Интервью с Дарьей Большуновой, выпускницей магистратуры Glion Institute of Higher Education
Как Вы считаете, почему диплом в сфере гостеприимства востребован?
Во-первых, сфера гостеприимства будет развиваться всегда, ведь люди не перестанут путешествовать. Даже сейчас мы видим, что несмотря на то, что пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, именно новости об открытии границ мы отслеживаем тщательней всего, при этом за последний год в России так классно вырос внутренний туризм.
Во-вторых, для работодателя диплом в сфере гостеприимства дает уверенность в своем сотруднике и надежду на стабильность в индустрии с огромной текучкой кадров.
Во время обучения студенты максимально глубоко погружаются в индустрию и, придя на работу, уже прекрасно понимают, что их ожидает и достаточно четко представляют свой карьерный путь.
В-третьих, индустрия развивается с огромной скоростью. Чтобы на самом деле преуспеть и стать квалифицированным профессионалом, нужно получить базовые знания, основанные на реальных кейсах и актуальной теории, а также быть в курсе меняющихся трендов, быть способным предугадать и даже задавать их. А это безусловно все то, чему учат в специализированных университетах. И именно это дает конкурентное преимущество при найме на работу и при дальнейшем продвижении в компании.
Glion возглавляет мировые рейтинги ведущих вузов гостеприимства в мире. Расскажите, как студенты ощущают высокие стандарты качества обучения в университете?
Ценность преподавательского состава в Glion заключается в том, что все лекторы превосходно знают индустрию изнутри. Они уже построили отличную карьеру, а многие даже совмещают преподавательскую деятельность с различной работой в сфере гостеприимства, например, в консалтинге. Таким образом, преподнося материал студентам, они подкрепляют его не просто общеизвестными примерами, но и очень наглядными случаями из их собственной жизни и собственного опыта, что всегда воспринимается намного интересней. Более того, это также означает наличие нужных связей у преподавателей, которые с радостью ими делятся. А нетворкинг в этой индустрии особенно важен.
Также особое внимание здесь, конечно же, уделяется приучению студентов к порядку, пунктуальности, вниманию к деталям, важности всегда опрятно выглядеть и соблюдать дресс-код.
Какие предметы Вы изучали на программе? Какие особенно пригодились на практике?
Я закончила магистратуру на факультете Международного менеджмента в сфере гостеприимства. В рамках программы были как предметы узкой специализации, такие как управление и особенности операционных систем отельного и ресторанного бизнеса, управление доходами и финансами в индустрии; так и общие предметы, например, HR, маркетинг, бухгалтерский учет, основы лидерства. Однако все они всё равно были с уклоном в сферу гостеприимства и разбирались на примерах компаний именно этой отрасли.
Были и практические занятия на кампусе в Швейцарии, где мы полностью погружались в операционную деятельность индустрии. Мы практиковались друг на друге, работая официантами и поварами в ресторане на территории кампуса, убирали комнаты друг друга в общежитии и помогали заселяться вновь прибывшим. Естественно, это все делалось под чутким надзором преподавателей, хотя небольшой игровой элемент тоже присутствовал.
После окончания университета я попала на Graduate Management Program в группу английских люксовых бутиковых отелей Firmdale, где полтора года практиковалась во всех отделах компании, участвовала в интереснейших проектах и прошла множество тренингов. Мне помогло общее понимание индустрии и того, как все департаменты связаны внутри между собой, особенно, когда меня кидали из одного отдела в другой. Конечно же, помогли и практические занятия, так как участники такой программы должны быть очень динамичными, гибкими и быстро обучаемыми, и даже небольшая практика на кампусе позволила быстро влиться во все рабочие процессы.
Какие дисциплины Вам особенно запомнились и почему?
Так как это было для меня уже третье образование, мне особенно были важны предметы узкой специализации, они мне и запомнились больше всего. Самыми полезными для меня были курсы, которые погружали в операционку отелей и ресторанных сервисов. Например, было очень интересно узнать, как правильно составлять меню в ресторане, на что следует смотреть при выборе цены за номер, на какие интерьерные и архитектурные моменты нужно обращать внимание при открытии ресторана или отеля (например, материалы для стен и пола), какими специализированными показателями нужно пользоваться для оценки эффективности и с какими издержками придется столкнуться при ведении бизнеса, как строится структура управления в отелях и как взаимодействуют друг с другом отельные операторы, инвесторы, владельцы зданий и управляющие компании.
Были ли на курсе вдохновляющие преподаватели и/или кейсы? Если да, то кто и чем Вас вдохновил?
Самые вдохновляющие и запоминающиеся примеры – это всегда были реальные кейсы из жизни преподавателей или их знакомых.
Так, наш преподаватель по операционным системам и ресторанным сервисам и по совместительству владелец агентства по консультированию в сфере гостеприимства Майкл Хейворд очень часто обращался к компании Disney, которая, как оказалось, во многом является образцовым местом, где многие процессы и отношение к сотрудникам компании выстроены практически безупречно. Например, абсолютно каждому сотруднику прикрепляется какой-то персонаж из вселенной Disney, и в первые рабочие дни, чтобы полностью понять сущность этого героя, сотруднику нужно расхаживать в его костюме по территории развлекательного парка и играть с детьми. По рассказам нашего преподавателя, все работники безумно гордятся быть частью семьи Disney даже после своего ухода. Так, например, коллега Майкла, поработав какое-то время в Disney, а потом став большой шишкой в индустрии, уже много лет носит простые резиновые часы с Микки Маусом, который стал его персонажем.
Также Майкл всегда давал нам очень классные практические задания. Например, как-то раз нас разделили на небольшие группы и отправили в разные лондонские отели, где в качестве тайных посетителей мы должны были оценить сервис и элементы дизайна в кафе и лобби. Когда же мы пришли на занятие, подготовив подробные отчеты и презентации, оказалось, что Майкл консультировал и работал с персоналом многих из этих отелей. Так, мы не просто разобрали наше домашнее задание, но и узнали историю формирования концепций.
Кто учится вGlion? Расскажите про Ваших сокурсников? Держите ли вы связь? Возможно, кто-то реализовывает совместный проект? На Ваш взгляд, выпускники больше склонны идти в найм или начинать свое дело?
Образование за рубежом, тем более в Швейцарии или Англии, предполагает определенный достаток семьи студента, ведь стоимость жизни и самого образования в этих странах высокие. Эта индустрия достаточно специфичная, и очень многие ребята выбирают ее, именно потому, что собираются продолжить дело своих родителей.
Хотя на нашем курсе никто из ребят пока так и не скооперировался, чтобы начать свое дело, я знаю такие примеры от выпускников других курсов, которые вместе создали IT-стартапы, консалтинговые агентства или планировали открыть свои рестораны и небольшие отели.
Большинство все же выбрало для себя работу по найму, но с планами развиваться в индустрии, идти по карьерной лестнице и дослужиться до управляющих позиций и уже потом, возможно, заняться собственными проектами.
Но, конечно, важно учитывать, что пандемия наступила всего через полтора года после нашего выпуска и сильно изменила планы большинства из нас.
Естественно, все мы добавились в друзья в социальных и профессиональных сетях и следим за карьерой и развитием друг друга. И, конечно, за год обучения многие сильно сдружились, нашли близких себе по духу людей, с которыми продолжают общаться и сейчас, спустя почти три года со дня выпуска и проживая в разных странах.
Как на Вас повлияло обучение вGlion? Что главное Вы вынесли из обучения?
Я получила степень бакалавра в Высшей школе экономики, потом закончила магистратуру по специализации Менеджемент в Великобритании и затем работала несколько лет в консалтинге. Поэтому для меня магистратура в Glion была важнейшим шагом, ведь это была начальная ступень при смене профессии. Я впитывала как губка все, чему учили преподаватели и достаточно уверенно шла дальше в эту индустрию.
Не имея никакого предыдущего опыта в сфере гостеприимства, в течение всего года обучения у меня открывались глаза на то, что на самом деле происходит в повседневной жизни «за кулисами» отелей и ресторанов. Я еще сильнее начала ценить труд всего обслуживающего персонала и более осознано выбирать места для своего отдыха.
И конечно же, Glion сильно учит дисциплине, которая становится неотъемлемой частью тебя уже не только в профессиональной, но и в личной жизни.
Советуете ли Вы российским студентам, планирующим связать свою карьеру с гостеприимством, учиться за рубежом, в частности вGlion? Почему?
Однозначно советую.
Во-первых, пока туризм в России все же не так сильно развит. Мы не можем похвастаться ни наличием топовых вузов, обучающих специалистов этой индустрии, ни, к сожалению, безупречно выстроенными операционными процессами в отелях нашей страны. Великобритания и Швейцария – это же не только передовые страны с точки зрения развитости туризма, но и обладатели великолепной и всеми признанной системы образования.
Во-вторых, чтобы преуспеть в сфере гостеприимства, нужно уметь быть гибкими, понимающими и знать, как общаться с людьми из разных стран и культур. А этому в любом случае учишься, погружаясь в культуру новой страны, проводя время с преподавателями и сокурсниками, которые съезжаются сюда со всего мира.
Ну а в-третьих, это, безусловно, самая лучшая возможность подтянуть иностранный язык до совершенства, ведь знание языка — абсолютная необходимость для профессионалов в индустрии.