Экологическое, социальное и корпоративное управление
Особенно интересно, что и лидерские программы, и программы по управлению изменениями, и другие программы, с включенными блоками по универсальным управленческим навыкам (soft skills), все глубже интегрируют тематические компоненты ESG: Environmental, Social and Governance.
Если раньше лидерство и корпоративное управление, например, нередко стояли друг от друга довольно далеко, то в 2021 году корреляция между этими тематическими блоками в рамках одних и тех же программ существенно усилилась. При этом необходимо отметить, что за всплеском внимания к ESG в 2020 году, когда тематика попала в топ-10 новых программ, дальнейшего роста в 2021 году пока не последовало: вместо создания самостоятельного блока знаний, отделенного от других тем, ESG становится частью универсальной лидерской практики.
«Пандемия поставила перед компаниями новые вызовы, связанные с тем, как меняется жизнь людей, общества и окружающей среды. Стало понятно, что из внешних факторов, на которые нужно реагировать, они превратились во внутренние драйверы, которые определяют долгосрочную стратегию и планы компаний. Поэтому такие темы как ESG, здоровье и самочувствие сотрудников, устойчивое развитие, вопросы этики постепенно становятся универсальными темами, которые все больше будут интегрироваться в темы стратегии, маркетинга или операционного управления компанией», — считает Денис Конанчук.
Получается, что от эффективного лидерства в современном бизнесе ждут, в первую очередь, долгосрочную успешность компании, а этот показатель, в свою очередь, явно коррелирует с этичным принятием решений, минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и качественным корпоративным управлением. То же можно сказать и про тематику, связанную с коммуникациями: в 2020 году она резко стала еще более актуальной, чем обычно, но по мере адаптации к новым условиям работы во время пандемии управленцы быстро научились эффективно взаимодействовать и в новом коммуникационном контексте.
В мировых бизнес-школах тематика ESG стоит в одном ряду с проблемами повышения разнообразия в профессиональной среде: гендерное, возрастное, этническое, религиозное и другое разнообразие в команде становится все более важным фактором успешности в бизнесе. В современном мире, когда ведущие глобальные инвестиционные банки открыто говорят, что отказываются помогать в выходе на IPO компаниям без женщин в совете директоров, игнорировать этот фактор уже невозможно. По словам Анжелики Мирзоевой, директора Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО, тенденция к равноправию, явно проявляющаяся в последние пару лет, не обошла стороной и бизнес-школы. Еще совсем недавно в ходу было расхожее мнение, что «у бизнеса мужское лицо». Но ситуация кардинально меняется. Сегодня для нас одним из ключевых принципов становится diversity. Чем больше в составе группы слушателей разного пола, возраста, социального статуса – тем лучше, чем больше иностранных студентов – тем лучше. Чем больше женщин – тем лучше. Такая политика легко объяснима даже вне контекста борьбы за гендерное равноправие. Пестрый студенческий состав – это высокая привлекательность программы для самих слушателей, возможность научиться новому, выстроить международные связи. Поэтому все ведущие школы делают все возможное в стремлении повышать разнообразие в профессиональной студенческой среде. Чтобы их заинтересовать, создаются специальные программы для женщин-лидеров, стипендии, формируются льготные условия поступления на программы уровня executive.
Отсюда же, по всей видимости, произрастает и повышенное внимания к теме управления человеческим капиталом: после аврального перехода на удаленку в 2020 году, в 2021 году все больше компаний уже занимается не экстренным пожаротушением, а полноценными инвестициями в эффективность сотрудников.
По мнению Александра Сазановича, руководителя программы MBA, ведущего преподавателя стратегического управления и организационных изменений на программе Executive MBA школы бизнеса МИРБИС, субъективная важность этой тематики различна в зависимости от масштабности бизнеса. Для крупного бизнеса, охватывающего большие территории страны, ведущего экспортную деятельность, реально реализующего связь поколений, выпускающий широкую товарную линейку для различных потребительских сегментов, заботящегося не только о планах экспансии, но и внутреннем деловом комфорте, и реализующего КСО — вопросы diversity являются актуальными. Средний бизнес наличие данного вопроса понимает и учитывает в своей практике, но решает его вопросы избирательно (селективно), по принципу: если продукция бизнеса ориентирована на женский сегмент, то и женское управленческое слово в компании будет весьма весомым.
«Разумный бизнес будет вкладываться в обучение и повышение эффективности сотрудников, в их развитие, а неразумный будет кивать на рынок труда, считая, что растущая безработица позволит ему набрать «на улице» более эффективных и, одновременно, более дешевых работников», – полагает Лев Татарченко, директор Центра программ развития руководителей Высшей школы экономики НИУ ВШЭ.
Алексей Долинский, основатель сервиса Coursalytics, так прокомментировал результаты исследования: «В 2020 году долгосрочность неопределенности, создающей все новые и новые поводы для стресса, постепенно приучила компании ориентироваться на долгосрочную успешность, которая опирается на приверженность принципам ESG и этичное поведение в бизнесе в целом. Мы считаем, что сохранение многих факторов стресса даже после прохождения основной части пандемии приведет к дальнейшей ориентации на долгосрочную устойчивость как на уровне компании, так и на уровне индивида. Тематически на уровне программ executive education это может означать, например, рост как спроса, так и предложения программ по тематике осознанности, управления собой. Разумеется, эта тематика существовала и раньше, но кажется, что ее востребованность повышается».