Ключевыми навыками, необходимыми для успешной карьеры в будущем станут навыки мышления (дизайн-мышление, вычислительное мышление), социально-эмоциональные (soft skills) и технологические навыки. По прогнозам специалистов*, к 2030 году количество часов использования физического и ручного труда сократится на 11-16%, а время использования технологических навыков увеличится на 60%. Дополнить обучающие программы таким образом, чтобы они могли ответить на вызовы будущего, призваны современные образовательные инициативы, одна из которых, Intel® Skills for Innovation, была запущена в этом году в России.
Социально-эмоциональные навыки (гибкие навыки): сочувствие и сопереживание, умение поддерживать позитивные отношения, настойчивость, толерантность, сотрудничество.
Навыки мышления (дизайн-мышление и вычислительное мышление): генерация идей в команде с человеком или роботом, сотрудничество, логический анализ и проектирование, когнитивная стратегия, декомпозиция, абстракция, распознавание образов, выстраивание алгоритмов.
Технологические навыки: программирование, кодирование, анализ данных, моделирование и симуляция, работа с искусственным интеллектом, работа с машинным обучением.
Компания Intel разработала инициативу, в которой преподаватели осваивают роль наставников, а также учатся тому, как правильно интегрировать технологии в образовательный процесс, чтобы развить у школьников навыки будущего. А дети, в свою очередь, развивают навыки мышления более высокого порядка, осваивают сложные когнитивные процессы и готовятся к самостоятельной постановке задач и их решению, получают стимул к изучению человеко-ориентированного проектирования и взаимодействию с искусственным интеллектом.

По оценкам Всемирного экономического форума (ВЭФ), уже к 2025 году сдвиг в разделении труда между человеком и машиной создаст 97 миллионов новых рабочих мест, при этом исчезнут 85 миллионов традиционных. Мы пообщались с представителями трех профессий, точно востребованных в будущем, – предпринимателем, инженером и хирургом – и узнали о самых необходимых в их профессиональной деятельности навыках.
Гибкие навыки (soft skills) составляют 80% успеха предпринимателя – чем выше позиция и чем старше бизнес, тем больше гибкие навыки влияют на успех. В числе главных навыков этого порядка хочу выделить умение общаться, договариваться и сотрудничать, готовность идти на компромисс, корректировать свою позицию. Безумно важна проактивность: когда человек берет ответственность за результат своего направления и сам его двигает, а не ждет указаний. И еще очень ценна готовность честно признавать свои ошибки, а не пытаться их скрыть или переложить на другого.

Если подросток мечтает быть предпринимателем, бизнесменом, нужно развивать кругозор, самостоятельность и независимость от чужого мнения, умение мыслить out of the box (ред. – нестандартно).

На мой взгляд, предприниматель – это профессия, одна из возможных карьерных лестниц, по которой может пойти любой. Однако, думаю, что большинство предпринимателей ретроспективно оценивают ее, как не самый простой путь и не самый выгодный с точки зрения достижения желаемого результата. Поэтому не надо делать из предпринимательства культ.

Георгий Высоцкий
предприниматель, бизнесмен, основатель «Нетмонет», победитель рейтинга Forbes "30 до 30" в номинации "Финансы и инвестиции"
Бизнесменам необходимо постоянно работать над собой. Например, навык, который я до сих пор развиваю – управление командой, сотрудничество. Методом проб и ошибок нахожу способы стать хорошим руководителем. Второй – тайм-менеджмент. Я по-прежнему испытываю сложности с тем, как управлять своей эффективностью и последовательным выполнением задач, проведением встреч и так далее. И третий – осознанность в широком смысле слова. Ее, наверное, всем не хватает, но я активно стараюсь постигать эту философию.

Если резюмировать, то тем из вас, кто хочет стать предпринимателем, советую начать развивать следующие социально-эмоциональные навыки: ownership, или проактивность, независимость от мнения окружающих, настойчивость при умении идти на компромисс.
Гибкие навыки (soft skills) составляют 80% успеха предпринимателя – чем выше позиция и чем старше бизнес, тем больше гибкие навыки влияют на успех. В числе главных навыков этого порядка хочу выделить умение общаться, договариваться и сотрудничать, готовность идти на компромисс, корректировать свою позицию. Безумно важна проактивность: когда человек берет ответственность за результат своего направления и сам его двигает, а не ждет указаний. И еще очень ценна готовность честно признавать свои ошибки, а не пытаться их скрыть или переложить на другого.

Если подросток мечтает быть предпринимателем, бизнесменом, нужно развивать кругозор, самостоятельность и независимость от чужого мнения, умение мыслить out of the box (ред. – нестандартно).

На мой взгляд, предприниматель – это профессия, одна из возможных карьерных лестниц, по которой может пойти любой. Однако, думаю, что большинство предпринимателей ретроспективно оценивают ее, как не самый простой путь и не самый выгодный с точки зрения достижения желаемого результата. Поэтому не надо делать из предпринимательства культ.

Бизнесменам необходимо постоянно работать над собой. Например, навык, который я до сих пор развиваю – управление командой, сотрудничество. Методом проб и ошибок нахожу способы стать хорошим руководителем. Второй – тайм-менеджмент. Я по-прежнему испытываю сложности с тем, как управлять своей эффективностью и последовательным выполнением задач, проведением встреч и так далее. И третий – осознанность в широком смысле слова. Ее, наверное, всем не хватает, но я активно стараюсь постигать эту философию.

Если резюмировать, то тем из вас, кто хочет стать предпринимателем, советую начать развивать следующие социально-эмоциональные навыки: ownership, или проактивность, независимость от мнения окружающих, настойчивость при умении идти на компромисс.
Инженеры – двигатели прогресса. Инженеры каждый день пытаются сделать нашу жизнь лучше, решая задачи разного характера. При этом, инженером может быть любой. Ведь если человек хочет чего-то добиться, он станет кем угодно.

Я никогда не разделял людей на технарей и гуманитариев. Более того, условный «гуманитарий» может за счет своего мышления гораздо лучше технического специалиста придумать или разглядеть важные детали. К примеру, часто получается так, что человек, активно не участвующий в инженерных разработках, может создать больше нестандартных вариантов решения технической задачи.

В нашей профессии очень важны навыки мышления, которые называются сейчас дизайн-мышлением или вычислительным мышлением. Расскажу на примере своей ежедневной работы. Я всегда начинаю с декомпозиции. Например, перед командой стоит большая задача сделать машину автономной, чтобы она сама ездила. Что же для этого необходимо? Мы сразу раскладываем ее на более маленькие задачи, и уже к каждой из них применяем определенный подход.

Павел Савинков
инженер, руководитель группы разработки беспилотников Arrival, победитель рейтинга Forbes "30 до 30" в номинации "Наука и технологии"
Как минимум, задачу можно разбить на три стадии:
  1. подготовка – сбор данных, активный анализ, сравнение данных, выводы на базе анализа;
  2. решение – какие инструменты необходимы, какой алгоритм выбрать;
  3. тестирование – проверить все то, что проанализировано и реализовано.
Также мне очень помогает в работе визуализация ­– способность представлять, как должно выглядеть и работать то, что я придумал.

Еще один фактор, который я всегда замечаю и очень ценю в людях, – критическое мышление. Можно, например, задаться вопросом: как сломать создаваемую автономную машину? И ответив на такой вопрос, понять «тонкие» моменты, учитывая которые, у инженера и его команды получится спроектировать практически неуязвимую систему.

В одном из проектов в «ARRIVAL» мы создаём беспилотное транспортное средство с использованием техники синтеза автономного управления и искусственного интеллекта. Причем мы идем по абсолютно уникальному пути: разрабатываем систему, которая будет ездить не только безопаснее человека (в чем суть автономного транспорта), но еще и быстрее профессионального гонщика. При этом мы берем не просто среднего профессионального гонщика, а соревнуемся с экс-чемпионом мира.

Моя мечта – сделать так, чтобы автомобиль возил меня без водителя. На пути к ее исполнению мне, конечно же, не хватало каких-то навыков. Например, мне сейчас активно помогает проектный менеджмент: понимание того, что необходимо учесть, чтобы создать и превратить задуманное в реальность. Кроме того, критическое мышление – навык, который я постоянно в себе развиваю и ценю в коллегах.

Если говорить про навыки, на которые я бы советовал обратить внимание подрастающему поколению, то назову следующие: критическое мышление, декомпозиция, моделирование и визуализация. И еще один важный момент: вокруг нас сейчас создается очень много данных, которыми мы должны пользоваться в своей профессиональной деятельности. Умение их собирать, анализировать, моделировать – чрезвычайно важный навык, особенно для большинства профессий будущего.
Инженеры – двигатели прогресса. Инженеры каждый день пытаются сделать нашу жизнь лучше, решая задачи разного характера. При этом, инженером может быть любой. Ведь если человек хочет чего-то добиться, он станет кем угодно. Я никогда не разделял людей на технарей и гуманитариев. Более того, условный «гуманитарий» может за счет своего мышления гораздо лучше технического специалиста придумать или разглядеть важные детали. К примеру, часто получается так, что человек, активно не участвующий в инженерных разработках, может создать больше нестандартных вариантов решения технической задачи.

В нашей профессии очень важны навыки мышления, которые называются сейчас дизайн-мышлением или вычислительным мышлением. Расскажу на примере своей ежедневной работы. Я всегда начинаю с декомпозиции. Например, перед командой стоит большая задача сделать машину автономной, чтобы она сама ездила. Что же для этого необходимо? Мы сразу раскладываем ее на более маленькие задачи, и уже к каждой из них применяем определенный подход.

Как минимум, задачу можно разбить на три стадии:
  1. подготовка – сбор данных, активный анализ, сравнение данных, выводы на базе анализа;
  2. решение – какие инструменты необходимы, какой алгоритм выбрать;
  3. тестирование – проверить все то, что проанализировано и реализовано.
Также мне очень помогает в работе визуализация ­– способность представлять, как должно выглядеть и работать то, что я придумал.

Еще один фактор, который я всегда замечаю и очень ценю в людях, – критическое мышление. Можно, например, задаться вопросом: как сломать создаваемую автономную машину? И ответив на такой вопрос, понять «тонкие» моменты, учитывая которые, у инженера и его команды получится спроектировать практически неуязвимую систему.

В нашем проекте «Arrival» мы занимаемся автоматизацией транспортного средства, с использованием роботизации и искусственного интеллекта. Причем мы идем по абсолютно уникальному пути: разрабатываем систему, которая будет ездить не только безопаснее человека (в чем суть автономного транспорта), но еще и быстрее профессионального гонщика. При этом мы берем не просто среднего профессионального гонщика, а соревнуемся с экс-чемпионом мира.

Моя мечта – сделать так, чтобы автомобиль возил меня без водителя. На пути к ее исполнению мне, конечно же, не хватало каких-то навыков. Например, мне сейчас активно помогает проектный менеджмент: понимание того, что необходимо учесть, чтобы создать и превратить задуманное в реальность. Кроме того, критическое мышление – навык, который я постоянно в себе развиваю и ценю в коллегах.

Если говорить про навыки, на которые я бы советовал обратить внимание подрастающему поколению, то назову следующие: критическое мышление, декомпозиция, моделирование и визуализация. И еще один важный момент: вокруг нас сейчас создается очень много данных, которыми мы должны пользоваться в своей профессиональной деятельности. Умение их собирать, анализировать, моделировать – чрезвычайно важный навык, особенно для большинства профессий будущего.
Я хирург-онколог, удаляю опухоли из организма человека. Выполняю операции как традиционным открытым доступом, так и лапароскопическим.

В моей профессии инновации занимают ведущую роль: благодаря современным технологиям, у меня и у всех хирургов мира появилась возможность выполнять большие и сложные операции малоинвазивно, то есть с минимальной травмой для пациента, но с максимальным эффектом в плане выздоровления и реабилитационного периода.

Технологии в медицине постоянно меняются и улучшаются. Поэтому мы регулярно совершенствуем свои навыки, приобретаем новые. Как только появляется технология, для нас критически важно сразу ее освоить, получить новый skill (ред. – навык) для ежедневного использования.

В принципе, хирургия – это комплекс навыков, умноженный на часы их отработки. Практически, как в спорте. Если у хирурга есть прекрасный тренер, который может наглядно выполнять вмешательства и учить своих коллег, то кривая обучения резко уменьшается.

Ростислав Павлов
хирург-онколог, зам. директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова, заместитель директора по медицинской части (Онкология) КВМТ им.Н.И. Пирогова, СПБГУ, победитель рейтинга Forbes "30 до 30" в номинации "Наука и технологии"
Несмотря на то, что искусственный интеллект и роботы никогда не заменят хирурга, их влияние в медицине сложно переоценить. Например, технология «Доктор Ватсон»** прекрасно справляется с аналитикой базы данных гистологических заключений и патоморфологических картинок. Существуют роботические системы, которые достаточно активно используются в хирургии и помогают выполнять малоинвазивные вмешательства.

Также большую роль в нашем деле играют моделирование и симуляция. Сегодня многие хирурги практикуются в специализированных тренинг-боксах, оттачивая свои навыки.

Что касается компетенций будущего, я бы советовал всем, вне зависимости от профессии, развивать навыки общения с людьми, принятия решений, и, конечно же, технические и технологические навыки, без которых сложно представить современные специальности.
Я хирург-онколог, удаляю опухоли из организма человека. Выполняю операции как традиционным открытым доступом, так и лапароскопическим.

В моей профессии инновации занимают ведущую роль: благодаря современным технологиям, у меня и у всех хирургов мира появилась возможность выполнять большие и сложные операции малоинвазивно, то есть с минимальной травмой для пациента, но с максимальным эффектом в плане выздоровления и реабилитационного периода.

Технологии в медицине постоянно меняются и улучшаются. Поэтому мы регулярно совершенствуем свои навыки, приобретаем новые. Как только появляется технология, для нас критически важно сразу ее освоить, получить новый skill (ред. – навык) для ежедневного использования.

В принципе, хирургия – это комплекс навыков, умноженный на часы их отработки. Практически, как в спорте. Если у хирурга есть прекрасный тренер, который может наглядно выполнять вмешательства и учить своих коллег, то кривая обучения резко уменьшается.

Несмотря на то, что искусственный интеллект и роботы никогда не заменят хирурга, их влияние в медицине сложно переоценить. Например, технология «Доктор Ватсон»** прекрасно справляется с аналитикой базы данных гистологических заключений и патоморфологических картинок. Существуют роботические системы, которые достаточно активно используются в хирургии и помогают выполнять малоинвазивные вмешательства.

Также большую роль в нашем деле играют моделирование и симуляция. Сегодня многие хирурги практикуются в специализированных тренинг-боксах, оттачивая свои навыки.

Что касается компетенций будущего, я бы советовал всем, вне зависимости от профессии, развивать навыки общения с людьми, принятия решений, и, конечно же, технические и технологические навыки, без которых сложно представить современные специальности.
Сегодня становится очевидным, что набор необходимых навыков для большинства профессий, которые сохранятся и модернизируются в ближайшем будущем, существенно расширяется и усложняется. Наиболее ценными становятся гибкие навыки, мышление и умение обращаться с технологиями. И чем раньше дети начнут их развивать, тем проще им будет адаптироваться к грядущим изменениям.

Инициатива Intel Skills for Innovation (Навыки для инноваций) призвана удовлетворить спрос на технологическую трансформацию образования. Ориентируясь на развитие навыков, необходимых для успеха учащихся в будущем, компания Intel помогает различным образовательным учреждениям обогатить программы, пересмотреть педагогические подходы и создать современную среду обучения.
* Источник: Модель трудовых навыков Глобального института McKinsey Global; анализ McKinsey Global Institute
** Речь идет об
IBM Watson Health – https://www.ibm.com/ru-ru/watson-health
МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
СПЕЦПРОЕКТ


#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ