Личный бренд абитуриента.

Как эффективно презентовать себя приемной комиссии лучших мировых бизнес-школ.

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
Процесс поступления в престижные зарубежные университеты и бизнес-школы всегда состоит из двух элементов: выполнения формальных требований для зачисления в вуз и умения показать приемной комиссии свою личность – ценности, мотивацию, сильные стороны и зоны для роста и развития. Второй элемент зачастую становится определяющим, ведь топовые мировые вузы ежегодно получают огромное число заявок от кандидатов с блестящим послужным списком и высокими баллами за экзамены.

Тем не менее, мы часто наблюдаем такую картину: абитуриенты из лучших компаний мира, имеющие 730+ баллов за GMAT и находящиеся в топ 5% претендентов получают отказы, а студенты с менее звездными, на первый взгляд, профилями – приглашения на программы.
Причины кроются в таких аспектах, как целостность заявки абитуриента, умение раскрыть свою личность через мотивационные и рекомендательные письма и самопрезентация во время интервью с приемной комиссией или выпускниками программы.

Что такое личный бренд абитуриента и как его правильно подать приемной комиссии рассказывает эксперт в области образования и карьеры, коуч по поступлению в зарубежные вузы, автор проекта Art of Career, Екатерина Завьялова.
СОДЕРЖАНИЕ

1
Элементы, из которых складывается личный бренд абитуриента

Это комбинация формальных характеристик (обычно они отображены в CV) и характеристик, отображающих личность абитуриента (обычно вуз оценивает их через мотивационные и рекомендательные письма, а также в интервью на программы).

К формальным характеристикам можно отнести:

Академический бэкграунд: образование (вуз, специальность, средний балл), дополнительные тренинги и сертификаты различные академические достижения (научные публикации, выступления на конференциях).

Баллы за стандартизированные тесты (GMAT, GRE) и языковые тесты (TOEFL, IELTS).

Профессиональный опыт и достижения: экспертиза и опыт в конкретной индустрии, имя и репутация работодателя, должность и уровень ответственности, скорость карьерного роста.

Профессиональные навыки (hard skills) – специфические навыки кандидата, актуальные для конкретной специальности (например, владение инструментами продвинутой аналитики больших данных или управление проектами по принципу Agile).

Гибкие навыки (soft skills) – навыки абитуриента, не привязанные к профессии, но важные для продуктивной работы в любой среде:
– эффективная коммуникация (например, умение активно слушать, навык публичных выступлений, умение грамотно давать обратную связь и работать в команде);
– самоорганизация (например, планирование и целеполагание);
– умение работать с информацией (например, поиск, анализ и структурирование информации);
– управление другими людьми (например, ситуационное лидерство, организация работы команды, мотивация других).

К характеристикам, демонстрирующим личность абитуриента, относятся:

Личностные качества – один из важнейших элементов личного бренда абитуриента, по которому приемная комиссия оценивает, насколько органично абитуриент вольется в сообщество студентов и выпускников программы, комфортно ли ему будет учиться и получит ли он именно тот учебный опыт, на который рассчитывает.

Система ценностей абитуриента также интересует приемную комиссию, задача которой – собрать разносторонний класс студентов и создать такую среду, в которой родится настоящее крепкое сообщество. Такое возможно только при условии, что ценности студентов очень близки.

Социально-значимая деятельность и волонтерские проекты как в сферах, связанных с профессиональной деятельностью (например, менторство младших коллег), так и за ее пределами (например, работа с НКО и благотворительными фондами).

Профессиональные цели и мотивация обучаться на программе: вузу важно понимать, в какой сфере планируют развиваться его выпускники, поэтому карьерные цели – значимый элемент личного бренда. Их обязательно нужно отобразить в мотивационном письме, а также быть готовым рассказать о своих профессиональных планах приемной комиссии или выпускникам во время интервью. Мотивация к обучению на программе – это четкое видение абитуриента, каким образом образование поможет ему в достижении его карьерных целей.

Интересы, хобби и достижения во вне рабочей среде – аспекты, как правило, рассказывающие о личности абитуриента. Например, если у кандидата на программу есть спортивный разряд, вероятно, он обладает стойкостью, дисциплиной и самоорганизацией.



2
Характеристики сильного личного бренда кандидата и часто встречающиеся ошибки, которые допускают абитуриенты, презентуя себя комиссии

Одна из важнейших характеристик личного бренда – уникальность. Приемная комиссия бизнес-школ Лиги Плюща ежегодно отсматривает сотни, если не тысячи, кандидатов с практически идентичными профилями (на бумаге). Но как команде Admissions сделать выбор среди сотен блестящих кандидатов? Одна из ключевых задач приемной комиссии – собрать максимально разносторонний класс, потому что именно комбинация уникальных опытов его студентов даст возможность получить максимум от данной программы.

Когда абитуриент выполнил все формальные требования для зачисления на программу, наступает «война смыслов». В этот момент особое внимание комиссия уделяет мотивационным и рекомендательным письмам, чтобы понять, какая личность стоит за каждым из звездных резюме.
Главная ошибка кандидатов на этом этапе – писать то, что, по их мнению, от них хотят услышать, пытаясь подогнать себя под образ «идеального кандидата».
Комиссии вузов знают об этом и предостерегают своих кандидатов от этой ошибки. Например, Stanford пишет на своем официальном сайте: «Наши студенты и выпускники не подходят под единый шаблон, и мы не ожидаем этого от кандидатов на программу».

Вторая важная характеристика личного бренда и профиля абитуриента – целостность. История, которую кандидат рассказывает приемной комиссии через весь пакет документов, должна быть единой, а все ее элементы должны дополнять друг друга, сливаясь вместе в завершенную логическую картину. Чтобы продемонстрировать свои качества через весь пакет документов, сильные абитуриенты используют сторителлинг (storytelling). Именно презентация своего опыта, мотивации и целей через рассказ историй делает заявку по-настоящему вовлекающей, эмоциональной и, как следствие, запоминающейся. Профиль кандидата с сильным личным брендом – это не набор рандомных активностей и достижений (пройденных курсов, проектов, волонтерства, конференций и публикаций), а комплекс осмысленных действий, каждое из которых приближало абитуриента к достижению его профессиональных и жизненных целей - комиссии важно понимать, что каждый свой профессиональный шаг вы делали осознанно!
На этом этапе часто встречается вторая ошибка кандидатов – перед поступлением в вуз резко начать участие в различных активностях, не преследуя конкретную цель, просто чтобы появились новые строки в графе резюме «extracurricular activities».
Наконец, третья характеристика сильного кандидата – целенаправленность. Вузу важно понимать, каким образом программа, на которую подает заявку абитуриент, поможет ему в достижении его целей. Для этого необходимо через пакет документов описать свою точку «А» – профессиональный опыт, образование, достижения, и планируемую точку «В» – конечная цель обучения, например стать управленцем в международной компании, создать свой собственный проект, управлять некоммерческой организацией и так далее.

Цели абитуриента очень многое говорят о его ценностях и личностных качествах. Описывая их в своем мотивационном письме, не забывайте объяснить, почему вы выбрали для себя ту или иную цель и почему ее достижение для вас важно. Если приемная комиссия увидит, что ваша система ценностей пересекается с ценностями вуза и программы, шансы пройти на следующий раунд отбора станут значительно выше.
На этом этапе кандидаты часто допускают две ошибки:

- Воспринимают образование в зарубежном вузе как самоцель, а не как средство по достижению профессиональных и жизненных задач. Комиссии важно понимать не то, насколько сильно кандидат хочет получить степень MBA, скажем в Harvard Business School, а зачем ему это образование: как оно приблизит кандидата к его целям и почему без этого образования добиться их будет в разы сложнее.

- Мотивируют свое желание учиться на программе очевидными и неуникальными аргументами, например, высоким местом программы в рейтингах. Admissions важно, чтобы вы изучили программу вдоль и поперек и имели четкое представление о том, что именно в ней вас привлекает: начиная от конкретных преподавателей или предметов, заканчивая конкретными мероприятиями на кампусе, в которых вы хотели бы принять участие.

3
Как создать личный бренд абитуриента и грамотно презентовать свою кандидатуру через весь пакет документов

Перед началом подготовки документов (резюме, мотивационного и рекомендательных писем) важно продумать историю, которую вы хотите рассказать приемной комиссии. Для проработки личного бренда нужно сделать несколько последовательных шагов:

1. Провести аудит собственного профиля абитуриента и оценить свою стартовую позицию.
На этом этапе очень важно понять, в чем состоит ваша уникальность, чем вы будете отличаться от кандидата с аналогичным опытом. Даже если идеи не приходят сразу, дайте себе время подумать и попросите о помощи людей, с которыми вы взаимодействуете чаще всего – устройте мозговой штурм с друзьями или коллегами, обсудите с ними, в чем ваша уникальность.

2. Определиться с собственной профессиональной целью.
Как уже было обозначено, по конечной цели вуз будет судить о ваших личностных качествах и ценностях. Продумайте ее в мельчайших деталях и уделите особенное внимание причинам, по которым вам важно ее достижение.

Убедитесь, что ваша цель отвечает критериям SMART, то есть она должна быть: Specific – конкретной, Measurable – измеримой, Achievable – достижимой, Relevant – важной и релевантной именно для вас, Time bounded – ограниченной временными рамками.

3. Подробно изучить программу, формальные и неформальные требования вуза.
Университеты часто пишут, какие качества они ищут в своих будущих студентах (например, на сайтах в разделах Admissions или Selection Criteria).

Так, Columbia Business School на официальном сайте пишет: «Несмотря на то, что все студенты на программе уникальны, у каждого них есть определяющие черты: они движимы твердой рабочей этикой, готовы строить и развивать профессиональные и личные отношения и полны решимости оказать реальное влияние на мир через свою профессиональную деятельность в выбранной ими области».

4. Сопоставить формальные и неформальные требования программы с собственными опытом, достижениями, навыками и т.п.
На этом этапе важно найти и вспомнить примеры из жизни, личной или профессиональной, где вы демонстрировали качества, важные для университета. Эти истории вы можете интегрировать в мотивационное письмо или обсудить возможность их отображения в рекомендательных письмах с вашими рекомендателями. Иногда лучше, чтобы какие-то из ваших качеств подсветили другие люди, если они были свидетелями ситуаций, в которых вы их проявляли.

5. Зафиксировать историю, которую вы хотите донести до приемной комиссии, на уровне смыслов и примеров.
Для этого можно использовать интеллект-карты (mind-maps), в которых следует описать ключевые идеи: текущий статус, цели, мотивацию учиться на программе и аргументы, почему приемная комиссия должна пригласить именно вас.

6. Распределить основные сообщения по всему пакету документов: в резюме, мотивационном эссе, рекомендательных письмах и дополнительных ответах на разные вопросы в форме заявки на программу.
Прежде чем вы приступите к написанию каждого документа, подумайте, в каком из них какие элементы вашей истории вы сможете донести наиболее полно.

Например, все формальные требования, как правило, отлично ложатся в одностраничное резюме кандидата, профессиональные цели и мотивацию учиться на программе лучше всего отобразить в эссе, а в рекомендательных письмах, например, отразить личностные качества.


4
Мотивационные письма: типы и структура

Мотивационное письмо (Cover Letter, Personal Statement, Motivational Letter) – эссе, в котором абитуриент раскрывает свою мотивацию учиться на программе и объясняет приемной комиссии, почему он будет успешным студентом и, в дальнейшем, выпускником программы.

Мотивационное письмо выполняет несколько важных функций:
– Раскрывает абитуриента как личность (ценности, сильные стороны и зоны для развития, опыт).
– Рассказывает о профессиональных целях как среднесрочных (на горизонте 1-2 лет после окончания программы), так и долгосрочных (через 10-15 лет).
– Объясняет мотивацию учиться именно в данном вузе на конкретной программе и то, как образование поможет абитуриенту достичь карьерных целей.
– Раскрывает, какой вклад в жизнь университета может привнести абитуриент. Вузу важно понимать не только, что кандидат «возьмет» из опыта своей учебы, но и что он «отдаст» сообществу студентов, выпускников и преподавателей.
– Комментирует любые «нестандартные» пункты в резюме абитуриента, а также оправдывает наличие «слабых» сторон в его профиле (например, низкий средний балл в дипломе бакалавра).

Мотивационное письмо – пожалуй, самый сложный элемент заявки. Но если вы начнете именно с определения своего личного бренда и пройдете поэтапно каждый из шагов, описанных в предыдущем разделе этой статьи, то процесс создания сильного эссе окажется в разы легче.

Мотивационные письма можно условно разделить на два типа: письма в свободной форме и небольшие эссе-ответы на конкретные вопросы.

Мотивационные письма свободной формы – эссе объемом в одну страницу А4. Вуз не задает конкретных вопросов кандидатам, но хочет услышать, почему они выбрали данную программу.

Рекомендую структурировать такие мотивационные письма следующим образом:

Введение - одна из важнейших частей письма, задача которой - «зацепить» внимание приемной комиссии.

Основная часть письма, в которой каждый абзац отвечает на один из трех вопросов:
  • Почему вы хотите учиться на данном направлении или специальности?
  • Почему вы выбрали именно этот вуз и программу?
  • Почему вы – идеальный кандидат?
Заключение - короткое резюме основных мыслей из основной части и выражение благодарности приемной комиссии за время на рассмотрение кандидатуры.

В случае, написания эссе с ответами на поставленные вопросы, они должны быть, как правило, короткими и емкими по содержания (250-600 слов). Здесь крайне важно четко отвечать на заданный вопрос. Многие кандидаты пытаются уклониться от ответа на сложные вопросы, особенно если они затрагивают этические темы, слабые стороны кандидата и его поражения. Комиссия задает эти вопросы не просто так. Вузу важно понять, как кандидат повел себя в неблагоприятной обстановке и какие уроки для себя вынес. На сложные вопросы особенно важно отвечать прямо и честно, не пытаясь угадать, что именно хочет услышать приемная комиссия.
Примеры вопросов:

– What is Leadership to you and how do you recognize a great leader? Please include a personal example. (HEC Paris)

– During your time as a student, how will you contribute to the London Business School community? (London Business School)

– Tell us about your favorite book, movie or song and why it resonates with you. (Columbia Business School)


5
Мотивационные письма: предостережения

В заключение приведу список DON'Ts, или того, что нельзя делать ни в коем случае при написании эссе.

Отдавать написание письма третьему лицу.
Даже если эссе в университет будет составлять самый именитый консультант по поступлению, он напишет письмо хуже, чем кандидат. Никто, кроме самого абитуриента, не знает его мотивацию, личностные качества и историю.

Писать одно эссе для нескольких вузов без должной адаптации.
Когда абитуриент поступает на программу, скажем, Master in International Management и подает заявки в 3-5 вузов, соблазн написать одно мотивационное письмо и поменять только название университета очень велик. Такие письма приемные комиссии очень быстро вычисляют и воспринимают их как недостаточно высокую мотивацию.

Жаловаться на жизнь, отсутствие возможностей и внешние обстоятельства.
Рассказывая о своем жизненном пути, кандидаты часто вдаются в подробности некоторых негативных ситуаций и преподносят себя как жертву тех или иных обстоятельств. Очень важно в письме сохранять позитивный тон повествования и сосредоточиться на том, как кандидат справился с той или иной ситуацией, какой приобрел опыт и какие вынес уроки.

Использовать различные клише и очевидные фразы.
Вы даже не представляете, сколько раз приемная комиссия Гарварда читала письма, начинающиеся с фразы «С самого детства я мечтал учиться в Гарварде». Будьте оригинальными, пишите про себя, фокусируйтесь на сути, это сработает гораздо лучше, чем цитаты великих людей или сложные витиеватые фразы.

Пересказывать свое резюме (CV) другими словами.
Вуз уже знает ключевые факты об абитуриенте из онлайн-заявки и резюме. Тем не менее, кандидаты часто тратят ценнейшие строчки эссе на дублирование информации вместо того, чтобы написать мысли, дополняющие факты из CV.

Допускать в письме орфографические и пунктуационные ошибки.
Ошибки в пакете документов кандидата приемная комиссия считывает как невнимательность к деталям и низкую мотивацию абитуриента. Обязательно внимательно вычитайте свое эссе перед отправкой, а еще лучше – попросите прочитать его носителя языка.

25 сентября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ