Адаптация к детскому саду: с самого первого дня ребенок должен быть счастливым

Посещение детского сада – важный этап в жизни семьи, своего рода выход из зоны комфорта. Некоторые дети в силу характера и темперамента встречают его радостно и без слез, но большинству все же требуется поддержка и участие со стороны взрослых.

Мы поговорили с основательницей и директором сети английских детских садов Magic Castle Натали Камински и директором академических программ Magic Castle Анастасией Мироновой о том, что необходимо предпринять, чтобы ребенок смог легко адаптироваться к новой среде и ходил в сад с радостью и удовольствием.
– Сколько времени нужно ребенку, чтобы адаптироваться к детскому саду?
Натали Камински: Адаптация проходит всегда индивидуально, но мы как детский сад гарантируем, что при правильном поведении родителей и нашем профессиональном подходе ребенок привыкнет в течение двух недель – максимум месяца.

Конечно, все дети разные: кто-то с первого дня вовлекается во все занятия, моментально находит друзей, не плачет, а кому-то очень нужны время и дополнительная поддержка. В начале у большинства возникает сопротивление: зачем идти в непривычное место, где много незнакомых людей и происходит что-то необычное, если можно остаться дома с мамой – ведь там так хорошо и спокойно.

Мы обращаем особое внимание на взаимоотношения ребенка с родителями. Если он «висит» на маме и боится отойти от нее, не хочет ни с кем играть, наши специалисты понимают, что адаптация, скорее всего, будет идти сложнее. Но это совершенно не значит, что малышу рано идти в детский сад или там ему будет плохо. Если детский сад не справился с адаптацией, проблема не в ребенке, а во взрослых: возможно, не было желания заниматься таким сложным процессом, не хватило экспертных навыков либо нужного персонала.
– Как должен быть организован процесс адаптации к детскому саду?
Н.К.: Адаптация – принципиально важный момент, от которого зависит все последующее пребывание малыша в детском саду. Решающее значение имеют два фактора: поведение родителей и действия учебного заведения. При условии слаженной работы взрослых абсолютно любого ребенка можно адаптировать, и этот опыт будет позитивным. Детский сад обязан быть экспертом в адаптации.

Анастасия Миронова: Мы начинаем адаптацию с очень короткого периода пребывания в саду (от 30 минут до нескольких часов в день в зависимости от возраста ребенка), а затем постепенно увеличиваем время. Это делается для того, чтобы избежать эмоциональных перегрузок. Дело в том, что в первые дни малыш может испытывать очень сильное возбуждение от занятий – они ему нравятся, все интересное, новое и такое увлекательное! Но это эмоциональное состояние очень быстро пойдет на спад, когда детский сад превратится в рутину, возникнет так называемая поздняя адаптация: ребенок больше не захочет идти в сад, ведь он уже все там видел, был на всех занятиях, поиграл во все игрушки. В этот момент родители часто начинают искать причину во внешних факторах – думают, что что-то случилось.

Для того, чтобы избежать поздней адаптации, важно делать все постепенно и максимально спокойно. Например, мы договариваемся, что родители заберут ребенка после занятия танцами. После танцев все остальные дети идут на рисование, и он тоже хочет пойти, но мы говорим: «Сегодня тебе пора домой, а завтра пойдешь рисовать вместе со всеми». На следующий день после рисования все идут на прогулку, а его забирают, мы обещаем: «Выйдешь завтра на прогулку». И ребенок каждое утро рад идти в сад, потому что знает, что сможет остаться дольше, он сам хочет продолжать. У него не возникает переизбытка эмоций, его желание ходить в детский сад более стабильное и постоянное.

Второй фактор успеха – сопровождение ребенка одним и тем же специалистом на протяжении всего периода адаптации. Детям проще, когда в новой среде у них есть знакомый взрослый, который помогает налаживать контакты, знакомит с преподавателями и новым помещением. До начала регулярного посещения сада мы просто играем вместе: ребенок, мама (папа, няня или другой близкий человек) и сотрудник детского сада. Так мы устанавливаем связь, ищем подход к малышу, выбираем человека, который будет помогать привыкнуть к новой среде. Впоследствии, приводя ребенка в детский сад, родители передают его именно тому педагогу, который проводит адаптацию. Таким образом, рядом с детьми всегда находятся «их» взрослые.

Н.К.: Есть еще один ключевой фактор, без которого адаптация может пройти неудачно. Между ребенком и родителями существует очень тесная взаимосвязь и детский сад должен работать не только с детьми, но и с мамой и папой. Родители должны точно знать, что именно будет происходить, как и почему. Только так можно построить отношения, основанные на доверии и взаимопомощи. Родителям нужно собственными глазами увидеть, что все действительно профессионально.

А.М.: Мы проводим очень детальный разговор с родителями, задаем много вопросов, рассказываем все до мельчайших подробностей. По их реакции понимаем объем предстоящей работы. Мы точно знаем, что детям у нас понравится – в этом нет сомнений. Самое сложное, быть с родителями на одной стороне, помочь им, если они переживают. У нас даже есть шутка про то, что мы проводим адаптацию не детей, а их родителей.

Можно сколько угодно рассказывать, как ребенку будет хорошо, но мамам и папам самим нужна поддержка. Для них это тоже изменение, тоже разлука. Возможно, решение отдать ребенка в детский сад далось им непросто. Информации очень много и не всегда легко разобраться, как правильно поступить и что лучше. Помимо собственных страхов и сомнений, значительно влияние родственников: у кого-то бабушки и дедушки считают, что надо в ясли детей сдавать в 1,5 года на целый день, а у кого-то, наоборот, родственники против детского сада.

Важно сказать родителям: «Мы будем с вами, будем помогать, давать советы». Честно говоря, очень многие в этот момент облегченно выдыхают, потому что им не хватает поддержки.
– Как должны вести себя родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
А.М.: Все взрослые должны быть на одной стороне, чтобы помочь ребенку пройти через изменения в его жизни. Необходимо, чтобы родители давали положительный посыл и не проецировали свои тревоги и страхи. Если дети видят, что близкие взрослые беспокоятся, они копируют эти эмоции, подсознательно стараются подтвердить, что мамы и папы правы. Положительный настрой родителей в отношении детского сада – стопроцентная гарантия успешной адаптации.

Детский сад должен оказать поддержку, снять возможные беспокойства и помочь родителям чувствовать связь с детьми даже когда физически они не вместе: регулярно присылать видео с уроков, фотографии, подробно рассказывать, что происходило и как чувствовал себя ребенок, отвечать на возникающие вопросы. Мы следим за тем, чтобы дети уходили из сада счастливыми, чтобы день заканчивался на радостной ноте, а не в слезах. Положительные эмоции станут триггером для того, чтобы прийти снова.

Н.К.: Есть три главных правила для родителей на время адаптации.

Первое. Очень важно подготовить себя и ребенка к тому, что он пойдет в детский сад. Необходимо создать обстановку праздника. Вы идете в детский сад! Это большое и радостное событие, момент, наполненный торжественностью.

Второе. Главные страхи адаптации связаны с тем, что у ребенка может возникнуть чувство, что его оставили, за ним не придут. Именно поэтому родители должны ежедневно четко описывать, что будет происходить: «Ты сейчас придешь, переоденешься, позавтракаешь. Потом будут танцы, потом вы порисуете, и сразу после этого мама (папа, бабушка, няня) придет за тобой». Обязательно нужно точно сказать, какой взрослый заберет малыша и когда это произойдет. Не точное время – в 12 часов или в 12.30 – а после какого занятия. Ребенок запомнит и будет ждать. Задерживаться нельзя! Это преступление со стороны родителей, даже если они опоздали всего на 10-15 минут. Иначе вы найдете плачущего ребенка. Он готов, его надо забрать прямо сейчас. Если вы обещали, вы просто обязаны это сделать. Никогда не подводите детей!

Третье. Затяжное расставание придает ребенку тревожность. Он чувствует, что что-то не так, мама переживает и есть какой-то подвох. И чем больше волнения вложено в расставание, тем сложнее его пережить. Малыш будет чувствовать себя очень уверено, если перед тем, как передать персоналу, вы уверено его обнимите, поцелуете, объясните, что будет происходить в течение дня, когда и кто придет за ним. Даже если будут слезы, они закончатся очень быстро.
Как понять, что адаптация идет нормально?
Н.К.: Все довольно просто: ребенок не плачет в те дни, когда нужно идти в детский сад, а, наоборот, идет туда с готовностью и радостью. В конце дня вы его забираете счастливым. Если же вы пришли и увидели, что он сидит в уголке и плачет, это означает, что работа по адаптации проведена плохо. Возраст, характер, темперамент не могут быть оправданием того, что ребенок не счастлив в детском саду. Как мы уже сказали ранее, при условии профессиональных действий со стороны детского сада и правильного поведения родителей, ситуация, когда дети не адаптируются, в принципе исключена. Начиная с самого первого дня пребывания в саду они должны быть счастливыми.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Спецпроект создан при поддержке экспертов сети английских детских садов Magic Castle.

Более 10 лет Magic Castle является одним из лидеров среди международных школ Москвы. Обучение в английском детском саду начинается с 1,5 лет и продолжается в британской школе для детей с 5 до 18 лет. У учеников Magic Castle есть возможность выбрать из более чем 30 спортивных, творческих, интеллектуальных занятий.

В Magic Castle работает Teddy Bear Club – английский клуб для детей с 6 месяцев до 2 лет, где на занятиях вместе с родителями ребенок начинает знакомство с английским языком.

Выпускники английского детского сада Magic Castle с легкостью поступают в Британскую школу MCS, которая входит в образовательную группу MC Education, или другие российские или международные школы.

Английский детский сад Magic Castle

Сайт:
https://kidclub.xbridge.ru

Телефон:
8 800 511 2016

Email:
info@xbridge.ru

Адреса в Москве:
Лихов пер., д 3, стр.2 | пер. Чернышевского, д.8, с.1 | ул. Живописная, д.3, к.1



#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ