Особенности рейтингов британских школ Откуда берутся рейтинги частных школ? В основном их составляют СМИ и тематические ресурсы.
Единого официального государственного рейтинга в Великобритании нет – есть организация Ofsted, которая оценивает школы по 4-балльной системе, от "великолепно" до "не соответствует требованиям", в основном руководствуясь уровнем безопасности детей в учебном заведении.
Большинство рейтингов составляются на основании результатов выпускных экзаменов. В Англии они сдаются в возрасте 16 лет – GCSE, и в возрасте 18 лет – A-Level. Учитываются и некоторые дополнительные критерии: например, то, в какие университеты поступают ученики после окончания школы, какие звания и степени имеются у преподавателей, сколько предметов в программе и так далее.
Чем выше позиция школы в рейтингах, тем сложнее в нее поступить – конкурс может достигать 20-25 человек на место.
Изначально в Великобритании составлять рейтинги начали для государственных школ, чтобы понять, что и как влияет на результаты учеников и призвать школы к большей ответственности за публичные результаты. Это было в 1992 году.
Сегодня одним из самых авторитетных стал
рейтинг The Times. На сайте издания есть специальный отдел с платным доступом (около £30 в месяц), где публикуются рейтинг и советы по теме. Большинство других именитых изданий также составляют свои рейтинги – как правило, тоже с платным доступом. Есть такие разделы у The Guardian, The Telegraph, The Financial Times, The Times, The Daily Telegraph, The Sunday Times.
Рейтингов может быть несколько: их формируют по результатам GCSE, A-Level, IB, просто по самым высоким баллам, и такое разнообразие только запутывает дело. Например, программы A-Level и IB изучаются в 12-13 классе. В некоторых школах представлены обе программы на выбор. Таким образом, некоторые рейтинги могут совмещать в себе совершенно разные программы, в которых изучается разное количество предметов и каждая оценивается по-своему.
Многие частные компании создают рейтинги под своих клиентов: получается, что можно подобрать критерии так, что "топовой" школой может стать, в принципе любая.
Важно понимать, что ни один рейтинг не является всеобъемлющим. Скажем, в списки The Times включаются только те школы, которые сами этого захотели и сообщили изданию свои данные.
Почему участвовать хотят не все? В какой-то момент рейтинги стали объектом манипуляций – некоторые школы ищут и находят способы искусственно завышать свои показатели. Другие, уважающие себя учебные заведения, считают ниже своего достоинства участвовать в подобных «играх».
Школы Уэльса и Ирландии с 2001 года вообще отменили свое участие в рейтингах, за ними в 2003 году последовали школы Шотландии. Осталась одна Англия, да и то не вся – Итон, например, не участвует ни в каких рейтингах (правда, при этом его продолжают включать в
бесплатные рейтинги, которые составляются сайтами об образовании).
Иными словами, рейтинги – далеко не истина в последней инстанции, а, скорее, инструмент для маркетингового продвижения и возможность для многих школ заявить о себе на международном уровне.
Но тем не менее, рейтинги остаются прекрасной отправной точкой в процессе подбора школы. Важно только понимать, что ни один их них не будет идеальным, а оценивать стоит не только место, но и то, за что оно было присвоено.
Хорошим помощником для родителей может стать сайт
ISI – независимые инспекторы частных школ. Они проводят проверки в школах и выкладывают отчеты, в которых содержится следующая информация: откуда приезжают ученики, сколько иностранных студентов, как оказывается медицинская помощь, а также дают рекомендации, что можно было бы улучшить.