Британские частные школы: как выбрать лучшую и верить ли рейтингам

АВТОР:
Юлия Колбасова
Forbes Education Contributor
Эксперт в британском образовании, основатель агентства, специализирующегося на устройстве детей из России и СНГ в британские пансионы
Что делать родителям, которые ищут для своих детей варианты получения среднего образования в Великобритании? Очень мало школ широко известны во всем мире, большинство же названий ничего не скажут непосвященному. Простая логика подсказывает: нужно ориентироваться на рейтинги. Но здесь их ждут подводные камни.

Во-первых, рейтингов школ в Великобритании достаточно много. Во-вторых, многие эксперты и консультанты по зарубежному образованию предостерегают: слепо верить рейтингам – не лучшая стратегия, как и ставить знак равенства между индивидуальностью ребенка и полученными отметками.

По каким же критериям выбирать частную школу в Великобритании?

Запрос родителей, подбирающих британскую школу, подчас звучит так: «Нам нужно в первую пятерку. Например…». После этого звучит название школы, которое родители увидели в одном из рейтингов, в котором не участвуют, скажем, Хэрроу, Вестминстер или Итон. А сама школа разделяет сухой академический подход, который противоречит исконно британскому. Возникает вопрос, почему родители ориентировались на этот рейтинг. А ответ прост – они не знали, что есть другие.



Итонский колледж – школа для мальчиков. Был основан в 1440 году по распоряжению короля Генриха IV и специализировался на подготовке мальчиков для поступления в Королевский колледж Кембриджа. За время своего существования выпустил 21 премьер-министра Великобритании.

Школа Хэрроу – старейшая британская частная школа для мальчиков, была основана в 1571 году во времена правления Елизаветы I. Получила название в честь местности Хэрроу под Лондоном, сейчас же это территория британской столицы, которая относится к Лондонскому боро Хэрроу. Выпускники школы – Уинстон Черчилль, Джордж Г.Байрон, Роберт Пиль, Бенедикт Камбербэтч, Генри Дж. Пальмерстон-первый.

Вестминстер — единственная школа-пансион в центре Лондона. Основана монахами-бенедиктинцами при Вестминстерском аббатстве в XIV веке (первые записи датируются 1370 годом). В 1540 году монастырь был распущен, но Генрих VIII сохранил школу и законодательно закрепил ее статус. Королевская семья до сих пор принимает участие в жизни школы. Среди выпускников школы — Джон Локк, Алан Милн, Чарльз Скотт и Эндрю Хаксли, Эндрю Ллойд Уэббер, Питер Устинов, Роберт Гук, Том Хупер, Хелена Бонэм Картер.
Итонский колледж – школа для мальчиков. Был основан в 1440 году по распоряжению короля Генриха IV и специализировался на подготовке мальчиков для поступления в Королевский колледж Кембриджа. За время своего существования выпустил 21 премьер-министра Великобритании.

Школа Хэрроу – старейшая британская частная школа для мальчиков, была основана в 1571 году во времена правления Елизаветы I. Получила название в честь местности Хэрроу под Лондоном, сейчас же это территория британской столицы, которая относится к Лондонскому боро Хэрроу. Выпускники школы – Уинстон Черчилль, Джордж Г.Байрон, Роберт Пиль, Бенедикт Камбербэтч, Генри Дж. Пальмерстон-первый.

Вестминстер — единственная школа-пансион в центре Лондона. Основана монахами-бенедиктинцами при Вестминстерском аббатстве в XIV веке (первые записи датируются 1370 годом). В 1540 году монастырь был распущен, но Генрих VIII сохранил школу и законодательно закрепил ее статус. Королевская семья до сих пор принимает участие в жизни школы. Среди выпускников школы — Джон Локк, Алан Милн, Чарльз Скотт и Эндрю Хаксли, Эндрю Ллойд Уэббер, Питер Устинов, Роберт Гук, Том Хупер, Хелена Бонэм Картер.

Особенности рейтингов британских школ

Откуда берутся рейтинги частных школ? В основном их составляют СМИ и тематические ресурсы.

Единого официального государственного рейтинга в Великобритании нет – есть организация Ofsted, которая оценивает школы по 4-балльной системе, от "великолепно" до "не соответствует требованиям", в основном руководствуясь уровнем безопасности детей в учебном заведении.

Большинство рейтингов составляются на основании результатов выпускных экзаменов. В Англии они сдаются в возрасте 16 лет – GCSE, и в возрасте 18 лет – A-Level. Учитываются и некоторые дополнительные критерии: например, то, в какие университеты поступают ученики после окончания школы, какие звания и степени имеются у преподавателей, сколько предметов в программе и так далее.

Чем выше позиция школы в рейтингах, тем сложнее в нее поступить – конкурс может достигать 20-25 человек на место.

Изначально в Великобритании составлять рейтинги начали для государственных школ, чтобы понять, что и как влияет на результаты учеников и призвать школы к большей ответственности за публичные результаты. Это было в 1992 году.

Сегодня одним из самых авторитетных стал рейтинг The Times. На сайте издания есть специальный отдел с платным доступом (около £30 в месяц), где публикуются рейтинг и советы по теме. Большинство других именитых изданий также составляют свои рейтинги – как правило, тоже с платным доступом. Есть такие разделы у The Guardian, The Telegraph, The Financial Times, The Times, The Daily Telegraph, The Sunday Times.

Рейтингов может быть несколько: их формируют по результатам GCSE, A-Level, IB, просто по самым высоким баллам, и такое разнообразие только запутывает дело. Например, программы A-Level и IB изучаются в 12-13 классе. В некоторых школах представлены обе программы на выбор. Таким образом, некоторые рейтинги могут совмещать в себе совершенно разные программы, в которых изучается разное количество предметов и каждая оценивается по-своему.

Многие частные компании создают рейтинги под своих клиентов: получается, что можно подобрать критерии так, что "топовой" школой может стать, в принципе любая.

Важно понимать, что ни один рейтинг не является всеобъемлющим. Скажем, в списки The Times включаются только те школы, которые сами этого захотели и сообщили изданию свои данные.

Почему участвовать хотят не все? В какой-то момент рейтинги стали объектом манипуляций – некоторые школы ищут и находят способы искусственно завышать свои показатели. Другие, уважающие себя учебные заведения, считают ниже своего достоинства участвовать в подобных «играх».

Школы Уэльса и Ирландии с 2001 года вообще отменили свое участие в рейтингах, за ними в 2003 году последовали школы Шотландии. Осталась одна Англия, да и то не вся – Итон, например, не участвует ни в каких рейтингах (правда, при этом его продолжают включать в бесплатные рейтинги, которые составляются сайтами об образовании).

Иными словами, рейтинги – далеко не истина в последней инстанции, а, скорее, инструмент для маркетингового продвижения и возможность для многих школ заявить о себе на международном уровне.

Но тем не менее, рейтинги остаются прекрасной отправной точкой в процессе подбора школы. Важно только понимать, что ни один их них не будет идеальным, а оценивать стоит не только место, но и то, за что оно было присвоено.

Хорошим помощником для родителей может стать сайт ISI – независимые инспекторы частных школ. Они проводят проверки в школах и выкладывают отчеты, в которых содержится следующая информация: откуда приезжают ученики, сколько иностранных студентов, как оказывается медицинская помощь, а также дают рекомендации, что можно было бы улучшить.
Что важно учитывать при выборе школы

Многие из нас привыкли делить школы по простым признакам – слабая/сильная, известная/обычная, государственная/частная, математическая/языковая и т.п. В Англии школы одинаково высокого уровня могут очень различаться в зависимости от подхода к образовательному процессу, педагогических принципов, состава учащихся, традиций и атмосферы.

Географическое положение играет большую роль: например, школа может быть расположена в центре небольшого городка, а может и в полном удалении от цивилизации - тут необходимо будет сделать выбор между городским образом жизни и единением с природой с фокусом только на учебе.

Есть параметры, которые входят в британское понятие added value – специфика конкретной школы, ее «фишка». Если школа расположена на побережье, то, как правило, на уроках физкультуры ученики занимаются серфингом. Или есть школа, куда можно приехать со своей лошадью и после уроков продолжать занятия верховой ездой. Есть учебные заведения с контактными зоопарками, которые будут востребованы юными натуралистами, или, школы с сообществом любителей робототехники. Подобные особенности не находят отражения в рейтингах.

В зависимости от мотивации к учебе, можно выделить семьи, в которых ребенок согласен упорно готовиться 2-3 года, чтобы поступить в школу с очень высокими академическими показателями, а в дальнейшем поступить в университет с громким именем. Кому-то менее важна академическая часть – важнее, чтобы ребенок больше времени был на воздухе, испытывал меньше стресса или чтобы у него были условия для спортивных занятий.

На самом деле, каждый сможет найти именно ту школу, которая идеально подойдет его ребенку. Важно отталкиваться от его склонностей, развивать сильные стороны, а не ломать под стереотипы, устраивая в авторитетную, замечательную, но совсем не подходящую школу. Если вам удастся сделать правильный выбор, британская школа может стать отличным местом, где неограненный алмаз превратится в бриллиант чистой воды.

Резюмируя, советую при выборе школы, кроме ее академических показателей, обратить внимание на следующие критерии, которые помогут сузить выбор:

  • географическое расположение;
  • направленность (специализация);
  • условия для дополнительных занятий (и какие занятия доступны);
  • возраст, с которого принимают детей-иностранцев;
  • нацеленность на поступление в сильные вузы (ориентация на академические достижения).
Вместо вывода. Что все же делать с рейтингами?

Обычно я говорю родителям, что рейтинги – отличные каталоги. Начать знакомство с миром частных школ Англии можно с бесплатного рейтинга школ по успеваемости, который формирует сайт UKuni, для углубленного изучения подойдет рейтинг The Times с платным доступом. К рейтингам стоит относиться как к справочнику или картотеке, где можно найти определенный минимум информации о школе. Или как к банку аналитических данных, которые очень ценны, но, чтобы свести и расшифровать их, нанимают специалистов. Вот и работу с рейтингами лучше вести совместно с консультантами. Как правило, они глубоко погружены в мир школьного образования, лично побывали в огромном количестве школ Великобритании и могут объективно их оценить.



8 июля / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ