Искусственный интеллект все больше проникает в жизнь людей по всему миру.

За последнее время появилось много доступных систем, сервисов, функций, где используются технологии ИИ: выбор кафе с учетом индивидуальных предпочтений, выстраивание оптимального маршрута, расшифровка медицинских данных, – список можно продолжать практически бесконечно.

Для обучения школьников и студентов навыкам работы с искусственным интеллектом компания Intel совместно с международными экспертами разработала программу Intel® AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого", которая работает в 11 странах мира, включая Сингапур, Индию, Германию, Южную Корею, Польшу и другие. В 2020 году Intel® AI for Youth запустили и в России.

Мы побеседовали с Сергеем Жуковым, директором по развитию корпоративного бизнеса Intel в России, о первых результатах локальной программы.
Искусственный интеллект все больше проникает в жизнь людей по всему миру.

За последнее время появилось много доступных систем, сервисов, функций, где используются технологии ИИ: выбор кафе с учетом индивидуальных предпочтений, выстраивание оптимального маршрута, расшифровка медицинских данных, – список можно продолжать практически бесконечно.

Для обучения школьников и студентов навыкам работы с искусственным интеллектом компания Intel совместно с международными экспертами разработала программу Intel® AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого", которая работает в 11 странах мира, включая Сингапур, Индию, Германию, Южную Корею, Польшу и другие. В 2020 году Intel® AI for Youth запустили и в России.

Мы побеседовали с Сергеем Жуковым, директором по развитию корпоративного бизнеса Intel в России, о первых результатах локальной программы.
— Предлагаем начать с азов: как бы Вы объяснили, например, 10-летнему ребенку, что такое искусственный интеллект?
— Искусственный интеллект – это способность машины обучаться и принимать решения на основе собственного опыта, в чем-то имитируя возможности человеческого ума, естественного интеллекта.
— Верно ли утверждение, что в ближайшем будущем искусственный интеллект нужен будет всем, независимо от того, какой профессией или специализацией занимается человек?
— На самом деле, он уже нужен всем, более того, так или иначе мы все им пользуемся. Один из примеров, хорошо понятных и широко используемых детьми – это голосовые помощники. Также, наглядно проверить, насколько много искусственного интеллекта есть сегодня и будет завтра, можно методом отключения. ИИ как электричество: оно есть и все прекрасно, нет – на линии порвался провод или вырубило пробки – мы сразу же попадаем в зону дискомфорта. Недавние перебои в работе приложений Facebook – еще один пример подобного отключения, демонстрирующего нашу связь с технологиями.
— Расскажите подробнее, как и где применяется искусственный интеллект?
— Сегодня эта технология применяется в трех основных функциональных сегментах:

Первое направление – это анализ больших данных. Именно искусственный интеллект позволяет в большом объеме данных найти зависимости, которые человеку или заданным формулам могут быть незаметны.

Второе – это работа с естественными языками. Опять же, самый понятный пример – голосовые помощники и интерфейсы. Большим и качественным скачком станет появление real time переводчиков: когда в реальном времени будет происходить мгновенный перевод с любого на любой язык.

Третье – анализ изображений. Знаковый пример технологии, которая получила серьезное развитие в прошедшие полтора-два года – работа в медицине с интеллектуальным анализом КТ и МРТ. Основываясь на накопленном опыте, как результате такого анализа, ИИ позволяет увеличить скорость и точность обнаружения заболеваний, что особенно актуально при высоких нагрузках на медицинское учреждение.

Также можно привести примеры промышленного использования: ИИ при помощи камер позволяет эффективно, со скоростью и качеством недоступными человеку, идентифицировать брак и увеличить выход годной продукции.
— Почему компания Intel решила взять на себя миссию подготовки детей и подростков к работе с искусственным интеллектом, что послужило катализатором?
— Intel в рамках программ корпоративной социальной ответственности принимает вызовы текущего момента, старается помочь их решить в тех сферах и на тех рынках, где обладает необходимой экспертизой и ресурсами.

Начиная с 2000-х годов, когда компьютеры стали доступны широкому кругу пользователей и начали появляться в разных областях жизни человека, Intel сделал фокус на поддержке инициатив по внедрению информационных технологий и ПК в сферу образования.

Сегодня, когда одним из главных технологических трендов является искусственный интеллект и многие страны разрабатывают стратегии, посвященные развитию этой технологии, усилия Intel также развиваются в этом направлении. У компании есть стратегия корпоративной социальной ответственности "RISE", в рамках которой к 2030 году мы планируем запустить курсы по ИИ в 30 странах. «Искусственный интеллект для каждого» – как раз часть этой программы.
— Какие перспективы открывает программа для своих выпускников? С каким багажом знаний и навыков они ее заканчивают?
— Задача Intel® AI for Youth – де-мистифицировать и демократизировать искусственный интеллект: объяснить, что это не магия, а технология, созданная человеком и для человека. И работать с ней может практически каждый.

Также важно научить детей безопасному поведению в сети и заложить чувство ответственности за использование технологий. Во время обучения ребята получают как технические, так и социальные навыки, работают в команде, овладевают необходимым инструментарием, проходят теоретическую и практическую подготовку для решения социально значимых задач с помощью технологий.

По итогу курса студенты создают проекты, которые могут быть применены на уровне школ или даже шире: уходят в тираж, в промышленное использование, решая определенную проблему из реальной жизни. Не скажу про все площадки, но у многих из них есть технологические партнеры – локальные IT-компании, для которых ученики разрабатывают свои проекты.
Таким образом, после прохождения программы у школьника или студента уже формируется портфолио.

По итогу курса студенты создают проекты, которые могут быть применены на уровне школ или даже шире: уходят в тираж, в промышленное использование, решая определенную проблему из реальной жизни. Не скажу про все площадки, но у многих из них есть технологические партнеры – локальные IT-компании, для которых ученики разрабатывают свои проекты.

Таким образом, после прохождения программы у школьника или студента уже формируется портфолио.

Таким образом, после прохождения программы у школьника или студента уже формируется портфолио.

По итогу курса студенты создают проекты, которые могут быть применены на уровне школ или даже шире: уходят в тираж, в промышленное использование, решая определенную проблему из реальной жизни. Не скажу про все площадки, но у многих из них есть технологические партнеры – локальные IT-компании, для которых ученики разрабатывают свои проекты.

Таким образом, после прохождения программы у школьника или студента уже формируется портфолио.
— Программа Intel® AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого" подходит не только технарям, но и гуманитариям?
— Да, так и есть. В России мы локализовали программу, привели учебные материалы в соответствие с нашей действительностью и образовательной практикой, сделали ее достаточно вариативной для того, чтобы можно было использовать и в школьном, и во внеурочном образовании. Проект также был пилотирован в учреждениях высшего образования – для студентов 1-2 курсов педагогических вузов. И несмотря на то, что в них учатся в большинстве своем отнюдь не «айтишники» (если исключить тех, кто готовится стать преподавателем математики или информатики), наша программа там очень хорошо "приземлилась".

Мы за то, чтобы использовать ИТ повсеместно – компьютеры на уроках математики, русского языка, биологии, химии. Прикладное использование делает ценными информационные технологии, которые так или иначе выходят за пределы IT-сообщества в мире взрослых, что подразумевает и их повсеместное распространение в детской образовательной среде.
— Назовите ключевые навыки будущего (как hard, так и soft skills).
— Из социальных навыков – это критическое мышление и решение проблем, навыки коммуникации и коллаборации, взаимодействие в командах.

Если говорить про технические навыки, то необходимо понимание того, что такое алгоритмы, базовое математическое образование, владение основными элементами программирования.

Если исходить из областей применения искусственного интеллекта (большие данные, работа с естественными языками, компьютерное зрение), то важно также назвать этику искусственного интеллекта, правила поведения онлайн, гигиену в интернете.
— Каким Вы видите образование будущего? Как будут учиться дети через 5-10 лет? И будут ли они вообще учиться?
— Я думаю, что учиться, конечно же, будут. Получит широкое применение практико-ориентированный подход, а также апробированные и более качественные дистанционные возможности получения образования.

После пандемии мир сильно изменился. Возможно, образование, как достаточно инертная по определению область – будет тяготеть к face-to-face, особенно работая с маленькими детьми. Но мы видим, как появляются уже хорошо адаптированные онлайн-курсы, которые открывают возможность школьникам и студентам получать дополнительные знания. Поэтому можно говорить, что некая гибридизация в образовании обретет новый этап развития.

Кроме того, модернизация и трансформация образования подразумевает, что ребенок идет в школу не только для того, чтобы получить базовые знания, вроде таблицы умножения, теорем или правил правописания, но и для того, чтобы обрести новые практические навыки.

Образование станет интереснее, особенно когда обучение будет основано на практике. Самое главное, чтобы любая деятельность в текущей парадигме еще и приносила удовольствие.
— Дайте, пожалуйста, совет 10-летнему ребенку, которому в начале интервью Вы объяснили, что такое искусственный интеллект.
— Мой совет: учиться, применять знания на практике здесь и сейчас, получать удовольствие. Понимать, что окружающие нас ИТ – серьезная сфера и некое отражение реального мира, нужно учиться в ней ориентироваться и развиваться.

Технологии – это инструмент для того, чтобы дети сами могли и умели внести свой вклад в развитие мира, сделать его лучше.
МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
СПЕЦПРОЕКТ

#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ