Путь к успеху: нужно ли высшее образование современному человеку
Высшее образование в Великобритании вчера, сегодня, завтра

АВТОР:
Sam Jones (Сэм Джонс)
Forbes Education Contributor
Выпускник Университета Йорка, более 20 лет работает в сфере международного образования, региональный директор по зачислению студентов в Восточной Европе и Центральной Азии INTO University Partnerships
В последнее время модно превозносить успехи предпринимателей: Ричард Брэнсон известный дислексик, едва успевавший в школе, основал огромную бизнес-империю; бросивший Гарвард Марк Цукерберг самый молодой миллиардер; и, конечно, Илон Маск, который, на самом деле, закончил университет, получил степени бакалавра и магистра, но затем бросил подготовку к докторской степени, чтобы начать свой бизнес.

Все они
удивительные, успешные, выдающиеся люди с исключительными достижениями, но не имеющие какого-то определенного уровня академического образования или квалификации.

Маск заявил однажды: «Вовсе нет необходимости иметь высшее образование или даже заканчивать старшую школу. Если кто-то закончил отличный университет, это может указывать, что он способен на великие дела, но совсем не обязательно так. Посмотрите, например, на Билла Гейтса или Ларри Эллисона, Стива Джобса: эти парни не закончили университет, но нанять их было бы хорошей идеей, будь у вас такой шанс».

В этом есть доля правды.


Вы будете удивлены: когда я учился в средней школе, далеко не все мои одноклассники планировали получать высшее образование. Более того, в конце 1980-х менее 25% выпускников британских школ поступали в вузы.

Я вырос в сельской местности, где для многих семей помощь на ферме была важнее уроков английской литературы, истории средних веков, физики и других предметов. В моем классе даже окончание школы не было обязательным. А многие местные предприниматели с гордостью хвастались тем, что не имея никакого образования, весьма преуспели в бизнесе.

В преддверии выпускных школьных экзаменов я много размышлял о будущем. Зачем идти в университет? Какова ценность высшего образования? Что оно мне даст?

Решил, что только университет поможет расширить горизонты, вывести знания на новый уровень и открыть для меня весь мир. Я был уверен, что университетское образование поможет мне сделать отличную карьеру.


Было: конец XX века

Когда в начале 90-х годов я учился в Университете Йорка (University of York), британские университеты сильно отличались от того, какими мы видим их сегодня. Тогда существовали две группы высших учебных заведений: политехнические институты и университеты. В «политехи» шли учиться, если хотели изучать что-то практическое, прикладное, а в университеты — за более академическими знаниями (при условии, что у вас были высокие итоговые оценки в школе).

Образование в университете считалось более престижным. При этом выпускники университетов могли устроиться на работу не по специальности, но сам факт наличия у них такого высшего образования свидетельствовал о том, что они могут думать, усердно работать и решать проблемы, как и говорил г-н Маск в своей знаменитой цитате. Ведь это ключевые навыки, которые ищут работодатели.


Стало: начало XXI век

За 30 лет многое изменилось в лучшую сторону.

Во-первых, в 1990-е годы «политехи» стали массово менять свой статус на университеты, появились новые университеты, а уже существовавшие начали расширяться. Как результат, сегодня в Великобритании уже более 50% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения.

С течением времени университетам пришлось меняться в условиях усиливающейся конкуренции. Теперь студенты (и их родители) от своей альма-матер требуют гораздо большего, в том числе, развития необходимых навыков, которые требуются для работы, получения международной квалификации и более высокого уровня зарплаты в перспективе. И да, как скажет вам любой бакалавр, вкус независимости и свободы, а также «опыт жизни на кампусе» и «студенческая жизнь» стали теперь тоже весьма важными факторами.

Вуз — это не только научные исследования и получение знаний. В университетах Великобритании студентам предлагают широкий выбор внеклассных занятий и мероприятий: от развлечений до спорта, от волонтерской и социальной работы до стажировок.

Цель университетов, безусловно, не «знания ради знаний» и не только удовольствие от учебы, но и самореализация. Университеты — центры науки, исследований и развития новых идей, технологий и авангардного мышления. Они стали как успешными работодателями, так и главной движущей силой экономики.

Посмотрите на любой рейтинг вузов: университетские исследования почти всегда являются одним из обязательных критериев при расчете. Те учреждения, где исследовательская деятельность получила более широкое признание, часто считаются «вышестоящими», но в действительности выше стоят университеты, которые наполняют свои программы обучения передовыми знаниями и исследовательскими разработками.

Исследования имеют огромное влияние на тот уровень знаний, который вы получите. И если ваш университет хоть чего-то стоит, по окончании вы получите не только «корочку», но и самые современные знания по предмету, основанные на исследованиях, проведенных профессорами, которые и разрабатывали содержание вашего курса.


Исследовательская деятельность университетов

В далеком 1992 году Университет Восточной Англии (University of East Anglia, UEA) открыл свой исследовательский центр, поставив перед собой одну цель —объединить усилия своих сотрудников, инвесторов, бизнеса и государственных учреждений (таких, например, как местная больница, которая даже переехала на территорию университетского кампуса). Сегодня этот исследовательский центр — один из крупнейших научных и деловых предприятий в Европе. Ежегодные затраты на исследования составляют £130 млн, в нем работают более 12 000 человек (3 000 из них — ученые) и более 80 коммерческих компаний. Студенты бакалавриата и магистратуры могут пользоваться ресурсами Центра в своей учебе, проходить стажировки или работать в его лабораториях, институтах и компаниях.

Каледонский университет Глазго (Glasgow Caledonian University, GCU) и его центр GCU Vision Centre объединяют исследовательскую деятельность, обучение в сферах оптометрии, ортоптики, офтальмологического управления, современное оборудование и реальную помощь большому количеству людей.

UEA и GCU не единственные примеры, — многие британские университеты основали подобные масштабные проекты за последние 30-40 лет.


Стажировки и карьерные возможности

В основе устремлений большинства студентов и, конечно же, их родителей лежат дальнейшее трудоустройство и успешная карьера. Университеты сегодня активно поддерживают своих студентов в этом направлении. В качестве примера приведу карьерный центр Ньюкаслского университета (Newcastle University): здесь студентам предоставляют доступ к международной базе данных работодателей, учебным курсам и материалам для улучшения навыков поиска работы, составления резюме, организуют ярмарки карьеры и встречи с работодателями.

Многие программы бакалавриата предлагают стажировки, на которых студенты могут проверить свои знания и приобрести практические навыки. Сейчас их достаточно много.

Исследования 2014 года, проведенные Службой приема в университеты и колледжи Великобритании (Universities and Colleges Admission Service, UCAS), показывают:

· средняя заработная плата молодых людей в возрасте 25-30 лет у выпускников на 30% выше, чем у «не выпускников»,

· 90% выпускников британских университетов находят работу в течение 6 месяцев после окончания учебы.

В 2017 году исследование Министерства образования Великобритании подтвердило эти данные, а также выявило, что количество доступных рабочих мест для выпускников выросло на 11% за один год.


Американские университеты идут еще дальше.

Например, в Государственном университете Колорадо (Colorado State University, CSU) на каждом факультете есть карьерные консультанты, несколько раз в год устраиваются большие ярмарки вакансий, на которые съезжаются работодатели со всех уголков США и из других стран мира. Как результат, многие студенты получают предложения о работе еще до окончания университета.

Совместные Программы (Сo-operative Programs) Университета штата Орегон (Oregon State University, OSU) предлагают студентам две оплачиваемые стажировки, которые интегрированы в программу обучения. На них принимают не всех, как и на любую другую хорошо оплачиваемую работу, но для прошедших отбор студентов они становятся частью курса и засчитываются к итоговым оценкам. Ежегодно университет расширяет эти программы, предлагая сотни мест для стажировок.

И, конечно же, надо рассказать про Optional Practical Training —специальную программу для иностранных выпускников: они могут остаться в США и работать по специальности в течение 1 года после окончания обучения, или даже до 3 лет — для выпускников специальностей STEM (наука, технология, инжиниринг и математика).


Для начинающих предпринимателей университеты создают центры развития бизнеса, организуют консультации, поддержку и даже финансирование, а также постоянно совершенствующиеся программы обучения, чтобы помочь своим студентам воплотить их идеи в жизнь.


Другие возможности

Университеты Великобритании предлагают массу возможностей для развития. Возьмем, к примеру, спорт. Стерлингский университет (University of Stirling) инвестирует миллионы фунтов в спортивные сооружения на кампусе. Они настолько хороши, что даже Энди Маррей тренируется здесь в перерывах между теннисными турнирами. Университет одновременно создает программы обучения, связанные со спортом, и проводит научные исследования в этой сфере. Благодаря такому подходу в 2020 году Университет получил звание «Университет года в спорте» по версии Times и Sunday Times Good University Guide. Спортивные сооружения олимпийского стандарта доступны для всех студентов любого уровня физической подготовки. При этом университет оказывает финансовую поддержку лучшим студентам-спортсменам наряду с целым набором дополнительных услуг: терапией, исследованиями и работой с тренером.


Университет или самообразование?

Вернемся к нашим предпринимателям: стремительные взлеты и грандиозный успех очень вдохновляют, но их биографии — скорее исключение, чем правило. Мне кажется, они просто оказались в нужном месте в нужное время, при этом, без сомнения, обладая сильными коммерческими инстинктами.

На деле же для большинства сегодняшних перспективных студентов путь к успеху подразумевает очень тяжелый труд. Процитирую другого известного предпринимателя, Томаса Эдисона: «Гений — это 10% вдохновения и 90% пота».

Университеты Великобритании наряду с университетами США стали мировым рынком высококвалифицированной рабочей силы. Нет лучшего места для тех, кто задумывается о карьере в юриспруденции, медицине, финансах, машиностроении, политике, вычислительной технике, и тысячах других профессиональных областей. Университетская степень — единственное наиболее эффективное средство получения технических или теоретических знаний, практического опыта и навыков, создающих фундамент будущего успеха, вместе со связями будущих профессионалов (столь ценный нетворкинг), на которые можно опираться в своей дальнейшей карьере.


Для того, чтобы учиться, вам не нужен университет? Возможно, и нет. Скорее всего, многие знания реально получить в процессе самостоятельной учебы или во время работы, но университеты наиболее эффективный способ обучения, приобретения навыков и поиска карьеры, а диплом лучший способ продемонстрировать свои способности потенциальным работодателям и получить доступ к рынку труда.

13 апреля / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ