Особенности среднего образования в США: когда минусы становятся плюсами

Автор Forbes Russia Education
эксперт по среднему образованию в США
Недавно вышедший фильм Юрия Дудя «Кремниевая долина» вновь сильно подогрел интерес к учебе и работе в США.

В России образование в Штатах обычно воспринимается с двух точек зрения. Первая: Америка – страна больших возможностей, здесь находятся большинство университетов мечты, куда стремятся лучшие студенты со всего мира. Вторая: американское школьное образование не расширяет кругозор, ученики читают мало, математика слабая и, вообще, в одиннадцатом классе у них может быть урок рисования вместо подготовки к вступительным экзаменам.

Как ни странно, но обе точки зрения имеют право на существование, а истина, как всегда, где-то посередине. Эта статья поможет разобраться.


Университеты США задают мировые образовательные стандарты по многим направлениям обучения. Легендарные университеты Лиги Плюща (Ivy League) стали классикой элитного образования, за ними в последние годы подтянулись ведущие университеты Калифорнии, такие как Стэнфордский университет (Stanford University) и Калифорнийский технологический институт (Caltech). При этом американское школьное образование существенно отличается от стандартов, к которым мы привыкли в России.

Оно делится на три блока: начальное, среднее, высшее. Как правило, блоки не номинальны — это три разные школы. После окончания каждого из них ученики поступают в другую школу на следующий уровень. Особенно важным для дальнейшего образовательного трека является выбор именно высшего звена средней школы (High School).


Где учиться иностранцам

Школы могут быть государственными или частными. Зачисление в государственную школу для американцев происходит на основе регистрации по месту жительства. Любопытно, что нередки случаи, когда семья принимает решение переехать в район, где находится лучшая, по их мнению, государственная школа, чтобы обеспечить своему ребенку достойное академическое будущее. Ученики из других стран могут обучаться в госшколах только один учебный год, ни днем больше.

Сейчас в США очень востребованы частные школы. Их выбирают по разным причинам, например: семейные традиции — в школе уже учились несколько поколений), расположение — близость к дому, наличие узкой специализации — соответствие интересам ребенка и т.д.
В современной Америке широко распространены частные католические школы. Считается, что качество обучения в таких школах выше, и многие американцы выбирают их, даже, если семьи ведут светский образ жизни.
Двери частных школ открыты для всех детей, планирующих учиться в американской школе несколько лет, независимо от гражданства.


Старшие классы

В High School (9-12 классы) учатся пять дней в неделю, никаких шестидневок. Девятый класс считается адаптационным после среднего звена школы: изучают стандартный набор из шести предметов на общем для всех уровне и готовятся к обучению по индивидуальному плану. Начиная с десятого, монолитных классов в американских школах уже нет.

В чем же заключается индивидуальный учебный план? В десятом классе из шести предметов пять являются обязательными, а один — студент выбирает сам (так называемый, электив). В 11-м и 12-м классах можно выбрать уже два предмета из шести. В хороших школах элективы выбирают из перечня, в который может быть включено до 50 предметов, от, например, океанологии до основ криминалистики.

В перечень основных предметов входят такие группы дисциплин, как: математика, естественнонаучные и гуманитарные науки, физическая культура, религиоведение (если школа католическая) и творчество.

Считается, что даже самые серьезные математики должны взять один или два семестра (в зависимости от правил штата) творческих дисциплин, которые помогают всестороннему развитию личности. Но самое главное, предметы по рисованию, лепке, театральному искусству, графике, цифровой фотографии и т.д. дают учащимся проявить свои эмоции и потенциал, которые не могут быть реализованы при изучении других предметных блоков.
В американских школах, действительно, меньше читают, с точки зрения объемов, но серьезнее с точки зрения содержания. На лето могут задать всего 2-3 книги, но для тщательной проработки. Анализ текста и основы критического мышления как составляющие тестов испортили нервы не одному иностранному студенту в первый год обучения, пока они не разобрались, как работать в американской образовательной логике анализа текстов.
На элективах выбор не заканчивается. С десятого класса основные предметы проходят на разных уровнях: базовом, углубленном (honors), продвинутом (AP) и совместном университетском (dual). Вот откуда происходит миф о слабой математике в американских школах. На базовом уровне математика, на самом деле, не очень сильная - ее выбирают ученики, которые планируют университетское направление совершенно с ней не связанное. На углубленном и продвинутом уровнях могут изучать даже высшую математику, если есть задача подготовиться к борьбе за места в ведущих технических университетах.

На основе такой системы формируется собственный образовательный конструктор, который дает возможность проходить не только те предметы, которые интересны, но и развивать личностные навыки, благодаря общению в разных группах обучения (напомню, что монолитных классов в последние два года обучения нет).


Время на адаптацию

Многие семьи международных учеников задаются вопросом: если отправлять ребенка учиться в американскую школу, то с какого класса лучше начинать?

На мой взгляд, ответ кроется в самой системе: если 9-ый класс является адаптационным даже для местных, то с него лучше всего начинать обучение и иностранным студентам. Таким образом, получится закрыть пробелы, подтянуть знания до американской программы и запастись нужной терминологией.
Количество международных студентов, выбирающих школы США, каждый год растет в среднем на 10%. Одна из причин — это, конечно, университеты мечты. А вот другая причина — сама образовательная система. Те ее особенности, которые родителям виделись как минусы, современные школьники во всем мире воспринимают как плюсы, создающие им комфортный образовательный процесс, ведущий к достижению амбициозных академических целей.
К поступлению в университеты в американских школах активно готовятся в 10-м и 11-м классах. В первой половине 12-го класса уже подают документы в университеты и к его окончанию становятся не только счастливыми обладателями аттестатов, но и заветных писем из университетов о зачислении.

В итоге, полное погружение в школьное образование США помогает будущим студентам понять систему изнутри и тщательнее подготовиться к поступлению в лучшие университеты.


Вузы ждут

Для поступления в американские университеты важна совокупность разнообразных параметров, в которых сразу сложно бывает разобраться.

Один из базовых параметров — средний балл учащегося по выбранным предметам. Чем он выше, тем лучше. Но ценность его может быть разной. Так, ценность среднего балла по углубленным и продвинутым предметам выше, чем по стандартным. Здесь ученикам важно не переоценить свои усилия и не набрать все предметы на уровне от углубленного и выше, а потом получить по ним тройки. Нужен разумный баланс.

После среднего балла идет результат SAT/ACT — эти экзамены можно назвать аналогами российского ЕГЭ, с тем лишь отличием, что в американских школах к сдаче этих тестов не готовят во время учебного процесса. Все готовятся онлайн или на элективах, если они есть в школах.

Очень серьезное внимание при поступлении в вуз уделяется эссе (абитуриент должен изложить свои достижения и мотивацию), рекомендательным письмам от преподавателей, а также успехам в спорте и внеклассной деятельности (волонтерство, опыт публичных выступлений, участие в различного рода интеллектуальных соревнованиях и конференциях).

Международные абитуриенты при поступлении в американские университеты оцениваются по таким же критериям. Отличие состоит лишь в том, что они еще должны сдать официальный тест на подтверждение владения английским языком на уровне, достаточном для обучения в университете. В большинстве случаев таким экзаменом здесь является TOEFL.

Получается, важно не просто сдать экзамены на максимальный балл, крайне необходимо продемонстрировать свою ценность как будущего студента, который привнесет уникальность как социальную, так и академическую в университетский кампус.

Система среднего образования в США построена так, что у всех, кто мотивирован на поступление в серьезные американские университеты, будет желание учиться, жить активной школьной и внеклассной жизнью.


17 июня / 2020

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ