Как поменять индустрию, оставаться верным своей мечте и сесть за парту, когда тебе за 30

Реальная история выпускника New York Film Academy

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
New York Film Academy - одна из самых известных мировых школ, где учат ремеслу кинопроизводства, имеет филиалы по всему миру: в Америке, Италии, Австралии и даже переодически проводит короткие курсы-мастерские в России. Для людей, желающих познакомиться с профессией или усовершенствовать уже имеющееся навыки и получить уникальный опыт в сжатые сроки, Нью-Йоркская Академия Киноискусства предлагает широкий выбор интенсивных практических семинаров, а также одно- и двухгодичные программы профессиональной подготовки. Про реальные преимущества данной школы и особенности обучения в ее Нью-Йоркском филиале, нам рассказал выпускник NYFA Кирилл Осипенко.


Кирилл с отличием окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет вычислительной математики и кибернетики), был среди лучших учеников (top 5%) на программе MBA в Chicago Booth School of Business, получил солидный опыт работы в таких гигантах, как McKinsey & Company и Accenture. Однако широкий круг интересов и желание творческого самовыражения привели его на продюсерский факультет в NYFA.
История Кирилла - прекрасный пример того, что всегда нужно искать себя (даже если тебе не 20), самовыражаться и следовать за мечтой!

New York Film Academy известна всему миру как школа, где учат кинопроизводству на практике. Расскажи о том, как была устроена твоя программа и какие её аспекты тебе показались наиболее полезными.

Я учился на продюсерской программе в NYFA и остался очень доволен, поскольку структура программы идеально подходит для новичков в индустрии, сочетая в себе «короткие» и «длинные» дисциплины. Другими словами, программа позволяет погрузиться в новую область знаний как в ширину, так и в глубину. В качестве «длинных» дисциплин (6-10 занятий) были предложены Producer's Craft, Pitching, Budgeting & Scheduling – дисциплины, которые являются ключевыми для тех, кто хочет связать свою карьеру с продюсированием фильмов или сериалов. Помимо них, программа включала множество «коротких» дисциплин (1-3 занятия), которые позволяли получить представление о смежных областях: Entertainment Law, Story and Script Analysis, Film Distribution и другие.

Особое внимание уделялось практическим предметам – Hands On Camera, Hands On Sound, Hands On Editing. Поначалу казалось, что погружаться в технические тонкости съемочного процесса нет необходимости – я считал, что в круг обязанностей продюсера входят исключительно вопросы выбора материала, финансирования и организации съемок. Уже в процессе обучения я осознал, что продюсер всё-таки должен понимать базовые принципы работы всех департаментов – камера, свет, звук, и т.д. – хотя бы потому, что многие творческие решения напрямую влияют на бюджет и график съемок, а это уже его непосредственная зона интересов . Один из примеров был рассказан нам на классе по основам операторского мастерства. Допустим, вы снимаете сцену, в которой герой взаимодействует с камерой на довольно близком расстоянии. В таком случае, нужен объектив, обеспечивающий большую глубину резкости, а это означает, что понадобится большее количество света. Подобные решения влияют на смету, а иногда и на выбор локаций, и это уже имеет непосредственное отношение к работе продюсера. Самое интересное, что на таких занятиях в какой-то момент возникает ощущение, что собирается некий паззл – вы начинаете понимать, как из множества деталей, благодаря системе сложных взаимосвязей, рождается магия кино.


В Академию приходит много звездных спикеров, кто тебе запомнился больше всего?

Я бы выделил продюсера Дэвида Линде (David Linde) и актера Адама Драйвера (Adam Driver). Дэвид – CEO Participant Media, в числе его последних проектов «Зеленая книга» (Green Book) и «Рома» (Roma). Мне было очень интересно узнать о том, как строилась карьера одного из самых успешных менеджеров в индустрии кино. Дэвид начинал как помощник юриста в Paramount Studios, в середине карьеры руководил студией Universal Pictures, а в данный момент возглавляет Participant Media, которая вкладывается в производство картин социальной направленности. Фильмы, над которыми работал Дэвид в различных киностудиях, получили 158 номинаций на премию Оскар и выиграли 34 заветные статуэтки.

Адам - двукратный номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также номинант на премии «Эмми» и «Тони». Он рассказал нам о своем первом опыте в театре и кино, о методике работы на съемочной площадке. Но самый интересный момент - Адам говорил нам о том, как возможно построить карьеру в индустрии кино, какие навыки необходимо развивать, в каком направлении расти и как совмещать работу в интересных и значимых творческих проектах, не имея при этом существенных компромиссов между любимым делом и хорошим заработком. Он считает, что вопрос заработка необходимо рассматривать не как параллельную активность, а как способ достижения целей. Ведь для многих в киноиндустрии это большая дилемма. Адам предлагает не выбирать!


Академия имеет свои филиалы для обучения по всему миру: от США до Австралии. Какая специфика обучения именно в Нью-Йорке? Как влияет атмосфера города на образовательный процесс?

Нью-Йорк - безусловно, один из центров притяжения для людей из киноиндустрии, у него есть свои традиции кинопроизводства. New York Film Academy даёт возможность студентам не только испытать свои силы в каких-то пробных кинопроектах, но и попытаться «влиться» в индустрию посредством нетворкинга и обмена информацией. Для меня лично продюсерская программа NYFA была своего рода экспериментом: я пришёл из совершенно иной индустрии, так как с момента окончания бизнес-школы, на протяжении последних десяти лет, развивал карьеру продакт-менеджера в сфере технологий . Для тех, кто интересуется кино, но при этом приходит в киносферу из других областей, основным препятствием для интеграции является отсутствие релевантного опыта и знакомств. К сожалению, здесь нет чётко определённых рецептов и заведомо рабочих стратегий – во многом ваш успех зависит от случая и способности устанавливать новые связи. На мой взгляд, самые лучшие для этого города (по крайней мере, в США) - это Нью-Йорк и Лос-Анджелес. В частности, в Нью-Йорке огромное количество студий и продакшн-компаний, и если ваша начальная цель - попасть в каком-либо качестве на съёмочную площадку, то здесь таких возможностей предостаточно. Наконец, в Нью-Йорке проводится несколько десятков кинофестивалей (включая широко известные Tribeca Film Festival и New York Film Festival), которые дают возможность получить представление о тенденциях независимого кино, а также расширить круг контактов и обсудить идеи для своего проекта с более опытными профессионалами.


Что было самым интересным для тебя в съемочном процессе? Была ли возможность получить практические навыки?

В ходе программы у нас прошло несколько занятий "case study" и для меня они были одними из самых интересных. На таких занятиях преподаватели показывают фильмы, в создании которых они сами принимали участие, рассказывают о том, как проходила работа на всех этапах (development, pre-production, production, post-production). Таким образом, у студентов есть возможность из первых уст узнать о том, с какими задачами и сложностями сталкивается продюсер в реальной жизни. Одна из таких историй, которая произвела на меня наибольшее впечатление, связана с картиной «Киньярванда», повествующей о геноциде в Руанде в 1994 году. Дискуссию вёл Даррен Дин, продюсер фильма, который принимал непосредственное участие в его создании. Съёмки проходили в Руанде (это было одно из условий получения финансирования) и Даррен рассказал о том, как происходило взаимодействие внутри съёмочной группы, почти полностью нанятой локально. В какой-то момент группа начала снимать сцену, в которой по сценарию в дом врываются члены карательного отряда и собираются осуществить расправу над семьей из четырех человек. Внезапно, один из участников группы исчез с площадки – и только в конце дня выяснилось, что у него произошёл нервный срыв, поскольку ровно такая же история произошла с его родителями во времена геноцида. На реальном примере Даррен объяснил нам, что в обязанности продюсера также входит изолирование творческой группы от любых потрясений или отвлекающих факторов подобного рода. Для меня это стало открытием – ведь я исходил из того, что творческая группа должна, наоборот, использовать любые способы для полного погружения в контекст и проблематику истории! Это было заблуждением.


Какие перспективы и преимущества в индустрии кино есть у выпускников NYFA?

Ответ сильно зависит от того, насколько сам человек готов тратить время и силы на поиск возможностей. Сказать, что NYFA открывает множество дверей было бы не совсем корректно, так как в киноиндустрии имеют большое значение портфолио, работа на предыдущих проектах и т.д. Тем не менее, NYFA даёт первоначальный импульс, предоставляя базовые знания и обучая различным навыкам. Чтобы расти в индустрии выпускникам необходимо постоянно искать новые возможности и расширять свой нетворк – другими словами, самим пробивать себе дорогу!


Почему именно NYFA? Как выбрать творческий вуз?

Бытует мнение, что NYFA имеет несколько более коммерциализированный подход к обучению в области кино – так, злые языки утверждают, что в большинстве случаев на программы приходят дети обеспеченных родителей. Основываясь на собственном опыте, не могу с этим согласиться, поскольку в моей группе были студенты разных возрастов, но всех нас объединяло большое желание получить максимальное количество знаний о процессе производства и дистрибуции фильмов, а также получить бесценный практический опыт. Мне известно, что в других Нью-Йоркских университетах (Columbia, NYU) также предлагаются курсы по теории кино, сценарному мастерству, драматургии и пр., и качество преподавания в NYFA отнюдь им не уступает. Тем не менее, думаю, что необходимо чётко осознавать для чего вы инвестируете своё время и деньги, выбирая подобную программу – если цель формулируется как «пробный камень» для того, чтобы понять интересна ли работа в кино, то программы NYFA, на мой взгляд, идеально для этого подходят.


16 июля / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ