Коммуникативное поведение обладает собственной национальной спецификой из-за отличий в том, как и что принято говорить в разных ситуациях в конкретной культуре. Выбор средств общения (слов, формулировок, интонаций, жестов, позы, взгляда и т.д.), обусловлен и предопределен особенностями социальных отношений в обществе, его социальной организацией, типом культуры и культурными ценностями. Социальные характеристики общества раскрываются через культурные параметры: индивидуализм/коллективизм и дистанцию власти.
В индивидуалистических культурах, в отличие от коллективистских, постулируются независимость, ответственность за свои действия, уважение и соблюдение границ (собственных и собеседника), позитивное мышление, желание сделать приятное, применяется смягчающее коммуникативное давление на слушающего, отсутствует неконтролируемое проявление эмоций и прямолинейность.
В качестве примера можно назвать частоту использования императива (повелительного наклонения) в речи. Исследователями было доказано
*, что представители индивидуалистических культур (англосаксонской, немецкой, культуры севера Италии и др.) соблюдают дистанцию на вербальном уровне и не допускают прямого коммуникативного давления на своего собеседника. Так, для того чтобы о чем-то попросить, они используют сослагательное наклонение. Например, фраза «I would like a cup of coffee» (досл. «Я хотел бы чашку кофе») не предполагает давления на собеседника, поскольку используется форма would like, в то время «I want a cup of coffee» (досл: «Я хочу чашку кофе»), формулируемая достаточно часто представителями коллективистских культур, будет звучать грубо.
Следующий параметр, важный для понимания любой культуры и типа взаимоотношений, – дистанция власти.