Бизнес-школа – это не только про то, чему учат, но и про то, как учат

Интервью с академическим директором программы Master in International Management ВШБ ВШЭ

НИУ ВШЭ создает собственную бизнес-школу - Высшую школу бизнеса, которая будет запущена в сентябре 2020 года и объединит 22 программы бакалавриата и магистратуры, а также более 200 программ переподготовки и повышения квалификации. В этот портфель войдет и магистерская программа на английском языке «Международный менеджмент» (Master in International Management) - единственная в Москве с включенным семестром обучения за рубежом. Анна Грязнова, ее академический руководитель, заместитель декана по интернационализации Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, рассказывает об особенностях данной программы, а также о том, кому и для чего сегодня актуально бизнес-образование, как меняются и каким требованиям должны соответствовать современные российские программы, почему обучение должно проходить на английском языке и какие карьерные перспективы ждут выпускников бизнес-школы.


Анна Грязнова, заместитель декана по интернационализации Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Международный менеджмент» (Master in International Management)

Образование: Executive MBA, UCLA-NUS; к.э.н., МГУ имени М.В. Ломоносова.

Приглашенный преподаватель Aoyama Business School (Aoyama University, Tokyo), Дальневосточного федерального университета
Автор многочисленных научных работ в области международного менеджмента, бизнес-образования, HR

В чем, на Ваш взгляд, ценность бизнес-образования?

Основная ценность бизнес-образования - уникальная экосистема, в которую погружаются студенты. Состоит она из корпоративных и международных партнеров, высокопрофессиональных российских и зарубежных преподавателей-экспертов-практиков и непосредственно самих студентов. Расскажу об этом на примере нашей программы, передовой и очень инновационной для российского рынка.

В современном обществе значение нетворкинга и комьюнити переоценить очень сложно. На самостоятельный сбор контактов и поиск возможностей высокого уровня обычно уходят годы, даже десятилетия. А при обучении в бизнес-школе вы получаете доступ к ним практически автоматически, вам только остается правильно ими распорядиться.

У создаваемой ВШБ более 100 международных партнеров, лучших мировых университетов и бизнес-школ, включая участников топ-50 рейтинга Financial Times, поступить в которые довольно сложно и весьма затратно, однако студентам программы «Master in International Management» предоставляется возможность учиться в одной из них в течение семестра (такая опция включена в стоимость обучения).

Наша программа будет единственной в Москве реализовываться в реальном очном формате. Для многих это непривычно, ведь все привыкли учиться в магистратуре по вечерам и выходным, совмещая учебу с работой. Очный формат – это именно то, что делает нашу программу сопоставимой с программами лучших мировых школ бизнеса (в рейтинге магистерских программ Financial Times нет ни одной вечерней (part-time) магистратуры), позволяет работать в партнерстве с лучшими из них, обеспечивать возможности для обязательного включенного семестра за рубежом и выходить на программы двойных дипломов.

Как я уже сказала, одной из основных составляющих экосистемы являются студенты. Здесь подразумевается тщательный отбор участников при зачислении. Инфраструктура и возможности – принципиально важны, но для полноценного развития нужно, чтобы вас окружали амбициозные, смелые и дерзкие люди. На программу «Международный менеджмент», например, отбор происходит не только по результатам академических экзаменов, проверяющих уровень знаний, но и по результатам рассмотрения портфолио – личных достижений абитуриента.

И, наконец, еще один значимый момент – школы бизнеса традиционно хороши в области развития социальных навыков, тех, что по-английски называются soft skills. Конечно, у нас в программе есть ключевые корневые дисциплины – стратегия, финансовый и операционный менеджмент, управление человеческими ресурсами в международных компаниях и т.д. Но мы не просто учим управлять финансами или операционному менеджменту, а делаем так, чтобы студенты во время обучения развивали коммуникативные способности, постигали приемы решения проблем и конфликтов, совершенствовали навыки критического мышления и, в конечном итоге, были готовы работать в ведущих международных компаниях. Все эти инновации возможны только в тщательно спроектированной образовательной среде.

Если резюмировать, то бизнес-школа – это не только про то, чему учат, но и про то, как учат.


Что нового происходит в сфере бизнес-образования? Чем современные подходы к обучению отличаются от тех, что практиковались 5-10 лет назад?

Любопытно, что именно бизнес-образование всегда было очень прогрессивным, постоянно находясь на «передовой» бизнеса, быстро перенимало и адаптировало к себе лучшие деловые практики.

Если же говорить о России, то в последнее время особенно выявились три особенности:
во-первых, ведущие школы бизнеса стали гораздо плотнее работать с корпоративными партнерами,
во-вторых, укрепляются международные связи и возрастают возможности мобильности как для студентов, так и для преподавателей,
в-третьих, все больше стираются границы между академическими элементами образования и его практическим применением, - сейчас былые разговоры о том, что российские бизнес-школы учат оторванным от жизни теориям по учебникам, теряют всякий смысл. Подчеркну еще раз, что речь идет о ведущих школах бизнеса, которые смогли не просто выстроить инновационный учебный процесс, но и создать необходимую для него экосистему.

Современный учебный процесс – это бесшовный синтез лучшего, что есть в проверенной временем, верифицируемой теории и практической деятельности, организованной вокруг этой теоретической базы. Преподаватель бизнес-школы – больше не мудрый всезнающий учитель, хотя и это тоже, конечно, а, скорее, модератор и коуч, который помогает каждому конкретному студенту взять от программы максимум. При этом, как правило, у преподавателей есть междисциплинарная подготовка и они способны всесторонне посмотреть на проблематику, интегрируя подходы из разных наук. В нашем случае, это, в первую очередь, экономика, психология, социология, политология, а также науки о данных, биология, нейронауки и др. Самое классное, что в Вышке есть возможность подключать ко всем этим интереснейшим междисциплинарным проектам студентов через различные формы проектной деятельности, интегрированной в учебные планы.


Набор на новую магистерскую программу по международному менеджменту уже запущен - почему именно сейчас? Какова ценность данной программы для абитуриентов?

Реализация программы такого уровня и масштаба стала возможна только при создании Высшей школы бизнеса. ВШБ удалось аккумулировать необходимые ресурсы и экспертизу в области бизнес-образования, в том числе, и экспертизу в дизайне и организации обучения в соответствии с лучшими мировыми стандартами. В академический совет программы входят представители бизнеса и ведущие зарубежные специалисты, корпоративные партнеры участвуют в учебном процессе в качестве гостевых спикеров и спонсоров консалтинговых проектов. Они же будут участвовать и в оценке прогресса, достигнутого к концу обучения. Мы строим четкий и прозрачный для всех ключевых стейкхолдеров образовательный процесс, который будет гибко реагировать на требования окружающей среды. Эта программа единственная в Москве предусматривает обязательный семестр включенного обучения за рубежом: каждый студент, как минимум, на полгода уедет в одну из наших партнерских бизнес-школ, большая часть из которых занимает ведущие позиции в международных рейтингах. Кто-то даже уедет на год и в результате получит двойной диплом. Мне кажется, такой подход имеет особенную ценность сегодня, когда глобальные изменения в экономике так сильно повлияли на планы тех, кто хотел поступать в зарубежные магистратуры, но вынужден был эти планы пересмотреть.


Каким должен быть абитуриент, чтобы его приняли на программу?

Успех программы равен успеху ее студентов. Мы отбираем талантливых, амбициозных, смелых и дерзких ребят, которые готовы инвестировать в свое будущее усилия и время. Они должны разделять наши представления о ценности образования и, как и мы, верить в комьюнити, развитие долгосрочных и устойчивых отношений.


Почему было решено обучение проводить исключительно на английском языке?

Английский давно стал основным языком делового общения. Обучение на нем – это бесценная возможность практиковать живой английский во время работы над совместными проектами с одногруппниками, взаимодействуя с преподавателями и корпоративными партнерами. Наш кампус на Шаболовке полностью двуязычный: мы сделали так не из прихоти, а исходя из насущной необходимости – три программы в этом году у нас реализуются полностью на английском языке, более того, на них учатся иностранные студенты, которые не говорят на русском. Также к нам регулярно приезжают зарубежные преподаватели и студенты по обмену, - конечно, мы стараемся, чтобы они тоже чувствовали себя у нас, как дома, и могли полностью реализовать свой потенциал.


Как вы выстраиваете работу с партнерскими бизнес-школами?

Для включенного обучения на данной программе мы отбираем самых сильных зарубежных партнеров с признанной международной репутацией. У студентов, которые уезжают на семестр за рубеж, должна быть возможность еще больше вырасти профессионально и максимально прокачать свои компетенции. Если вы хотите бежать быстрее и прыгать выше, то тренироваться лучше с теми, кто делает это, как минимум, так же хорошо, как и вы, но желательно, еще лучше.


Расскажите, пожалуйста, о главных принципах партнерства с корпорациями?

Корпорации участвуют в программе от начала и до конца и это тоже одно из наших ключевых отличий и даже стратегическое преимущество. Представители корпоративных партнеров входят в академический совет программы и могут влиять на ее содержание, корректировать его при необходимости и улучшать. Они принимают участие и в учебном процессе, в формате коучинга с нашими преподавателями, а также выступают спонсорами консультационных проектов, над которыми работают студенты.


Любопытно было бы узнать про карьерные перспективы выпускников после окончания такой магистратуры.

По моему мнению, магистратура по международному менеджменту в Высшей школе бизнеса ВШЭ станет отличной площадкой для старта корпоративной карьеры в международных компаниях как в России, так и за рубежом. Выпускники Вышки традиционно востребованы на рынке. Учитывая то, что наполнение программы было разработано в соответствии с современными требованиями ведущих работодателей, а также ожиданиями самих студентов, мы уверены, что шансы выпускников на премиальное трудоустройство или успешное открытие собственного проекта вырастут в разы.


Характеристики
магистерской программы мечты*
Компании-партнеры
Обучение в тесном сотрудничестве с ведущими мультинациональными компаниями
Учебная программа
Баланс исследовательской, аналитической и практической деятельности студентов
Международный аспект
93,3% студентов хотели бы получить опыт обучения за рубежом в одной из ведущих бизнес-школ мира
67% студентов заинтересованы в возможности получения двойного диплома
Международная образовательная среда
Английский язык
Преподавание части предметов на английском языке
Наличие иностранных преподавателей
Магистерская программа «Международный менеджмент» / «Master in International Management»

https://www.hse.ru/ma/mim/

Контакты приемной комиссии:
Адрес: г.Москва, ул. Шаболовка, д. 26, корп. 1; каб. 1309
тел.: 8(495)-772-95-90, *26061
e-mail: mim@hse.ru, dmakrushina@hse.ru
telegram: https://t.me/hse_mim
24 июля / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ

*По результатам опроса в рамках исследования мнения студентов ФБМ НИУ ВШЭ 3 и 4 курсов
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ