Программы двойного диплома

Личный опыт выпускницы CEMS Master in Management (MiM)

Автор Forbes Russia Education
эксперт по образованию за рубежом
В последние годы особой популярностью среди абитуриентов пользуются программы двойного диплома («Double Degree» или «Joint Degree»). Суть таких программ: студент изучает предметы своей специальности в двух вузах и, соответственно, получает два диплома о высшем образовании. С точки зрения студенческого опыта, это уникальная возможность пожить в нескольких странах, построить международный нетворк и обрасти необходимыми компетенциями для работы в мультинациональных компаниях. Именно такие задачи поставлены перед магистратурой CEMS Master in Management (MiM), которую я окончила в 2019 году.
О программе CEMS Master in Management (MiM)

CEMS – глобальный альянс ведущих бизнес-школ и крупнейших компаний мира. Всё началось в 1988 году, когда четыре европейских университета поставили амбициозную цель: установить мировой стандарт качества в области образования по менеджменту для квалификации «магистр». Так появилась уникальная программа, объединяющая теоретическую подготовку и интенсивную практическую составляющую.

Сегодня CEMS объединяет 34 бизнес-школы на семи континентах и 77 коммерческих и некоммерческих организаций-партнеров. Три года подряд альянс входит в список топ-10 Master in Management по версии Financial Times. Россию в альянсе представляет Высшая школа менеджмента СПбГУ. После получения бакалавриата в Великобритании и Италии, я продолжила обучение именно там и при выпуске получила двойной диплом ВШМ СПбГУ и CEMS Hong Kong University of Science and Technology.

По окончании учебы я и мои одногруппники выбрали поистине международный путь в самых разных секторах экономики по всему миру.

Как выпускница CEMS'19 я имею представление не только о структуре и учебном плане, но еще и о том, что происходит «за кулисами» строгого образовательного фасада – о настоящей ценности данной программы. Предлагаю разобраться, как работает CEMS MiM и правда ли, что ее выпускникам открываются все двери.
Как стать студентом CEMS

Будущий студент CEMS MiM должен выполнить следующие шаги:

1. Поступить на программу магистратуры одной из школ-партнеров.

2.
В течение первого семестра подать документы на участие в конкурсе для обучения по программе CEMS (заявку, мотивационное письмо и резюме).

3.
Получить документы, удостоверяющие владение двумя иностранными языками:
  • английским языком на продвинутом уровне (минимальный балл за экзамен IELTS 7.0, TOEFL 600/250/100, CAE "B", BEC Higher "B");
  • вторым иностранным языком на уровне не ниже А2.

4.
Предоставить подтверждение академической подготовки: наличие степени бакалавра в области управления/экономики/в смежной области либо минимум 60 ECTS дневного бизнес-образования. Если «домашняя» школа требует предоставить результаты GMAT, то у кандидата должно быть не менее 600 баллов по тесту.

5. Пройти отборочное интервью, на котором продемонстрировать:
  • высокие академические стандарты и профессиональные навыки;
  • умение эффективно работать в быстро меняющейся среде;
  • понимание и принятие различных культур, ценностей и стилей поведения;
  • желание и готовность брать на себя ответственность.

Если первые четыре пункта достаточно понятны, то к пятому у студентов всегда довольно много вопросов. Постараюсь ответить на некоторые из них.
Советы по прохождению интервью

Интервью проходит в назначенный день – списки участников и расписание оглашаются заранее. Комиссия состоит из преподавателей и сотрудников офиса CEMS «домашней» школы, а также представителей корпоративных партнеров. Члены комиссии изучают ваше письмо и резюме, часть их вопросов обязательно коснется вашего опыта, описанного в них. Чтобы понять характер остальных вопросов, внимательно прочитайте критерии отбора выше – что вы должны продемонстрировать?

Вопросы будут так или иначе тестировать вышеупомянутые навыки. Например:

Why do you want to apply for CEMS?
How is this opportunity different from a regular exchange?
What is in there for you?
What initiatives would you implement?


Let's assume you're accepted. Which school would you choose and why?
Have you ever been to this country?
Tell us about your international experience.


What CEMS corporate partners would you like to work for?
What are your career ambitions?


Скорее всего, не удастся избежать и каверзных вопросов:

Let's imagine that you are sitting an exam, and you notice that your classmate is cheating. Would you raise your hand and tell the teacher?

За это интервью я получила 39/40 баллов, что стало решающим фактором для моего зачисления на программу.

Какие советы я могу дать?

  1. Тщательно выбирайте опыт, который вы продемонстрируете в резюме, вам будут задавать уточняющие вопросы – удостоверьтесь заранее, что вам будет, что сказать.
  2. Не пытайтесь казаться тем, кем не являетесь – это всегда видно.
  3. Комиссии важно понять, что вам по силам такой международный опыт, будьте готовы рассказывать, как вы вели себя в незнакомой обстановке, насколько толерантны, испытывали ли культурный шок и пр.
  4. Go the extra mile, изучите ценности CEMS, прочитайте Vision & Mission Statement, поймите, какие качества нужно подчеркнуть, чтобы продемонстрировать необходимый опыт.
Как устроена программа

Программа CEMS MiM состоит из трех семестров: два академических семестра в бизнес-школе (Term 1 & Term 2) и международная стажировка (Term 3). Один из семестров студент проводит в своей «home school» – «домашней» школе, а другой — в одной из школ-участниц альянса (в особых случаях можно провести оба семестра за границей). Два академических семестра должны идти один за другим, в то время как стажировка может проходить в любое время в течение периода обучения в магистратуре, но не перекрывая Term 1 и Term 2.

Подробнее на схеме:

В начале первого и второго семестра студенты посещают запланированные семинары – Block Seminar и Global Citizenship Seminar. Такие семинары дают студентам CEMS возможность собраться вместе, обменяться идеями, обсудить актуальные темы менеджмента, управления, лидерства. Оба элемента программы направлены на быструю интеграцию студента в процесс обучения для единения в начале семестра.

Далее начинаются курсы, которые студент выбирает самостоятельно из учебного плана: они могут варьироваться от университета к университету, но одно остается неизменным – актуальность материала и качество преподавания. Например, я проходила первый семестр CEMS в Гонконге, могла выбирать country-specific courses – курсы, которые преподаются относительно контекста данной страны, такие как Strategic Management in Asia.

Я также изучала Marketing in Social Media, Understanding Consumers: a Strategic Approach, Consumer Behavior, Data Science and Business Insights, Effective Negotiations, Operations Management and Global Management Practices.

Параллельно с учебной программой студент обязан провести четыре дня на Skill Seminars – семинарах для отработки hard skills. На мой взгляд, это была одна из самых ценных инициатив CEMS – преподаватели совместно с корпоративными партнерами создали все условия для реализации полученных знаний на практике. Я проходила Skill Seminars в Гонконге, России и Финляндии на самые разные темы:

  • Business Communication Skill Seminar
  • Responsible Global Leadership
  • Giving Voice to Values, Mars
  • EY version of Dragon's Den - How Disruption Drives Merges & Acquisitions
  • Are you #Digital Ready?, L'Oréal
  • Presentation Skills for Career Advancement, AlphaSights
  • Design Thinking - Create Business Innovation From a User Perspective, Deloitte

Вместо написания Выпускной квалификационной работы (ВКР) CEMS требует выполнить Business Project – групповой бизнес-проект совместно с одной из компаний-партнеров. Несмотря на то, что я делала этот проект уже в стенах родного ВШМ, в моей команде были ребята из России, Германии и Нидерландов. Тема нашего проекта звучала так:
Exploring how Voice Recognition Technology or Other Supporting Digital Technologies Can Be Used to Enhance Consumer Interaction With Gillette Products in the Russian Market.

Мы работали в партнерстве с компанией Procter&Gamble. Это было настоящее испытание, но мы сумели защитить проект в головном офисе P&G в Москве.

Помимо учебы для получения диплома CEMS необходимо пройти 8-недельную международную стажировку. Ответственность за поиск компании и трудоустройство полностью лежит на студенте, CEMS лишь предоставляет необходимую информацию и специальные карьерные возможности от партнеров.

По правилам программы такие стажировки должны проходить за рубежом. Однако, если студент проводит оба CEMS-семестра за границей, он может пройти стажировку в международной компании в своей стране. Студент также имеет право стажироваться в стартапе, при соблюдении определенных условий и согласовании с академическим директором, – именно так поступила я.

Чтобы получить диплом CEMS, студент, помимо всего вышеперечисленного, должен подтянуть второй язык до уровня B2 и сдать официальный языковой экзамен. Сделать это год в год с выпуском из ВШМ СПбГУ мне не удалось – загрузка была колоссальной. Однако через год я сдала экзамены CILS и CELI, подтвердив владение итальянским языком на B2, и торжественно выпустилась в Вене.
Как проходил мой семестр в Гонконге

Наполнение программы может звучать довольно устрашающе в плане нагрузки: и семинары, и курсы, и бизнес-проект, и стажировка, и ещё второй язык! Когда же жить? Как с этим справиться? Ответ кроется в одной из самых ключевых ценностей программы: международный опыт со студентами CEMS.

Помню, как у выхода на посадку на рейс до Гонконга я совсем не строила ожиданий относительно учебы, однокурсников, культурной программы. До этого я четыре года училась за рубежом и думала, что меня уже нечем удивить… как же я ошибалась!

Когда ты заходишь в аудиторию, где сидят 30+ лучших студентов из 30+ лучших бизнес-школ мира, у тебя в секунду переключается мышление. Каждый из них прошел жесточайший отбор, каждый заслужил своё место в этой аудитории, обойдя сотни своих одногруппников, каждый готов выкладываться на 100%. И когда уже начинает казаться, что все, что тебя ждет, – это интенсивная учеба по одной из самых конкурентных программ в мире, тебе открывается истинное лицо CEMS community.

За плечами каждого студента стоит удивительный опыт. Кто-то жил в Африке два года и восстанавливал утерянную культуру древнего племени. Кто-то открыл стартап, прошёл в Y-combinator и прогорел, а затем открыл ещё два и преуспел. Кто-то жил на Аляске. Работал в Google. Пересек Гибралтар вплавь. У каждого горят глаза, каждый хочет взять от этой жизни и от этого опыта всё.

За четыре месяца учебы в Гонконге мы с одногруппниками не только преуспели в академическом плане, не раз выигрывая внутренние чемпионаты, но и посетили больше десяти стран. Нам удалось облететь всю Азию: от Японии и Южной Кореи до Сингапура и Индонезии, погрузиться и "интегрироваться" в локальную культуру. Зачастую нас ждали CEMS-клубы школ этих стран, местные ребята сопровождали нас на различные мероприятия, показывали "нетуристические" тропинки и места, знакомили со своими друзьями.

Более того, в тот год наш CEMS Club взял награду как лучший университетский клуб из всех школ альянса, в том числе и потому, что студенческий совет организовал наибольшее количество уникальных мероприятий, включая визит в головной офис Facebook, лекцию от сотрудников и экскурсию в головной офис Porsche. Обилие таких активностей, путешествий и групповых проектов нас очень сильно сплотило, а после выпуска мы не раз устраивали reunions – встречи в разных странах мира.

С того семестра прошло четыре года, и мы до сих пор сохранили традицию созваниваться каждый квартал и рассказывать, как у кого дела. Просто представьте, конференция в Zoom и на том конце провода ребята из 20 разных стран, каждый из которых всё также амбициозно покоряет этот мир. Это и есть главная ценность CEMS. Нетворкинг из выпускников 30+ лучших бизнес школ. Уникальное сообщество, которое продолжает жить и развиваться далеко за стенами учебных кабинетов.
Заключение

На выпускном в Вене, сидя в зале , я оглядывалась по сторонам и думала: «Удивительно, какой масштаб...». В тот год, помимо меня, выпускались еще 1300 студентов. Со сцены говорили много речей, но одна мне особенно запомнилась:

«Встаньте. Обернитесь. Посмотрите друг на друга, посмотрите в глаза. Запомните эти лица. Это будущие великие предприниматели и управленцы, это менеджеры международных компаний, создатели некоммерческих фондов и инициатив, которые изменят этот мир. Миру не нужны слова. Миру нужны конкретные действия. Ему нужно ваше воображение, оптимизм, вдохновение и креативные инициативы, которые каждый из вас в состоянии ему дать.

Вам выпала большая честь, большая ответственность и большая удача. На долю многих умных и светлых ребят выпало бремя, непреодолимые препятствия, которые не позволили им оказаться на вашем месте. Используйте свой опыт и те знания, что подарил вам CEMS для создания чего-то особенного, способного в перспективе принести пользу менее осведомленному и знающему, чем вы».

Этот посыл стал моим принципом. Ключом к моей профессиональной деятельности.

Когда жизнь даёт нам выбор, один из вариантов зачастую требует пройти «extra mile» – дополнительную милю для того, чтобы сорвать куш. Выбрать программу CEMS вместо обычного семестра по обмену – та самая дополнительная миля. Бессонные ночи, запредельная нагрузка, параллельная работа над бизнес-проектом и тезисом для ВШМ СПбГУ, бесконечные групповые задания, курсы итальянского, семинары. Это было очень трудно. Но я бы прошла ещё десять таких «миль». Потому что, оборачиваясь назад, говорю себе – я счастлива, что это было в моей жизни. Это того стоило!


07 апреля / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ