Пробный триместр в британской частной школе

Личный опыт

АВТОР:
Иван Самошин
Forbes Russia Education Contributor
Эксперт по образованию за рубежом
Кому и зачем нужны программы пробного триместра в британских школах? Обычно они помогают семьям потенциальных учеников познакомиться c учебным заведением, чтобы принять решение о поступлении и получении в ней среднего образования: несколько месяцев дети живут и учатся вместе с постоянными студентами. Во время «погружения» в жизнь школы они посещают уроки, клубы, мероприятия и экскурсии, выполняют домашние задания. Однако такая поездка будет полезна не только тем, кто планирует получить аттестат за рубежом. Пробный триместр может оказаться прекрасным решением для семей, которые не готовы отправлять ребенка на долгосрочное обучение в другую страну, но хотели бы обеспечить ребенку разнообразный образовательный опыт, помочь ему развить самостоятельность, лидерские качества и усовершенствовать английский язык.

Обычно пробный триместр проходит в апреле-июне, поэтому его называют «летним». Сроки проведения позволяют с минимальными издержками совместить поездку с обучением в России – потребуется только договориться о досрочном окончании учебного года. Стоимость пробного триместра обычно несколько выше, чем обучение в той же школе на постоянной основе. Порядок цен: от 6 000 до 12 000 GBP за один триместр с проживанием. К этой стоимости также необходимо прибавить расходы на авиабилеты, оформление визы и медицинского полиса, услуги опекуна и т.д.
Метод проб
С 8 лет мой сын Андрей дважды побывал в летнем лагере при школе Bede's и один раз – в велосипедном лагере в США. Лагеря давали определенный прогресс в английском, но был один нюанс: на сменах, в основном, были иностранцы, говорившие с акцентами. А нам хотелось более глубокого погружения в язык и британские реалии.

В 10 лет мы решили попробовать летний триместр в Wycliffe College. В силу возраста, Андрею было непросто находиться далеко от семьи, поэтому нам приходилось навещать его.

Через некоторое время Андрей снова отправился в Англию – на этот раз в школу для мальчиков Sherborne School, но только на половину триместра, так как нам не удалось закончить учебный год досрочно.

И, наконец, в 12 лет сын поехал в Sedbergh School – из этой поездки он вернулся повзрослевшим и со свободным английским.
Андрей: «Учеба за границей, и особенно пробные триместры, научили меня понимать, что есть разные культуры, не лучше и не хуже, просто отличающиеся от моей родной. И это дало мне развить такие навыки, как гибкость, умение находить себя в новых условиях, возможность узнать себя с самых разных сторон.

На летние триместры я ездил в возрасте, когда был еще сильно привязан к родителям. Определенное ощущение свободы было, но прочувствовать и использовать его полноценно тогда я не мог. Сейчас, став старше, снова думаю об учебе за рубежом – в университете».
    Андрей: «Учеба за границей, и особенно пробные триместры, научили меня понимать, что есть разные культуры, не лучше и не хуже, просто отличающиеся от моей родной. И это дало мне развить такие навыки, как гибкость, умение находить себя в новых условиях, возможность узнать себя с самых разных сторон.

    На летние триместры я ездил в возрасте, когда был еще сильно привязан к родителям. Определенное ощущение свободы было, но прочувствовать и использовать его полноценно тогда я не мог. Сейчас, став старше, снова думаю об учебе за рубежом – в университете».
    Лидерство и здоровый дух соперничества
    Ключевыми в западной академической, научной и бизнес-культуре являются развитые soft skills («гибкие навыки») – лидерство, коммуникация, критическое мышление. Их совершенствуют на протяжении всей жизни, начиная с детства. Многие зарубежные школы целенаправленно создают конкурентную и прагматичную среду. Значительную роль в формировании такой среды отводят спорту.

    Для успешной адаптации и учебы в британской школе ребенку понадобится немало «взрослых» деловых качеств – самостоятельность, здоровые амбиции, умение продвигать свои интересы, представлять идеи так, чтобы ими загорелись другие, объективно оценивать свои достижения. Сами британцы отправляют детей в частные школы не только ради отличного образования, но и для развития этих качеств.
    Андрей: «Я не был очень общительным ребенком. В России занимался спортивной гимнастикой, увлекался игрой на гитаре – и это стало моим активом в Англии, помогало знакомиться и зарабатывать авторитет. Такие навыки привлекают внимание и подталкивают к общению.

    Не скажу, что одноклассники были мне близки по духу или помогали плавно войти в коллектив. Но и не отгораживались – отношения были ровными. Вначале я не всегда понимал юмор или особенности различных ситуаций – дети говорили очень быстро, использовали много сленговых слов и выражений. К концу поездки язык перестал быть проблемой. С тех пор, когда говорю по-английски, чувствую себя немного англичанином».
    Андрей: «Я не был очень общительным ребенком. В России занимался спортивной гимнастикой, увлекался игрой на гитаре – и это стало моим активом в Англии, помогало знакомиться и зарабатывать авторитет. Такие навыки привлекают внимание и подталкивают к общению.

    Не скажу, что одноклассники были мне близки по духу или помогали плавно войти в коллектив. Но и не отгораживались – отношения были ровными. Вначале я не всегда понимал юмор или особенности различных ситуаций – дети говорили очень быстро, использовали много сленговых слов и выражений. К концу поездки язык перестал быть проблемой. С тех пор, когда говорю по-английски, чувствую себя немного англичанином».
    Выбор школы и поступление
    В Великобритании 2600 частных школ, старейшие основаны еще в VI веке. Семьям приходится делать по-настоящему сложный выбор. Чаще всего ориентируются по наличию тех или иных учебных, творческих или спортивных программ, наградам, местоположению, оснащению, условиям проживания, вступительным требованиям, стоимости, – это далеко не полный список, так как каждый случай индивидуален. С пробным триместром выбор немного упрощается: ребенок едет на 2,5-3 месяца, особых требований к успеваемости школы не предъявляют.

    Для нас главными критериями были: местоположение, малое число иностранцев для лучшего погружения в британскую культуру, хорошая программа адаптации, оснащение и разнообразные спортивные секции.
    Андрей: «Я всегда любил спорт и физическую активность. В Sedbergh School на уроках физкультуры мы играли в крикет, в свободное время – в регби. Кстати, футбол в школах Англии, на его родине, встречается редко».
    Андрей: «Я всегда любил спорт и физическую активность. В Sedbergh School на уроках физкультуры мы играли в крикет, в свободное время – в регби. Кстати, футбол в школах Англии, на его родине, встречается редко».
    Для поступления потребовался тест по английскому, выписка со школьными оценками и несколько рекомендаций из предыдущих британских школ.

    Процесс поступления на пробный триместр по сложности примерно одинаков во всех школах. Английским языком необходимо владеть в среднем на уровне IELTS 5.0. Если у ребенка нет опыта обучения в британских школах, то для поступления запросят рекомендации из российских школ, кружков/секций, в очень редких случаях, понадобится пройти устное интервью или написать короткое мотивационное эссе.

    Для пробного триместра важен не столько престиж школы, сколько грамотный подбор в соответствии с интересами, характером и другими особенностями ребенка: он едет не за оценками (для понимания реальных результатов и возможностей ученика срок обучения слишком мал), а за опытом.

    Необходимо учитывать, что высокоселективные школы (например, Eton College, Westminster School, Badminton School, Charterhouse School) пробные триместры не проводят в принципе.
    Учеба и жизнь
    В британских частных школах учебный день очень насыщенный, везде соблюдается строгий распорядок, а условия проживания варьируются от «без излишеств» до «спартанских».

    Школьные будни таковы: подъем в 7:30, уроки с 9:00 до 15:00 с переменами и перерывом на обед, с 15:00 до 18:00 – выполнение домашних заданий с учителем, уроки физкультуры, после – пара часов свободного времени, когда можно посмотреть кино, воспользоваться гаджетами, пообщаться с другими учениками, поиграть в активные игры на воздухе. Отбой – с 21:00 до 22:00: каждую возрастную группу по очереди зовут собираться ко сну.

    Если говорить про проживание, то от британских школ не стоит ожидать роскоши, их резиденции довольно аскетичны. Детей распределяют в корпуса соответственно возрасту. В небольшой комнате с Андреем жили еще три мальчика, у каждого – кровать, тумбочка, место для хранения вещей. Душ на этаже.

    Каких-то особенных занятий по адаптации учеников в рамках пробных триместров не предусмотрено, все сильно зависит от школы. Например, могут быть либо сразу включены в стоимость, либо проводиться за дополнительную плату специальные занятия английским для иностранцев (ESL). Кроме того, учителя обычно помогают с освоением терминологии и специальной лексики, а одноклассники стараются по мере сил помочь разобраться в устройстве кампуса и особенностях расписания.
    Андрей: «Нового материала в конце года мы уже не изучали, по математике программа была даже немного проще, чем в российской школе. Главную сложность на начальном этапе для меня представляли английские научные термины и разговорная лексика. Все учителя были доброжелательными, отлично шли на контакт, поддерживали – например, могли похвалить за сочинение или что-то объяснить дополнительно».
    Андрей: «Нового материала в конце года мы уже не изучали, по математике программа была даже немного проще, чем в российской школе. Главную сложность на начальном этапе для меня представляли английские научные термины и разговорная лексика. Все учителя были доброжелательными, отлично шли на контакт, поддерживали – например, могли похвалить за сочинение или что-то объяснить дополнительно».
    Возможные сложности
    Существуют определенные сложности, с которым может столкнуться ребенок во время пробного триместра.

    Во-первых, это резкий отрыв от семьи и привычного образа жизни. Перед поездкой необходимо убедиться, что семья и ребенок готовы к длительному расставанию. Чем младше ребенок, тем сложнее.

    Во-вторых, возникает вопрос досрочного завершения учебного года на родине, которое требует определенных усилий, и продолжения учебы летом, вместо каникул. Здесь очень важна мотивация. Если нет готовности много работать, то сложности точно возникнут.

    В-третьих, английский 24 часа в сутки. Такое погружение не всем взрослым удается пройти без стресса. Беглая речь и сленг даются особенно трудно.
    Андрей: «В начале случалось так, что я просто падал от усталости. Да, физическая нагрузка была большая, но меня сильно утомлял английский язык. Потом это прошло. С тех пор я говорю на нем свободно».
    Андрей: «В начале случалось так, что я просто падал от усталости. Да, физическая нагрузка была большая, но меня сильно утомлял английский язык. Потом это прошло. С тех пор я говорю на нем свободно».
    В-четвертых, может помешать боязнь оказаться в конкурентной среде. Ребенок должен быть инициативным, активным, адекватно оценивать свои и чужие достижения, уметь хвалить и критиковать, принимать критику, быть командным игроком, иметь личные амбиции.
    Опекунство
    В соответствии с британским законодательством, всем несовершеннолетним, находящимся в стране без родителей, требуется опекун. Опекун – это постоянно проживающий в Британии совершеннолетний сотрудник специализированного опекунского агентства, расположенного также в UK. В его задачи входит: взаимодействие со школой и родителями, отслеживание успеваемости, контроль за бытовым, физическим и психологическим благополучием ребенка, при необходимости подписание официальных бумаг, например, на госпитализацию, также опекун забирает подопечного домой на родительские выходные. Опекун имеет право совмещать свою деятельность с любой другой работой, например, с преподаванием в школе.

    Не советую относиться к подбору как к формальности – ведь именно опекун знакомит детей с бытом и повседневной жизнью британской семьи. Важно найти человека, с которым ребенку будет легко общаться и отыскать общие интересы.

    С подбором кандидата и оформлением документов помогают опекунские агентства, ищите те, у которых есть аккредитация и лицензии. Но лучше обратиться в специализированные российские агентства по обучению за рубежом – у них обычно есть своя база опекунов, с большинством из которых менеджеры знакомы лично. Это во многом гарантирует позитивный опыт ребенка и его семьи.

    По роду своей деятельности я общался с представителем Sedbergh School Джеки Уэлком. Когда она узнала, что мой сын едет к ним на учебу, предложила стать его опекуном. Дважды в месяц Джеки забирала Андрея домой на выходные. Нам было спокойнее – мы отправили сына к конкретному человеку, а не в обезличенную, пусть и авторитетную, организацию.
    Андрей: «Время в семье Джеки запомнилось мне больше всего. Она жила в уютном типично английском доме на окраине Седберга, среди высоких холмов. У нас оказалось много общего: музыкальные вкусы, интерес к активному досугу и хайкинг. Однажды мы поднялись на холм высотой 1000 метров над уровнем моря. Шел проливной дождь, дул сильный ветер. Я наклонился вперед и почувствовал, что держусь на потоке воздуха. Это ощущение отражает мой опыт в Англии – в какой-то момент я перестал бороться со сложностями и вошел в поток повседневной британской жизни. Адаптировался».
    Андрей: «Время в семье Джеки запомнилось мне больше всего. Она жила в уютном типично английском доме на окраине Седберга, среди высоких холмов. У нас оказалось много общего: музыкальные вкусы, интерес к активному досугу и хайкинг. Однажды мы поднялись на холм высотой 1000 метров над уровнем моря. Шел проливной дождь, дул сильный ветер. Я наклонился вперед и почувствовал, что держусь на потоке воздуха. Это ощущение отражает мой опыт в Англии – в какой-то момент я перестал бороться со сложностями и вошел в поток повседневной британской жизни. Адаптировался».
    Поездка на пробный триместр полезна не только семьям, которые планируют отправить ребенка на постоянное обучение в Великобританию, но и детям, серьезно изучающим английский язык. Ребенок с достаточной самостоятельностью и мотивацией получит навыки, которые будет использовать всю жизнь. Тем же, кто планирует первую образовательную поездку ребенка за рубеж, возможно, все-таки стоит начать с международного лагеря и остаться в нем подольше.
    Автор благодарит за помощь в создании материала редактора Ингу Демидову.
    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
    24 ноября / 2021