Профессии в кино: где учиться, чтобы преуспеть в киноиндустрии

Мир постоянно трансформируется и культура потребления меняется с невероятной скоростью. Еще недавно мы не могли представить, что будем получать видеоконтент по подписке и создавать веб-сериалы дистанционно во время карантина. Географические границы стираются, особенно в индустрии кинопроизводства: появляется возможность создавать кино и сериалы для зрителя из любой точки мира.

Стремительное развитие киноиндустрии приводит к дефициту квалифицированных специалистов, в том числе шоураннеров, VFX-супервайзеров, 3D-художников и многих других. Рост инвестиций в отечественную киноиндустрию и интерес международных компаний к контенту российских производителей создает спрос на новое поколение кинематографистов, владеющих актуальными знаниями мировых практик, современными технологиями медиапроизводства и способных участвовать в интернациональных проектах. Многие мечтают попасть в киноиндустрию, но не у всех это получается.

Московская школа кино (МШК) запускает программу британского бакалавриата, призванную подготовить специалистов для киноиндустрии, которые будут высоко востребованы как на национальном, так и на глобальном рынках. Мария Ситковская, директор МШК, рассказала о том, какие именно профессии, связанные с кино, наиболее востребованы сегодня, что необходимо сделать выпускнику вуза, чтобы попасть в индустрию, и как организовано обучение в бакалавриате Московской школы кино.
Какие направления в индустрии кинопроизводства сейчас наиболее востребованы?

Во-первых, сейчас во всем мире бум сериального кинопроизводства, поэтому востребованы шоураннеры – люди, которые запускают проекты, являются авторами идей, контролируют всю творческую составляющую от кастинга и подбора съемочной группы до реализации проекта согласно бенчмарку пилотной серии.

Во-вторых, обороты набирают документальные проекты, причем не обязательно фильмы. Благодаря интересу Netflix и HBO к документалистике, появился совершенно другой формат, нежели был раньше: менее авторский, ориентированный на более широкую аудиторию. Сейчас производится огромное количество документальных сериалов. Соответственно, есть спрос на режиссеров и шоураннеров документалистики.

В российской киноиндустрии ввиду значительного роста онлайн-кинотеатров и увеличения объемов инвестиций, проблематично найти быстро не то, что сценариста или режиссёра на проект, но художника постановщика или оператора. Индустрия испытывает дефицит кадров по всем направлениям: не хватает талантливых сценаристов, cg-супервайзеров, художников-постановщиков. Продюсеры встают в очередь за специалистами на два-три проекта вперед.
Насколько университеты в состоянии удовлетворить этот голод?

Сегодня частные киношколы активно замещают государственное образование. Дело в том, что государственные институции довольно медленно меняются и не всегда успевают за тем ритмом, которым живет современная индустрия. Это объясняется тем, как организована российская система высшего образования: есть программа, написанная одной институцией и утвержденная Министерством, – все государственные вузы, которые хотят обучать профессиям по этому образовательному треку, вынуждены ею пользоваться. Государственные программы почти не меняются, а если меняются, то довольно слабо и очень медленно.

Частные школы, большинство из которых работают по лицензии дополнительного профессионального образования, не имеют таких ограничений.

В отличие от российской, британская и американская системы образования построены на том, что каждый вуз создает собственную программу и именно этой программой конкурирует за абитуриентов. Такой подход более эффективен, он позволяет создавать новые программы и быстро их адаптировать к изменениям в индустрии. Мы, в Московской школе кино, меняем программу приблизительно на 10-20% ежегодно, таким образом, за пять лет она практически полностью обновляется.
Как создавались программы дополнительного образования Московской школы кино, что брали за образец?

На сегодняшний день самая успешная из киноиндустрий в мире – американская. Мы шли за лидерами.

При разработке программ мы изучали все американские киношколы, работали с UCLA, UC Berkeley, University of Southern California, NFTS, смотрели на лучшие программы, которые есть у наших коллег в Великобритании, общались с британскими вузами в области кино. В итоге мы собрали лучший опыт, который был возможен, и адаптировали его под российскую действительность. Перенести его сюда в исходном виде было невозможно. У нас нет системы, которая существует в США: нет гильдии, страхования, рибейтов – всего того, что делает американское кинопроизводство индустрией. У нас есть кино, киноискусство, а киноиндустрии нет.
Какие программы есть в Московской школе кино? Чем бакалавриат отличается от программ дополнительного образования?

Мы реализуем 18 программ в формате дополнительного профессионального образования (ДПО). Эти программы длятся от года до двух, их контингент – взрослые люди. Раньше средний возраст на программах был 25-35 лет, сейчас к нам все чаще приходят еще более молодые люди. В ДПО вы приходите учиться конкретной профессии, например, поступаете на операторское мастерство и два года учитесь данному ремеслу.

С этого года мы запускаем международную программу бакалавриата совместно с нашим британским партнером – University of Hertfordshire, чьи программы по анимации и визуальным эффектам входят в топ-5 лучших в мире. С этим университетом мы сотрудничаем уже более 18 лет. Бакалавриат будет в корне отличаться от программ ДПО. Мы знаем, что юные ребята не всегда понимают, кем хотят быть, когда вырастут. Мы и в 40 не всегда уверены в своем выборе, а в 18 его очень сложно сделать. Бакалавриат начинается с общего отделения Foundation Entertainment, куда вы приходите с идеей заниматься кино. В одной образовательной программе собраны сразу три направления: кино, анимация и игры, и вы делаете по одному проекту в каждой специализации. Обучаясь в течение года всем трем индустриям, вы понимаете, как себя применить. Например, сценарист может писать не только для кино, но и для сериалов, анимации или полного метра, также он может писать интерактивный storytelling для игр. Таким образом, сфера применения ваших навыков становится шире, вы можете себя проявить не только в кино.

После года интенсивного обучения, очень большого числа проектов, которые ребята делают, они довольно осознанно понимают, что им ближе: кино, анимация или дизайн игр. После этого они делают выбор дальнейшего трека – гейм-дизайн, 2D-анимация, 3D-анимация и визуальные эффекты или кино. Игровой бакалавриат реализуется совместно со школой Scream School, программы по анимации и кино – в Московской школе кино.

Обучаясь по программе кино, студенты проходят трек из шести профессий – режиссура, продюсирование, операторское мастерство, sound-инжиниринг, звукорежиссура, монтаж и художественная постановка. На выходе они могут снять три проекта как режиссеры, два проекта как операторы, один проект как художники. Таким образом, они получают более широкое портфолио, – это очень важно, поскольку именно портфолио все решает для работодателя. Я не слышала, чтобы на работу в киноиндустрию принимали на основании диплома и школы, которую вы закончили. Вас спрашивают о том, что вы умеете делать руками, вы показываете портфолио и вас берут в проект.

После четырех лет обучения – год на курсе Foundation Entertainment и три года бакалавриата – у нашего выпускника будут проекты, демонстрирующие его операторские, режиссерские, художественные и продюсерские навыки и, как следствие, с таким бэкграундом ему легче попасть в интересный проект. Российская киноиндустрия небольшая и в нее сложно зайти, но потом можно быстро взлететь в топы профессии.
В чем Вы видите миссию Московской школы кино?

Наша задача – принести в индустрию профессиональных людей с нужными навыками, дать студентам лучший опыт, существующий на сегодня в кино, и постараться сделать это в максимально короткий интервал времени. Индустрия так устроена и скорость жизни сегодня такова, что плавно и размеренно учиться пять лет определенному ремеслу и профессиональным скиллам – слишком долго. Наша миссия – обеспечить выпускников актуальным опытом, с которым они не почувствуют разницу между школой и жизнью, дать возможность выйти в индустрию, осуществить свою мечту. Кино – это про мечту, про то, чтобы реализоваться и зарабатывать на жизнь, делая то, что тебе нравится.
Справка

Обучение на программе бакалавриата в Московской школе кино длится 4 года.

1-й год — обязательный общий курс Foundation Entertainment про кино, анимацию и разработку игр, который реализуется совместно со Школой игр Scream School. Foundation Entertainment – годовая очная full-time программа, где студенты учатся 5 дней в неделю.
Мы живем в эпоху цифровой революции, нас окружает большое количество информации и миллионы изображений, особенно с появлением социальных сетей, поэтому сейчас как никогда сложно создавать что-то новое. В связи с этим нам необходимо пересмотреть и заново изобрести образовательные критерии и подходы к обучению. Погрузить студента в современный, открытый и творческий образовательный процесс – задача курса Foundation Entertainment. Программа построена на пересечении основных областей современной индустрии развлечений: кино, анимации и игр. В процессе обучения студенты познакомятся со всеми направлениями через тематические модули и разработку креативных проектов. Под руководством экспертов-практиков современной медиаиндустрии студенты погрузятся в общемировой культурный контекст, научатся мыслить нестандартно и смогут применять полученные знания и навыки в своих проектах. Мы верим, что такой подход к обучению важен в условиях современных творческих вызовов и стараемся дать молодым специалистам навыки, которые позволят им успешно развиваться на их профессиональном пути. Другими словами, мы стремимся создать уникальную "золотую формулу": переосмысливаем ценный опыт и знания в области визуальных искусств прошлых лет в настоящем, чтобы создавать будущее.
Вангелис Андреопулос, куратор программы Foundation Entertainment, художник

2, 3, 4-й годы — обучение по одной из трех специализаций:

  • CINEMA ARTS: FILM & TV PRODUCTION
  • 2D DIGITAL ANIMATION
  • 3D ANIMATION AND VISUAL EFFECTS
Обучение по программе 2D DIGITAL ANIMATION позволит изучить весь спектр техник как классической анимации, так и новейшие технологии ее создания. Студенты смогут развить художественное мышление, расширить кругозор и приобрести собственный стиль и профессиональный почерк. Участники программы пройдут модули по разработке персонажей, окружения, анимации движения, драматургии, актерскому мастерству, моушн-графике, созданию анимации разных форматов: перекладка, рисованная и кукольная анимация с использованием современного программного обеспечения.

Программа 3D ANIMATION AND VISUAL EFFECTS включает модули по анимации персонажей, окружения, текстурингу, риггингу, анимации движения, шейдингу. Студенты также изучат FX-симуляции, научатся работать с разрушениями, перерабатывая как отснятый материал, так и создавая сцену с нуля.

Обучение на программе британского бакалавриата CINEMA ARTS: FILM & TV PRODUCTION проходит в условиях, максимально приближенных к реальному кинопроизводству. Студенты будут обучаться под руководством ведущих практиков российской и европейской киноиндустрии. Студенты изучат историю кино, научатся писать сценарии, отработают навыки командной работы, лидерские качества, сформируют проектное мышление и креативный подход. Основными студенческими проектами станут короткометражные фильмы разных жанров и форматов: игровые, документальные, коммерческие. Каждый проект реализуется на основе принятых в профессиональной среде производственных стандартов. Программа также включает в себя работу с современными формами визуального контента такими как стриминг, музыкальные видео, контент для цифровых медиа.

Выпускники всех программ бакалавриата получат диплом бакалавра University of Hertfordshire, который позволит им не только работать в индустрии кино и анимации в любой стране мира, но и продолжить обучение в магистратуре в зарубежных киношколах.
Milkshake (Дипломная работа студентов программы VFX Artist)

Авторы: Елизавета Молчанова, Тера Эдилгериева, Егор Марченко, Вадим Леднев, Валерия Ли.
Московская школа кино

Сайт: moscowfilmschool.ru
Адрес: Artplay — 105120, Россия, Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 2
Телефон: +7 495 640 80 14
E-mail: info@moscowfilmschool.ru
16 сентября / 2021
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ