Советы по поступлению и написанию эссе

от выпускников бизнес-школ Гарварда и Стэнфорда

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
Ильмир Насретдинов, MSx, Stanford Graduate School of Business, 2020
До поступления на программу MSx в Stanford GSB, Ильмир работал на руководящих должностях в представительстве ПАО "НК "Роснефть" в Венесуэле, до этого более 11 лет работал в нефтяной отрасли в России и за рубежом (Schlumberger, ПАО «Газпром нефть», Halliburton, ПАО «НК «Роснефть»).


Тема эссе в Стэнфорде отличается от всех других тем топовых вузов США и звучит так: "What Matters To You, and Why?", - по твоему опыту, на что именно нужно сделать акцент в этом эссе, чтобы попасть в число счастливчиков?

Стэнфорд регулярно занимает верхние строчки рейтингов лучших бизнес-школ мира в категории "strength of the alumni network", другими словами, по критерию качества сообщества выпускников школы. Я считаю, что это связано с тщательным отбором кандидатов на поступление. Программа MBA в GSB - самая конкурентная в мире, на нее поступает только каждый 20-й подавшийся, даже на годовую программу MSx для опытных профессионалов, куда подается меньше заявок, берут только каждого пятого. Одним из главных критериев отбора, помимо очевидных академических и карьерных достижений, является, так называемый, «cultural fit» (соответствие культуре образовательного учреждения). И именно эссе "What matters most to you, and why?" помогает приемной комиссии определить, подходит ли студент Стэнфорду, а Стэнфорд - студенту. Важность данного эссе нельзя переоценить. Нужно понимать, что поступающих с высоким баллом по GMAT и успешной карьерой много, и нужно, чтобы именно ваше эссе выделялось и запоминалось среди других. Девизом школы стала фраза: "Change lives. Change organizations. Change the World" (пер.англ. «Меняй жизни. Меняй организации. Меняй мир»), и школа ищет людей, которые смогут воплощать в жизнь каждый из данных пунктов. Мне кажется, в своем первом эссе (оно обычно ретроспективно), нужно рассказать о том, как менялся сам абитуриент и как он менял людей вокруг себя, а также как менял организации, в которых работал. Во втором эссе ("Why Stanford?") стоит рассказать, как бизнес-школа поможет абитуриенту изменить мир. Я старался следовать этой логике в своей заявке.

Возвращаясь к содержанию первого (бесспорно, самого сложного и важного) эссе, хочу сказать, что единого секрета успеха нет. Главное - пишите о настоящем себе, не придумывайте "идеального персонажа". Хороший лакмусовый тест - дать прочитать эссе одному или двум самым близким людям, и спросить: "Это про меня?". Переделывайте эссе до тех пор, пока они не скажут: "Точно, вот это ты!". Также важно, чтобы история легко читалась и была интересной, запоминающейся - начните с яркого факта, который заставит читающего заинтересоваться вами (например, "Вы когда-нибудь катались верхом на диком буйволе? Будучи жутко упрямым, однажды на спор я догнал и оседлал зубра в Беловежской пуще….").

Также важно отметить, что история не должна быть только о том, какой вы успешный. Как правило, первое эссе - очень личное, и в нем часто описаны глубокие внутренние переживания, или случаи, о которых вы готовы рассказать только очень близким людям. Ведь именно такие случаи определяют личность человека, меняют его взгляды и жизненные ценности. Именно история становления личности через определенные события интересует приемную комиссию. Среди студентов GSB есть такое rule of thumb (практическое правило): если вы готовы без стеснения показать свое эссе малознакомым людям или неблизким друзьям, оно еще не готово.


Личный бренд абитуриента: как грамотно презентовать себя и свою мотивацию?

Презентовать себя при поступлении можно только через эссе, поэтому подчеркну еще раз, что эссе - главная часть заявки. Мотивация поступающего раскрывается во втором эссе "Why Stanford?", которое посвящено будущему и вашим амбициям. Думаю, не секрет, что лучшим советом здесь будет "dream big!" (мечтайте о большем!). Не стесняйтесь своих амбиций и планов. Хотите победить голод во всем мире? Справиться с глобальным потеплением? Остановить войны? Пишите об этом, объясните, как учеба в Стэнфорде сможет помочь в достижении этих целей.


Имеют ли значение не академические успехи, а социальные проекты, волонтерский опыт?

Социальные проекты имеют большое значение. Сейчас в США (возможно, и в мире) происходит сдвиг всех бизнес-процессов в сторону социальной направленности: главной целью многих бизнесов становится не прибыль, а social impact (социальное воздействие). На этом фоне, безусловно, важно показать и рассказать, что вас интересует что-то вне работы, что у вас есть страсть к определенным социальным проектам, к волонтерству. Я, к примеру, на интервью рассказывал о том, как мы впервые в Южной Америке организовали экологический проект "Чистые Игры". Хоть я и не писал конкретно об этом в эссе, представитель приемной комиссии знал, что меня интересует тема экологии и заботы об окружающей среде, поэтому данный волонтерский опыт стал логичным продолжением моих эссе.


Как правильно собрать рекомендации? Какие советы ты можешь дать?

Рекомендации лучше брать у людей, с которыми вы реально работали, снабдить яркими примерами из вашей совместной работы. Не стоит стремиться взять эссе у человека с высокой должностью, если он не очень хорошо вас знает и не сможет описать примеры того, как вы проявляли лидерские качества. Лучший вариант - непосредственный руководитель с текущего места работы. Это также даст сигнал приемной комиссии о том, что вы настроены серьезно и не скрываете от текущего работодателя свои планы учиться в лучшей бизнес-школе мира.


МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Фёдор Лисицын, MBA, Harvard Business School, 2019.
До поступления в Harvard Business School, занимался стартапами, в том числе был директором по развитию бизнеса в компании СберМаркет, до этого 3 года работал в McKinsey & Company (Digital-практика). В настоящее время работает в головном офисе компании Kraft Heinz (г.Чикаго, США), где отвечает за аналитику канала e-commerce.


Считается, что Гарвард выбирает только лучших из лучших - будущих лидеров, которые способны изменить мир. Как грамотно презентовать свой личный бренд и свою мотивацию при поступлении? Какая специфика есть именно в Гарварде?


В Harvard Business School, как и на любую другую программу MBA, по моему мнению, надо идти с четко определенной для себя целью. Понятно, что она может поменяться за почти 3 года обучения, но исходная установка должна быть очень четко прописана в каждом элементе "пакета" - резюме, эссе, рекомендациях и т.д. Более того, эта мотивация должна быть логичным продолжением прошлого опыта, а что еще важнее - коррелировать с персональными качествами поступающего. Поэтому и в заявке, и во время интервью нужно быть искренним, в первую очередь, с самим собой и желать этим поделиться – как раз тут в игру и вступает личный бренд.

В Гарварде очень важной частью становления определена возможность объективно рефлексировать, анализировать пережитый опыт и строить свои следующие шаги, основываясь на результатах. Во многих моих курсах для регулярной оценки прогресса использовалась анкеты с тремя вопросами - "Что я должен продолжать делать?", "Что я должен перестать делать?", "Что я должен начать делать?" - которые не только помогали отрегулировать ежедневные действия, но и выстроить план для долгосрочных побед. Я бы сказал, что, если вдумчивый и персонализированный подход к определению следующих шагов прозрачно продемонстрирован в заявке, а "мой следующий шаг MBA в Гарварде" логично завершает историю, то приемной комиссии будет гораздо проще увидеть настоящую персоналию, стоящую за текстами заявок. Дополнительно к этому они будут также ожидать от кандидата стремление продолжать этот подход в дальнейшем, ведь для всех глобальных лидеров личный бренд безусловно является важной составляющей успеха, а у будущих лидеров он еще обтачивается и строится, поэтому 2 года в Гарварде должны значительно на это повлиять.

Важно помнить, что, в конечном итоге, каждый строит свой MBA-опыт сам - это зависит от выбранных курсов, от нетворкинга, от набора проектов, от студенческих клубов и профессиональных сообществ. Каждый день ты будешь продвигаться ближе к осознанию того, "кем же ты хочешь быть, когда вырастешь" и как ты можешь сформировать свой личный бренд, чтобы быть эффективным и успешным на этом пути.


Имеют ли значение не академические успехи, а социальные проекты, волонтерский опыт?

Как и любой другой блок заявки, и академические успехи, и социальные проекты - лишь составная часть, при этом весьма важная. Для академической части надо сдать минимально необходимые уровни экзаменов, но в остальном - главное чётко и понятно рассказывать свою историю, что и почему делал. Если ты в университете начал работать над своей мечтой и в итоге оценки снизились - это совершенно нормальный кейс, который важно правильно и четко проговорить, объяснить.

Аналогично и с опытом в социальной сфере. Это могут быть и глобальные миссии, могут быть точечные истории поддержки - важно отношение, важно, как оно сочетается с другими действиями, карьерными и персональными шагами. Если вы 5 лет работали в корпорации, а за месяц до подачи в бизнес-школу решили раздавать обеды на выходных, пожертвовать Х денег на животных, перевести бабушку через дорогу - это хорошее начало, чтобы продолжить так делать и впредь, но не часть заявки. Если же вы на протяжении карьеры поддерживали студентов в интересной вам области, а при это еще и считаете, что без молодых талантов никуда - о таком не будет лишним упомянуть в контексте как предыдущих действий, так и планов на будущее. Знаю, что некоторые люди строили свои заявки вокруг того, как повлияли на жизнь одного человека, но эти изменения проходили коннектором через собственные истории, поддерживали решения и изменения.

Уверен, что редкий глобальный лидер может быть успешным и реализованным без того, чтобы возвращать что-то обществу, так что, связь с социальной направленностью, безусловно, подчеркивает этот вектор заявки, но важно не притягивать её «за уши» - оставайтесь индивидуальностью и это увеличит ваши шансы.


Как правильно собрать рекомендации? Какие советы ты можешь дать?

Человек, который дает вам рекомендацию, невероятно важен для поступления. Сейчас это, по факту, единственная внешняя оценка, которая показывает не только то, что вы сами можете сесть и качественно сделать "домашнюю работу", но и что другие люди, занятые, добившиеся серьезных результатов, готовы выделить несколько часов своего времени на вас - значит, верят в ваш успех и ценят и как личность, и как профессионала. Выбрать человека, который не будет просто хвалить, а сделает объективную оценку, привязанную к вашим целями в жизни, подчеркивающую то, что вы идеальный кандидат для бизнес-школы, а бизнес-школа подходит вам, как ни одна другая, правда, очень не просто. Я считаю, что без реального совместного опыта интересных, интенсивных проектов такой связи добиться почти невозможно, так что, советую озаботиться заранее поисками и приоритизировать возможность подготовки живого, содержащего правильные детали рекомендательного письма. Помните, что если текст выпадет из общего контекста заявки и не раскроет вашу индивидуальность, то толка от него будет немного, даже, может быть, наоборот, он все испортит. Я сам еще старался выбирать рекомендателей с разным опытом совместной работы и из разных жизненных этапов, проходящих через динамику моей истории, чтобы логичнее собрать мой путь к следующему этапу в Harvard Business School.


Правда ли, что Гарвард изучает социальные сети потенциальных абитуриентов?

Честно, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, но надеюсь, если это правда, то им понравились мои кулинарные посты и фотографии из поездок. Социальные сети, как и всё остальное, могут стать частью портрета - кто-то из моих одноклассников вёл весьма популярные блоги, каналы на YouTube и в Твиттер - они даже указывали это в своей заявке, продолжая развивать их и во время учебы, подчеркивать свой личный бренд, используя лояльность и активность аудитории как один из факторов того, что их, как будущих лидеров, слушают уже сейчас. Кто-то, напротив, не вёл социальные сети вовсе или заливал новостную ленту километрами мемов, неоднозначных шуток, провокационных видео - и они тоже учились вместе с нами без всяких проблем, так что, с трудом представляю, что надо сделать, чтобы именно за социальные сети вас не взяли. По крайней мере, сейчас так, но моё персональное мнение, что со временем специально ведущиеся социальные сети (к примеру, профессиональные блоги) станут таким же мощным инструментом для получения внешней оценки кандидата, как и рекомендательные письма.


25 сентября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ