Управление изменениями – «новый черный» программ уровня Executive?

Популярные темы программ Executive Education в бизнес-школах мира в 2021 году

Фраза «пандемия способствовала глобальным изменениям» уже набила у многих из нас оскомину. Но это наша реальность — от нее никуда не деться. И вместо того, чтобы отмахиваться от разговоров об изменениях, полезнее изучить их и понять, как они отражаются на нашей жизни.

Так, например, Московская школа управления СКОЛКОВО совместно с сервисом «Coursalytics», изучив открытые программы уровня executive бизнес-школ со всего мира*, решили выяснить, какие перемены в 2020-2021 годах произошли на рынке бизнес-образования.

По словам Дениса Конанчука, директора Департамента корпоративного обучения бизнес-школы СКОЛКОВО, на фоне пандемии, ограничений и введения дистанционных форматов работы в 2020 году сменились приоритеты в обучении сотрудников на 2021 год. «На основе экспертного опроса представителей крупных российских компаний с численностью сотрудников более тысячи человек мы получили актуальный срез тем и рейтинг компетенций, которым российские компании планируют обучать своих руководителей в 2021 году. Но бизнес-образование не развивается локально, а существует в глобальном контексте. Поэтому нам было интересно посмотреть, как изменились темы образовательных программ уровня executive education в мировых бизнес-школах. Это одновременно показатель спроса и предложения на рынке бизнес-образования», — объясняет Денис Конанчук.


Быстрые перемены

В 2020 году наиболее высокий интерес вызывало лидерство, а в 2021 году тематика управления изменениями его сменила: две трети ведущих мировых бизнес-школ запускают новые программы с существенным объемом управления изменениями.
Логика очевидна: в начале пандемии, карантинных ограничений и закрытых границ компаниям было важно сохранить эффективность управления командой в условиях неопределенности, удаленной работы и меняющейся структуры спроса на многих рынках. А на следующем этапе приоритет уже перешел на управление адаптацией команды и бизнеса к ожидаемым условиям новой реальности — соответственно, навыки управления изменениями стали более востребованными.

«Мы регулярно проводим опросы поступающих в ВШМ СПбГУ на программу Еxecutive MBA. Вопрос формулируем так: какие вопросы менеджмента наиболее актуальны для Вашей компании в настоящее время? В феврале 2021 года у нас стартовало обучение новой группы — и мы можем опираться на свежие данные опроса. Так вот, весной-2021 топ востребованных направлений в нашей бизнес-школе возглавил стратегический менеджмент. Но тут надо отдать должное — эта тема является лидером интересов наших слушателей на протяжении уже многих лет. Направление второе — управление персоналом. Вошло в первую тройку по степени востребованности три года назад, но после пандемии дополнилось новыми смыслами. HR-директора оказались на передовой, большинство нововведений пришлось по их части — и удаленная работа, и практики мотивирования и удержания, и сокращение штатов. Наконец, третье — это маркетинг: тема, которая проявила свою актуальность для наших слушателей именно весной 2021 года», — рассказывает о своем опыте Андрей Зятчин, академический директор программы MBA ВШМ СПбГУ.

При этом тема цифровой трансформации, о которой в России говорили практически все, несколько потеряла свои позиции в приоритетах международных компаний. По мнению Дениса Конанчука, это связано с тем, что процесс внедрения цифровых технологий там начался на несколько лет раньше, чем у нас. Для российских компаний это по-прежнему тема номер 1, и она останется таковой на ближайшие 2-3 года. IT-навыки действительно постепенно теряют позиции и вытесняются навыками «аналитики данных», которые важны не только для технических специалистов, но и для менеджеров всех уровней. По оценкам специалистов СКОЛКОВО, фокус на работу с данными становится новым трендом и универсальной компетенцией для компаний, проходящих через цифровую трансформацию. Они более универсальны, чем просто ИТ-навыки.

По словам Ольги Верховской, доцента кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, руководителя проекта GEM в России, все, что касается цифровой трансформации бизнеса сейчас по-прежнему в топе. «Как добиться системных изменений, а не просто, к примеру, перейти на электронный документооборот или «нахватать» отдельных цифровых инструментов? Можем предположить, что в ближайшие 3-5 лет эта тема продолжит оставаться «горячей». Хотя и надо понимать, что все очень быстро меняется, и есть еще и просто мода на определенные направления. А она приходит — и уходит. То же «бережливое производство» в 1970-х годах давало компаниям исключительные преимущества и вызывало восхищенные отклики, а сегодня является общим местом», — резюмирует Ольга.
Экологическое, социальное и корпоративное управление

Особенно интересно, что и лидерские программы, и программы по управлению изменениями, и другие программы, с включенными блоками по универсальным управленческим навыкам (soft skills), все глубже интегрируют тематические компоненты ESG: Environmental, Social and Governance.

Если раньше лидерство и корпоративное управление, например, нередко стояли друг от друга довольно далеко, то в 2021 году корреляция между этими тематическими блоками в рамках одних и тех же программ существенно усилилась. При этом необходимо отметить, что за всплеском внимания к ESG в 2020 году, когда тематика попала в топ-10 новых программ, дальнейшего роста в 2021 году пока не последовало: вместо создания самостоятельного блока знаний, отделенного от других тем, ESG становится частью универсальной лидерской практики.

«Пандемия поставила перед компаниями новые вызовы, связанные с тем, как меняется жизнь людей, общества и окружающей среды. Стало понятно, что из внешних факторов, на которые нужно реагировать, они превратились во внутренние драйверы, которые определяют долгосрочную стратегию и планы компаний. Поэтому такие темы как ESG, здоровье и самочувствие сотрудников, устойчивое развитие, вопросы этики постепенно становятся универсальными темами, которые все больше будут интегрироваться в темы стратегии, маркетинга или операционного управления компанией», — считает Денис Конанчук.

Получается, что от эффективного лидерства в современном бизнесе ждут, в первую очередь, долгосрочную успешность компании, а этот показатель, в свою очередь, явно коррелирует с этичным принятием решений, минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и качественным корпоративным управлением. То же можно сказать и про тематику, связанную с коммуникациями: в 2020 году она резко стала еще более актуальной, чем обычно, но по мере адаптации к новым условиям работы во время пандемии управленцы быстро научились эффективно взаимодействовать и в новом коммуникационном контексте.

В мировых бизнес-школах тематика ESG стоит в одном ряду с проблемами повышения разнообразия в профессиональной среде: гендерное, возрастное, этническое, религиозное и другое разнообразие в команде становится все более важным фактором успешности в бизнесе. В современном мире, когда ведущие глобальные инвестиционные банки открыто говорят, что отказываются помогать в выходе на IPO компаниям без женщин в совете директоров, игнорировать этот фактор уже невозможно. По словам Анжелики Мирзоевой, директора Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО, тенденция к равноправию, явно проявляющаяся в последние пару лет, не обошла стороной и бизнес-школы. Еще совсем недавно в ходу было расхожее мнение, что «у бизнеса мужское лицо». Но ситуация кардинально меняется. Сегодня для нас одним из ключевых принципов становится diversity. Чем больше в составе группы слушателей разного пола, возраста, социального статуса – тем лучше, чем больше иностранных студентов – тем лучше. Чем больше женщин – тем лучше. Такая политика легко объяснима даже вне контекста борьбы за гендерное равноправие. Пестрый студенческий состав – это высокая привлекательность программы для самих слушателей, возможность научиться новому, выстроить международные связи. Поэтому все ведущие школы делают все возможное в стремлении повышать разнообразие в профессиональной студенческой среде. Чтобы их заинтересовать, создаются специальные программы для женщин-лидеров, стипендии, формируются льготные условия поступления на программы уровня executive.

Отсюда же, по всей видимости, произрастает и повышенное внимания к теме управления человеческим капиталом: после аврального перехода на удаленку в 2020 году, в 2021 году все больше компаний уже занимается не экстренным пожаротушением, а полноценными инвестициями в эффективность сотрудников.

По мнению Александра Сазановича, руководителя программы MBA, ведущего преподавателя стратегического управления и организационных изменений на программе Executive MBA школы бизнеса МИРБИС, субъективная важность этой тематики различна в зависимости от масштабности бизнеса. Для крупного бизнеса, охватывающего большие территории страны, ведущего экспортную деятельность, реально реализующего связь поколений, выпускающий широкую товарную линейку для различных потребительских сегментов, заботящегося не только о планах экспансии, но и внутреннем деловом комфорте, и реализующего КСО — вопросы diversity являются актуальными. Средний бизнес наличие данного вопроса понимает и учитывает в своей практике, но решает его вопросы избирательно (селективно), по принципу: если продукция бизнеса ориентирована на женский сегмент, то и женское управленческое слово в компании будет весьма весомым.

«Разумный бизнес будет вкладываться в обучение и повышение эффективности сотрудников, в их развитие, а неразумный будет кивать на рынок труда, считая, что растущая безработица позволит ему набрать «на улице» более эффективных и, одновременно, более дешевых работников», – полагает Лев Татарченко, директор Центра программ развития руководителей Высшей школы экономики НИУ ВШЭ.


Алексей Долинский, основатель сервиса Coursalytics, так прокомментировал результаты исследования: «В 2020 году долгосрочность неопределенности, создающей все новые и новые поводы для стресса, постепенно приучила компании ориентироваться на долгосрочную успешность, которая опирается на приверженность принципам ESG и этичное поведение в бизнесе в целом. Мы считаем, что сохранение многих факторов стресса даже после прохождения основной части пандемии приведет к дальнейшей ориентации на долгосрочную устойчивость как на уровне компании, так и на уровне индивида. Тематически на уровне программ executive education это может означать, например, рост как спроса, так и предложения программ по тематике осознанности, управления собой. Разумеется, эта тематика существовала и раньше, но кажется, что ее востребованность повышается».
Будем наблюдать, какие дальнейшие преобразования произойдут в программах executive education: закрепит ли за собой приоритет тема управления изменениями или лидерство вернется на привычное первое место среди тем и тематик программ, а может быть, действительно, в топ ворвутся навыки и практики осознанности (mindfullness).
*впервые запущенные в 2020 году и запланированные в 2021 года, стоимостью более $500. В итоговый в анализ вошли 664 курса 71 бизнес-школы мира.


30 марта / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ