Как выбрать школу: ответы на вопросы родителей

Forbes Russia Contributor
Редактор, заместитель директора Forbes Education
В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.

По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.

Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.
Чем частные школы отличаются от государственных?
Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.

Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.

То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.
Какие типы учебных программ можно встретить в школах и в чем их различия?
Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.

Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.

Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.

В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.

Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.

Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).

Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.
Нужно ли выбирать одну-единственную школу?
В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.

Если говорить о следующей ступени – это профилизация. В 8-10 классе уже можно рассматривать школы по направлениям интересов ребенка и вузов, к которым в этих учебных заведениях идет подготовка.
По каким параметрам стоит выбирать частную школу?
Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.

В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.

Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.

В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.

Органическая культура в школах подразумевает совместную деятельность, здесь родители сильно включены в процесс обучения и влияют на него. Школы с органической культурой ценят свои традиции и уделяют большое внимание поддержанию «семейной» атмосферы.

В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.

Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.
Что еще может быть важно при выборе школы?
1. Обязательно попросите описать портрет выпускника в выбранной школе. Лучше вопрос задать нескольким представителям учебного заведения: директору или завучу, учителю и, например, родителям выпускника. И внимательно слушайте ответы, насколько они соответствуют тому, каким вы видите будущее своего ребенка.

2. Начальная школа длится 4 года, средняя – 5 лет, старшая – 2 года, узнайте сколько детей учится на каждом уровне образования в выбранной школе и соотнесите полученные цифры. Если школа предоставляет качественное образование, то маловероятно, что в ее начальной школе количество учеников будет в разы превышать число обучающихся в средней и старшей школе. И если вы обнаружите, что в начальной школе, например, 90 человек, в средней – 21, а в старшей учатся трое – серьезно задумайтесь, стоит ли отдавать своего ребенка в такую школу.

3. Когда вы начинаете поиск информации о школах в интернете, задаете вопросы в социальных сетях и общаетесь в чатах мессенджеров, моментально становитесь мишенью таргетинговой рекламы. Не принимайте работу маркетологов за знаки судьбы, будьте бдительны.
Редакция Forbes Russia Education благодарит за участие в сессии директора школы, руководителя Ассоциации частных школ Москвы Карину Чернякову, консультанта в сфере образования и главу социальной инфраструктуры города Доброград Полину Мальцеву и руководителя проекта о выборе школ для родителей «ПРОвыбор» Марию Васильеву.
*информация проекта «ПРОвыбор»
**информация Ассоциации частных школ Москвы
1 декабря / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ