде чем попасть в бизнес-школу, вы проходите довольно серьезный отбор. Во время обучения также развиваются софт (или социальные) навыки, наличие которых в принципе коррелирует с карьерным успехом.

Бренд университета может помочь открыть двери – уверен, выпускника или студента топовой бизнес-школы с большей вероятностью вызовут на интервью или на встречу. Поэтому до этапа интервью можно быть твердо уверенным в том, что бренд университета вытянет… А дальше все зависит только от вас!
Какой совет ты можешь дать ребятам, которые только подают свои заявки в Лигу Плюща и Yale, в частности?

Совета, скорее всего, будет два. Они подойдут для поступления в бизнес-школы, не только в Лигу Плюща.

Первый: нужно хорошо постараться, чтобы соответствовать двум ключевым критериям отбора в топовую бизнес-школу. С одной стороны – вы должны быть как все. С другой – вы должны от всех абсолютно отличаться. Эти критерии создают парадокс, но он довольно легко разрешается.

Поступающий должен быть таким же как все студенты школы в тех показателях, которые легко измеряются – GMAT, TOEFL, средний балл диплома, уровень/рейтинг университета-альма-матер, и так далее. Дальше, уже через эссе и интервью, необходимо продемонстрировать, как и чем вы значительно отличаетесь от других претендентов, что нового, интересного вы можете привнести в класс. Выстраивание такого нарратива – отдельная работа, которая требует большой подготовки и рефлексии.

Это как раз ведет ко второму совету: если хотите поступить в топовую бизнес-школу, не жалейте времени и денег на подготовку. Можно стараться минимизировать затраты, но лучше все-таки поездить по школам и потратить время на разговоры со студентами, приемными комиссиями и выпускниками. Многие также применяют такие типы анализа как opportunity cost, чтобы сравнить затраты на обучение с выгодой от него. На мой взгляд, это не очень разумный тип анализа, так как обучение в бизнес-школе может очень серьезно изменить жизнь к лучшему (у 99% моих знакомых так произошло), а предугадывать, как именно она изменится, практически бесполезное занятие.

На мой взгляд, МВА это не только образование и катализатор карьеры. Мой опыт показывает, что МВА — это совершенно новая среда, которая, в том числе, дает студентам абсолютно новые ролевые модели. Через эти модели, МВА открывает очень много направлений, которые до программы невозможно и представить, но которые могут стать определяющими в формировании вашей идентичности и вашей карьеры в долгосрочном плане.
30 сентября / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ