5 вопросов директору

Интервью с Сергеем Ежовым, директором МБОУ «Цмурская СОШ» (Дагестан)

Редакция Forbes Russia Education
Сергей Ежов, заканчивая сельскую школу, выбирал между актерской профессией, журналистикой и педагогикой. Родители желание сына стать учителем не поддерживали. Предпочтение было отдано журналистике. После учебы в университете Сергей работал в печатных СМИ и интернет-изданиях, на телевидении. Но мысль о том, чтобы преподавать в школе, его не покидала. И однажды на глаза попалось объявление о наборе участников в проект «Учитель для России». Он подал заявку, прошел отбор, отучился и начал работать педагогом-организатором и учителем литературы в Сосновской средней общеобразовательной школе (Тамбовская область, поселок Сосновка). После трех лет работы в сельской школе, в 2019 году Сергей получил предложение поработать в школе Димы Зицера «Апельсин» (Санкт-Петербург). А в июле 2021 года Сергей участвовал в проекте «Территория лета» в Цмуре – команда «Учителя для России» приехала в Дагестан на две недели, чтобы провести летний лагерь в местной школе. И буквально через месяц Сергей получил предложение стать директором Цмурской средней школы.
    Цмурская средняя школа находится в южном Дагестане, население села – 570 человек. Новое двухэтажное здание школы на 120 мест построено в 2016 году на деньги меценатов – Марата Шайдаева и его жены Евгении Тюриковой. С селом Цмур связана история рода Шайдаевых, поддержка села переросла в большую системную историю – строительство школы, дома для учителей, творческих мастерских, спортивной площадки. Сегодня в школе учатся 75 школьников из 7 ближайших сел. Благотворительный фонд «Село» продолжает финансово поддерживать школу и учителей. Вокруг села разбиты фундучные сады на 150 гектар и строится глэмпинг, доходы от этих бизнесов будут поступать в благотворительный фонд.
    Цмурская средняя школа находится в южном Дагестане, население села – 570 человек. Новое двухэтажное здание школы на 120 мест построено в 2016 году на деньги меценатов – Марата Шайдаева и его жены Евгении Тюриковой. С селом Цмур связана история рода Шайдаевых, поддержка села переросла в большую системную историю – строительство школы, дома для учителей, творческих мастерских, спортивной площадки. Сегодня в школе учатся 75 школьников из 7 ближайших сел. Благотворительный фонд «Село» продолжает финансово поддерживать школу и учителей. Вокруг села разбиты фундучные сады на 150 гектар и строится глэмпинг, доходы от этих бизнесов будут поступать в благотворительный фонд.
    Forbes Education поговорил с Сергеем Ежовым, директором МБОУ «Цмурская СОШ» и узнал, есть ли разница между учителями и учениками частных и сельских школ, что нужно, чтобы выстроить сообщество в школе, какими принципами он руководствуется в своей деятельности и какие планы строит на будущее.
      Ваш путь в педагогику был витиеватым: от мечты до ее исполнения пришлось сделать карьеру в журналистике. Получается, что стать учителем в Вашем случае – более чем осознанный выбор. По Вашему мнению, кто такой учитель? И есть ли разница между учителем государственной школы мегаполиса, учителем частной школы и учителем сельской школы? Кто для Вас идеал педагогики, идеал учителя, на кого Вы равняетесь?
      фотоархив Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья»
      Мне повезло, в моей сельской школе, в которой я сам учился, было много достойных учителей – профессионалов и педагогов, как говорится, «с большой буквы». Я им безумно благодарен за то, что они давали мне не просто уроки, академические знания, но и уделяли время, могли поговорить со мной, растолковать какие-то вещи. Особенно актуален такой «индивидуальный подход» был в подростковом периоде.

      Если брать учителя средней общеобразовательной муниципальной школы в любом районе нашей необъятной страны и брать учителя частной школы, мне кажется, не должно быть принципиального различия. Но оно, безусловно, есть. Профессиональные кадры бегут в Москву, в Санкт-Петербург – в основном, в частные школы. Понятно, свою роль играет зарплата. В сельских школах остается мало талантливых педагогов – и, скорее всего, они бы были рады уехать, но их сдерживают какие-то обстоятельства.

      Учитель – это призвание. Конечно, можно вспомнить универсальное высказывания про святые профессии: судья, врач, учитель. Но учитель – это, конечно, призвание. Учитель должен быть человеком с большим сердцем. Есть много педагогов хороших, которые просто могут дать академический результат, и от них больше ничего не требуют. Но, мне кажется, это немного выдвигается из рамки «учитель», таких людей, наверное, лучше назвать лекторами или еще как-то.

      А учитель – это все-таки педагог, который занимается не только обучением, но и воспитанием, который переживает за своих детей, который старается направить в нужное русло, выстроить траекторию обучения и даже отчасти жизни ребенка.

      Мне очень нравится Януш Корчак. Это одна из моих любимых и «больных» для моего сердца личностей. Удивительный человек!

      И, конечно, идеал для меня – мой классный руководитель Зайцева Татьяна Петровна, которая, возможно, и не научила меня идеальному английскому языку, но дала мне очень много. Прежде всего, любовь к профессии.
      Получилось ли у Вас сформулировать основные принципы важные для учителя?

      Первый принцип, конечно, – гуманизм, никуда от этого не деться. Отношения «человек – человек». У Зицера, кстати, он подразумевается под субъектным подходом.

      Второй принцип – принцип интереса. Педагог должен быть интересным, если педагог не развивается никаким образом, у него нет ничего другого, кроме школы, никакого хобби, никакого интереса к жизни, только зарабатывание денег, то, на мой взгляд, такой педагог не должен работать в школе. Ученику должно быть интересно общаться с учителем. Если педагог, даже будь он гений и нобелевский лауреат, не сможет выстроить нормальные взаимоотношения с детьми, они не смогут воспринять никакую информацию от него. Школа сама должна быть интересной. Я говорю про интерес, пронизывающий абсолютно каждую сторону учебы: здание, уроки, учебники, наглядные материалы, преподавание, внеклассная работа, поездки, музеи, театры и так далее. Интерес учителя к своей профессии, к своим результатам, и интерес детей развиваться, интерес родителей – в развитии детей.

      Третий принцип ­­– инициатива: любые идеи от учителей, детей, родителей. Абсолютно любые. У нас четвероклассники иногда выдают потрясающие вещи. В прошлом году мы делали летний лагерь, у нас был парламент, голос в котором остается за детьми: если дети что-то решили, значит, мы принимаем их выбор, педагоги уже подстраиваются. Работающее сообщество, работающий парламент – это очень важно. Иногда с низов происходили большие вещи.

      И есть еще принцип свободы. Правда, мне кажется, наше общество пока еще к нему не готово. Потихонечку дозированно давать какую-то свободу, демократизацию, парламенты и все это – да. Но если мы сразу окунемся в мир свободы, вседозволенности, то ни к чему хорошему это не приведет. Во-первых, родительское сообщество к этому не готово. Дети не готовы. И, конечно, для большинства учителей это будет тяжело.
      Как Вы видите миссию директора и свою миссию в Цмурской сельской школе? И какой должна быть сама школа?

      Миссия директора – это некая роль щита, который защищает учителей, педагогическое сообщество, детей и даже младший обслуживающий персонал от всех бюрократических проволочек.

      Директор – тот человек, который должен обезопасить педагогическое, родительское и детское сообщества, дать возможность существовать школе в простом ее функциональном состоянии.

      В моей идеальной картине мира, школа – место, безопасное для каждого, где можно развиваться в любых областях. И это школа почти полного дня с индивидуальными учебными планами, профильными классами, нормально работающим детским самоуправлением.

      Дети должны понимать, что они участники процесса, от них многое зависит. Они должны принимать решения и чувствовать ответственность, ведь каждое действие имеет последствия. То же самое касается учителей: педагоги не те, кто отчитали свои лекции, провели уроки и сразу убежали, но и смогли взять на себя тьюторские задачи. Понятное дело, в школе есть тьютор, но сама тьюторская работа в бюджетных организациях выстроена плохо. Здесь же мне, как директору, хочется, чтобы у каждого ребенка был взрослый тьютор, который мог бы просто поговорить, просто пообщаться.
      Вы сказали, что хотите управлять сообществом. Сообщество – это учителя, коллектив школы, дети. Как формировать такое сообщество? Каким образом Вы набираете учителей, чтобы это сообщество сформировалось таким, каким Вы его видите?

      Мне приходит достаточно большое количество резюме, интересных заявок на работу в школе, но основной мой показатель – урок. Я прошу: «Пришлите мне свое занятие с детьми, записанное на камеру». При просмотре сразу становится понятно, снят ли урок «напоказ», либо это просто нормальные для данного человека взаимоотношения с детьми.

      С кандидатом необходимо прежде всего пообщаться. Если говорить про выпускников педагогических вузов, есть достаточный процент тех, для кого профессия – призвание. А есть те, кому просто нужно зарабатывать деньги. Для меня важны те педагоги, которые идут в школу не за зарплатой, а для того, чтобы реализовать себя, реализовать себя в своих детях.

      Сейчас у меня 34 учителя, они почти все местные жители. На 75 детей 34 учителя. И есть достаточно неплохие кадры. Есть люди возрастные, которым современные тенденции, ИКТ-компетенции и все в этом роде чужды. Это, конечно, проблема. Но если педагог не издевается над детьми и приносит пользу ученикам, школе, то я готов ему всячески помогать и нивелировать технические проблемы.

      Я не единоличник и не самодур, принимаю решение, всегда обдумав, прорефлексировав несколько раз, посоветовавшись с коллегами, с детьми и их родителями. Школа – все-таки живой организм. Все должно взаимодействовать. Мы должны спорить, мы должны ругаться и находить общие точки соприкосновения.
      Давайте теперь поговорим про учеников. Понятно, что Вы не так давно здесь работаете, но есть ли портрет выпускника Цмурской школы, каким бы Вы его видели спустя сколько-то лет работы, формирования сообщества, набора нужных людей и так далее?

      Да есть. Начну с того, что я, проработав в бюджетной сельской школе, в городской бюджетной школе, в частной школе и в сельской дагестанской школе, понял для себя – дети не отличаются. Они очень похожи друг на друга: если в тамбовской сельской школе у меня учились Ваня, Петя, Даша, в «Апельсине» – Элвин, Ника и Саманта, то здесь – Джамал, Ибрагим и Зухра. Дети радуются одному и тому же, смотрят в YouTube один и тот же контент, одну и ту же музыку слушают, – различий нет. Поколение приблизительно одинаковое.

      Выпускник Цмурской школы. Я сейчас скажу это, а сам сомневаюсь: понятное дело, есть компетенции, которые должны быть у современного ученика – ИКТ-компетенции, критическое мышление, креативность и так далее по списку. Но мне бы хотелось, чтобы выпускник Цмурской школы мог поступить туда, куда он хочет. Чтобы он вышел после одиннадцатого или после девятого класса не со словами: «Наконец-то все закончилось, и я отмучился», – а чтобы была легкая грусть, чтобы эти ученики возвращались в нашу школу, возвращались к учителям.

      Важно понимать, что детство – наверное, самый счастливый момент в жизни. Но школа не должна быть институтом насилия, систематизации, издевательства, жестких рамок, принуждения. Школа должна быть тем местом, где любой ученик может найти свой жизненный путь или хотя бы направление.

      Мне бы хотелось, чтобы мои выпускники могли спокойно приехать в Москву и к ним бы не было предвзятого отношения. После общения с ними, все поймут, что у них отличное воспитание и образование: хороший багаж знаний, они владеют иностранным языком и готовы коммуницировать, развиваться и принимать инакомыслие.

      И здесь я не говорю о том, чтобы все дети у нас сдавали ЕГЭ на 100 баллов. Это можно сделать, только нужно тогда выстраивать другую школу – по сингапурской методике с бамбуковыми палками. Но мне так не очень хочется. Детство должно быть счастливым, а школа – тем местом, где это счастье ребенок может воплотить.
      Чем гордитесь из того, что уже успели сделать, и какие у Вас планы на будущее: как краткосрочные – что нового будет в следующем учебном году, так и долгосрочные?

      Первое, что в этом году мне удалось сделать, самая главная моя победа – вопрос структуры и организация учебной недели. Когда я пришел на позицию директора, дети учились в две смены. И мне это сразу показалось странным – ведь учеников было не так много, всего 75. Оказалось, что можно было немного переделать расписание и распределить правильно кабинеты и другие пространства школы.

      Во-вторых, с сентября 2022 года мы переходим с шестидневки на пятидневку. Есть разные мнения. Я до сих пор еще сам с собой не согласился. По новым ФГОС, если не ошибаюсь, при шестидневке можно давать 37 часов нагрузки в неделю, а при пятидневке – 34. В часах мы, получается, потеряем, но я постараюсь их компенсировать, выстроив систему факультативов и других внеурочных занятий. Нагрузка у детей будет возрастать: вместо пяти уроков станет шесть. Но мы уже приняли решение: родительский комитет, управленческий совет, – все уже согласны с тем, что мы переходим на пятидневку. Также внедрим триместровую систему: пять недель учимся – неделю отдыхаем.

      Для девятиклассников вводим индивидуальный учебный план. Тестовый вариант. Индивидуальный учебный план позволит дать нормальную нагрузку, точнее, нужную нагрузку. Ребята приходят в девятый класс, и у многих уже сформулирован взгляд на будущее, на выбор будущей профессии. Будет три профиля: универсальный, социо-гуманитарный и химико-биологический. И моя мечта – это ИКТ-направление: IT, информатика, программирование, чтобы уже десятиклассник нашей школы мог зарабатывать самостоятельно. У нас появятся соответствующие всем этим направлениям элективы.

      И тут возникает еще одна большая задача – найти педагогов из средних учебных заведений и вузов, которые будут приезжать и модулями читать дополнительные элективные курсы. Важно, чтобы приезжали профессионалы своего дела. То есть, мне нужно пригласить врача, который прочитает курс «Основы фармакологии», или юриста, который расскажет детям про трудовое право. И это для меня большая задача. Мне важно пригласить в Цмур ни на день-два какого-нибудь гиганта в каком-нибудь направлении, который проведет быстрый интенсив. Нет, так это не работает. Необходим 70-часовой курс, а это минимум три недели. Конечно, можно, читать курс с утра до ночи и управиться за три дня, но ведь детям важно общение, им нужно осознать услышанное и увиденное, сформулировать вопросы, задать их, получить ответы, еще раз поразмыслить.

      Я хочу всем ученикам (а не только девятиклассникам) дать возможность «пощупать» разные профессии для того, чтобы они могли расширить свой кругозор и понимать, какие на свете есть специальности, чем им нравится заниматься, что подходит, а что абсолютно индифферентно.

      Есть очень много и более глобальных вещей, которые хочется воплотить в жизнь: строительство здания пансиона, запуск школы в новом формате школы-интерната. Хотелось бы выстроить нормальное педагогическое сообщество, где я буду управлять не людьми, а связями между этими людьми, чтобы сложился мощный, плотный костяк –симбиоз детей и взрослых.

      Ну и самое главное – мне бы очень хотелось, чтобы наша школа была тем местом, куда дети идут с удовольствием и стремятся в нее вернуться при первой возможности, даже если уже ее закончили.
      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ