Н.К.: Адаптация – принципиально важный момент, от которого зависит все последующее пребывание малыша в детском саду. Решающее значение имеют два фактора: поведение родителей и действия учебного заведения. При условии слаженной работы взрослых абсолютно любого ребенка можно адаптировать, и этот опыт будет позитивным. Детский сад обязан быть экспертом в адаптации.
Анастасия Миронова: Мы начинаем адаптацию с очень короткого периода пребывания в саду (от 30 минут до нескольких часов в день в зависимости от возраста ребенка), а затем постепенно увеличиваем время. Это делается для того, чтобы избежать эмоциональных перегрузок. Дело в том, что в первые дни малыш может испытывать очень сильное возбуждение от занятий – они ему нравятся, все интересное, новое и такое увлекательное! Но это эмоциональное состояние очень быстро пойдет на спад, когда детский сад превратится в рутину, возникнет так называемая поздняя адаптация: ребенок больше не захочет идти в сад, ведь он уже все там видел, был на всех занятиях, поиграл во все игрушки. В этот момент родители часто начинают искать причину во внешних факторах – думают, что что-то случилось.
Для того, чтобы избежать поздней адаптации, важно делать все постепенно и максимально спокойно. Например, мы договариваемся, что родители заберут ребенка после занятия танцами. После танцев все остальные дети идут на рисование, и он тоже хочет пойти, но мы говорим: «Сегодня тебе пора домой, а завтра пойдешь рисовать вместе со всеми». На следующий день после рисования все идут на прогулку, а его забирают, мы обещаем: «Выйдешь завтра на прогулку». И ребенок каждое утро рад идти в сад, потому что знает, что сможет остаться дольше, он сам хочет продолжать. У него не возникает переизбытка эмоций, его желание ходить в детский сад более стабильное и постоянное.
Второй фактор успеха – сопровождение ребенка одним и тем же специалистом на протяжении всего периода адаптации. Детям проще, когда в новой среде у них есть знакомый взрослый, который помогает налаживать контакты, знакомит с преподавателями и новым помещением. До начала регулярного посещения сада мы просто играем вместе: ребенок, мама (папа, няня или другой близкий человек) и сотрудник детского сада. Так мы устанавливаем связь, ищем подход к малышу, выбираем человека, который будет помогать привыкнуть к новой среде. Впоследствии, приводя ребенка в детский сад, родители передают его именно тому педагогу, который проводит адаптацию. Таким образом, рядом с детьми всегда находятся «их» взрослые.
Н.К.: Есть еще один ключевой фактор, без которого адаптация может пройти неудачно. Между ребенком и родителями существует очень тесная взаимосвязь и детский сад должен работать не только с детьми, но и с мамой и папой. Родители должны точно знать, что именно будет происходить, как и почему. Только так можно построить отношения, основанные на доверии и взаимопомощи. Родителям нужно собственными глазами увидеть, что все действительно профессионально.
А.М.: Мы проводим очень детальный разговор с родителями, задаем много вопросов, рассказываем все до мельчайших подробностей. По их реакции понимаем объем предстоящей работы. Мы точно знаем, что детям у нас понравится – в этом нет сомнений. Самое сложное, быть с родителями на одной стороне, помочь им, если они переживают. У нас даже есть шутка про то, что мы проводим адаптацию не детей, а их родителей.
Можно сколько угодно рассказывать, как ребенку будет хорошо, но мамам и папам самим нужна поддержка. Для них это тоже изменение, тоже разлука. Возможно, решение отдать ребенка в детский сад далось им непросто. Информации очень много и не всегда легко разобраться, как правильно поступить и что лучше. Помимо собственных страхов и сомнений, значительно влияние родственников: у кого-то бабушки и дедушки считают, что надо в ясли детей сдавать в 1,5 года на целый день, а у кого-то, наоборот, родственники против детского сада.
Важно сказать родителям: «Мы будем с вами, будем помогать, давать советы». Честно говоря, очень многие в этот момент облегченно выдыхают, потому что им не хватает поддержки.