Портрет студента онлайн-курсов

Результаты исследования

Forbes Russia Contributor
заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор
По разным данным, в настоящее время пенетрация платного онлайн-образования среди взрослой аудитории составляет от 7 до 15%. Агентство O+K Research провело исследование*, целью которого было понять, куда движется российский рынок EdTech:
  • какие перспективы есть у рынка,
  • кто учится на онлайн-курсах,
  • каковы мотивы обучающихся,
  • что они ценят в учебе и как выбирают онлайн-платформы.
Аудитория онлайн-курсов
На вопрос об опыте дистанционного обучения и желании учиться онлайн, более половины (59%) ответили, что уже имели опыт обучения на онлайн-курсах, 63% планируют учебу в будущем (для 45% это будет повторным опытом обучения). Из тех, кто никогда не учился дистанционно, почти половина готова попробовать онлайн-образование.
Кто учится на онлайн-курсах
Всех участников исследования спросили об опыте онлайн-обучения — пробовали ли учиться платно или бесплатно. Оказалось, 44% представителей целевой аудитории платформ онлайн-образования уже были студентами платных курсов. Самый большой процент — среди лиц от 18 до 24 лет (46%). Также опрос показал, что женщины учатся дистанционно чаще мужчин.

Во всех городах с населением от 500 тысяч человек больше 90% опрошенных знают о возможности обучаться онлайн. А вот пробуют платные курсы чаще жители столицы — такой опыт есть у 51% москвичей. Меньше всего студентов онлайн-платформ в городах с численностью от 500 тысяч до миллиона человек (37%).
Мотивы онлайн-обучения
Респондентов, которые уже учились на онлайн-курсах, спросили, для чего они обучались. Чаще всего пойти на курсы мотивирует заработок — 36% студентов рассчитывают, что новые знания помогут увеличить доход. На втором месте – «общее развитие» (27%): учеба ради расширения кругозора и получения новых, интересных навыков.
Выбор направления онлайн-обучения
Исследователи узнали у бывших студентов платформ онлайн-образования, какое направление они изучали. В основном это были иностранные языки — из 1302 студентов и выпускников 41% изучали язык (самым популярным оказался английский: его выбрали 32% студентов). От иностранных языков лишь немного отстает маркетинг, это направление изучили 38%. Другие популярные ниши — бизнес, менеджмент, графический дизайн и программирование.
Преимущества учебы онлайн
У бывших студентов онлайн-платформ узнали, по каким причинам они сделали выбор в пользу онлайн-обучения. Наибольшую ценность для них имела возможность учиться в удобное время — так ответили 54%. Еще студентам нравилось, что онлайн-курсы доступны из любой точки мира (49%) и позволяют экономить время (33%).
Критерии выбора платформы для обучения
На вопрос, по каким критериями выбирали платформу для обучения, бывшие студенты, ответили, что при выборе места учебы чаще всего (94%) оценивали качество изложения материала на курсе. Также большую роль при выборе играют состав программы курса (91%) и конечная стоимость обучения (88%).

Замыкают топ-5 мотивов выбора платформы характеристики, связанные с сопровождением во время обучения — качество (87%) и быстрота обратной связи (87%). Интересно, что обратная связь оказалась для студентов важнее качества бесплатных занятий и удобства интерфейса платформы.
Известность онлайн-платформ и где о них узнают
При анализе выбранных игроков EdTech-рынка исследователи решили оценить общую известность этих платформ для аудитории. Респондентов попросили выбрать из списка платформ те, которые они знают хотя бы по названию. По параметру узнаваемости самой известной платформой стал Skillbox — о ней слышали 63% опрошенных. Далее следуют Яндекс.Практикум (41%) и GeekBrains (29%), замыкает список Нетология (26%).
Далее O+K Research выяснили, откуда пользователи чаще всего узнавали об этих платформах. Самыми эффективными каналами оказались социальные сети, поисковики и отзывы. О Яндекс.Практикуме и Geekbrains чаще всего узнают через поисковые системы, о Skillbox — на бесплатных занятиях, а Нетологию советуют знакомые.
Мнение выпускников об онлайн-платформах
Исследователи сравнили Skillbox, Нетологию, Яндекс.Практикум и Geekbrains по характеристикам, на которые студенты чаще всего обращают внимание при выборе места обучения. Респондентами опроса стали выпускники курсов данных провайдеров.

Опрошенные утверждают, что качество изложения материала на всех платформах высокое. Выпускники Яндекс.Практикума также отметили программу курсов, конечную стоимость обучения, оперативность обратной связи и ее качество, удобный интерфейс и возможность подробно узнать все о курсе до его старта. Чаще других платформ опрошенные выбирали Нетологию за соответствие параметрам «программа курса», «конечная стоимость обучения», «оперативность обратной связи» и «обратная связь от преподавателей, кураторов». Студенты Skillbox остались довольны программой курса, и обратной связью от преподавателей и кураторов. GeekBrains ценят за конечную стоимость обучения и обратную связь от преподавателей и кураторов.

Также стоит отметить довольно высокий уровень удовлетворенности обучением на платформах. Так, по значениям «полностью удовлетворены» и «скорее удовлетворены» у Нетологии 85%, у Skillbox 80%, у Яндекс.Практикума 71%, а у GeekBrains 69%. Готовность рекомендовать платформу друзьями изъявили 54% выпускников Нетологии, 47% – Skillbox, 48% – Яндекс.Практикума и 31% – Geekbrains.
Портрет целевой аудитории онлайн-курсов
По результатам исследования можно составить такой портрет:
молодая девушка (18-24 года), живет в Москве или Санкт-Петербурге, учит английский язык и основы маркетинга, чтобы зарабатывать больше, ценит онлайн-обучение за то, что оно позволяет учиться в любое удобное время, находясь где угодно, основными критериям для выбора курса для нее являются качество изложения материала и программа курса, информацию ищет в социальных сетях или поисковиках.
*Исследование проводилось агентством O+K Research летом 2021 года. Было опрошено 2158 человек — мужчин и женщин от 18 до 55 лет с высшим образованием либо студентов вузов. Также агентство опросило выпускников и студентов платформ онлайн-образования с самой большой выручкой за второй квартал 2021 года: Skillbox, Нетологии, Яндекс.Практикума и Geekbrains.
24 февраля / 2022

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ