American Academy of Dramatic Arts: сменить профессию после 30, преодолеть тысячи "нет" и покорить Нью-Йорк

Интервью с выпускницей AADA Екатериной Головиной

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
Екатерина Головина – актриса театра и кино, выпускница легендарной академии актерского мастерства American Academy of Dramatic Arts (AADA), в которой учились такие звезды, как Грейс Келли, Эдриан Броуди, Дэнни ДеВито, Ким Кэтролл. Екатерина родилась и выросла в маленьком городе на острове Сахалин. В 17 лет покинула родное гнездо и отправилась покорять Санкт-Петербург, где окончила факультет иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена. Потом сделала успешную карьеру в международной логистике. В 33 года круто изменила свою жизнь и исполнила давнюю мечту – стала актрисой. В настоящее время живет в Нью-Йорке, играет в театре, танцует бурлеск и готовит к изданию серию автобиографических книг о своем пути.


Почему ты решила поступать именно в American Academy of Dramatic Arts? Какие аспекты были решающими при выборе актерской программы?

Начнем с того, что поступать на актерский факультет я решила в 33 года. За плечами уже было десять лет в международной логистике, корпоративный мир, выгорание, год в поисках себя. Более того, к 33 годам многие актеры уже получили несколько солидных наград и могут похвастаться большим списком ролей. В России, к слову, даже если очень хочется выучиться на актрису после 30, вас не возьмут именно по возрастному цензу: считается, что психические настройки уже не размять после 25. А в США другая система обучения.

Я получила приглашения из трех солидных школ. И выбрала AADA по совокупности факторов:

Время (а значит, и деньги, ведь обучение дорогое)
Академия предлагает программу консерватории, то есть, профильное образование, длительностью 2 года. Программа концентрировалась исключительно на актерском мастерстве.

Репутация
Актерских школ в одном только Нью-Йорке больше 20, не говоря уже о курсах. American Academy of Dramatic Arts – школа c традициями, основанная в 1884 году.

Выпускники
Грейс Келли, Дэнни ДеВито, Роберт Рэдфорд, Эдриан Броуди, Ким Кэтролл – для меня этот список выпускников стал веским аргументом, тем более что именно выпускники академии были номинированы на самое большое количество профессиональных премий.
Расскажи про процесс поступления, что сыграло ключевую роль?

Ключевой этап поступления – прослушивание. Эссе также играет большую роль, в нем вы должны написать, почему хотите стать актером/актрисой. Это вообще очень хороший вопрос, который нужно себе задать до того, как начнете присматриваться к школам. Желательно исписать минимум десять листов, отвечая на вопросы: "А мне это зачем?", "Как я буду себя чувствовать, когда получу диплом?". У очень многих абитуриентов довольно романтичное представление об актерской профессии, и, как правило, эти студенты отсеиваются уже на первом семестре. Не все оказываются готовыми к жесткой психофизической нагрузке. Я шутливо называю школу драмы – школой травмы: приготовьтесь к службе в армии, в ритме упал, отжался, заплакал, станцевал.


Можно ли при наличие явного таланта иностранному студенту получить talant based scholarship?

На моем курсе были студенты, которые учились абсолютно бесплатно, плюс им покрывали еще расходы на проживание. Не носителей языка среди них не было.


По твоему мнению, что такое талант и как его можно/нужно проявить при поступлении?

Актерский талант – это, на мой субъективный взгляд, умение передавать энергию, то, что можно физически почувствовать. Думаю, все когда-либо такое испытывали: заходит человек в комнату и все вокруг меняется, невозможно оторвать глаз, хочется смотреть на него, слушать, – это некая живая, «текучая» субстанция.

На прослушивании нужно максимально раскрыть себя и свой талант. Go big or go home (пер.англ. – со щитом или на щите), как говорят в Нью-Йорке. Очень важно выбрать материал, с которым вы приедете на прослушивание, чтобы он помог вам максимально продемонстрировать весь творческий спектр. Правильно выбранный монолог – 50% успеха. По длине он должен быть не дольше 2 минут – за это время нужно максимально себя показать. Считается, что первые 10 секунд перед приемной комиссией самые важные. Вы только зашли в комнату, а решение уже принято. Это как раз про уровень вашей энергетики. Я бы посоветовала быть естественными, как бы шаблонно это ни звучало. Если вас возьмут в школу, как минимум год вы потратите на знакомство с собой настоящим. Потому что только поняв, кто вы есть на самом деле, вы поймете, какие роли сможете играть. Ведь актерское мастерство не про притвориться, как многие ошибочно считают, а про правду. Для этого необходимо соприкоснуться, прежде всего, со своей правдой, какая бы она ни была.


Как я понимаю, American Academy of Dramatic Arts фокусируется больше на подготовке и взращивании театральных актеров. Или я ошибаюсь? В чем принципиальная разница в обучении на актера театра и актера кино? Нельзя ли сделать этот процесс универсальным?

Все классические школы готовят артистов для работы на сцене. В театр никто не приходит с улицы или из Инстраграма, как это иногда бывает в кино, просто благодаря внешним данным или большому количеству подписчиков. И это не случайно. Актер театра может прийти на экран. А вот актер кино, который не прошел классическую подготовку для сцены, в театре играть не сможет. При этом хочу отметить, что театральному актеру необходимо учиться работать с камерой, так как техника отличается. Но это уже, скорее, курсы по повышению квалификации. Основа – это классическая школа, Шекспир, Греческая трагедия, Comedia del Arte, Чехов.


AADA находится в Нью-Йорке – городе с бешеной энергетикой, где возможно все. Помогал ли тебе дух города во время обучения?

За время "службы в армии" города я не видела (прим.автора – смеется). Но, конечно, очень важно, где вы учитесь. Нам каждую неделю давали бесплатные билеты на бродвейские шоу. Я видела на сцене Кейт Бланшетт, Дайан Лейн, Мишель Уильямс, Фрэнка Ланджеллу, Дайэн Уист, Киру Найтли, Хелен Миллер, Клайва Оуэна. Такие невероятные возможности есть только в Нью-Йорке. Я неоднократно встречала любимых актеров из сериалов в нью-йоркском метро или Центральном парке. Возможность быть близко к звездам, смотреть как они работают, и учиться у них – безусловно, огромный плюс, который дает этот город.

Нью-Йорк – отдельная школа жизни. Если вы приехали сюда и выжили, можете оплачивать самостоятельно аренду, не умираете с голоду и умудряетесь быть верным своей мечте, делая то, что любите, вы уже победили!


За время обучения у вас, наверняка, преподавали многие мировые звезды? Чей мастер-класс тебе особенно запомнился?

Фрэнка Ланджеллы, которым мы все имели честь любоваться в картине "Суд над Чикагской семеркой" Аарона Соркина. Он провел мастер-класс, после которого мы все ушли с новыми инсайтами о профессии, мастерстве и о себе. Факультет отобрал несколько студентов для индивидуальной работы с ним на сцене, и все мы могли наблюдать, как изменились монологи ребят, после того как они сделали важные настройки с мастером.

Оказалось, что, как ни странно, самое гениальное – всегда просто. Начните с волшебного вопроса «Зачем?»: зачем вы произносите эти слова? зачем вы выбрали именно эту историю? почему лично вам так важно об этом рассказать?


Американское общество издавна культивирует понятие networking. Удалось ли тебе сформировать, развить и упрочить свой профессиональный нетворк, учась в American Academy of Dramatic Arts?

В Штатах, и правда, связи – это все, а уж в нашей индустрии, тем более. It's all about who you know (пер.англ. – все дело в тех, с кем ты знаком). Оканчивая актерскую школу, ты остаешься один-на-один с индустрией без принципов. AADA дает своим выпускникам некий карт-бланш, в том числе, благодаря своей репутации: профессионалы признают полученное в академии образование, знают, через что человек прошел.

Советую связи формировать с равными – такими же начинающими, никому не известными художниками. Забудьте про Скорсезе, мастер уже нашел своих актеров. Но и он тоже когда-то был студентом NYU (New York University) и снимал свои студенческие короткометражки.


Ходит много слухов про жесткую конкуренцию в актерской среде, как правильно выстроить свой путь, чтобы преуспеть?

Иллюстрацией среды может служить английское слово "сutthroat" (если переводить дословно «перерезанное горло»). Не очень хочется пугать читателей, но это реалии жизни. Уже при поступлении вы конкурируете с прекрасными кандидатами со всего мира, готовыми на все, чтобы реализовать свою мечту. Но именно поэтому здесь и создаются лучшие проекты на сцене и в кино. Каждый артист здесь знает одну простую вещь: нет никаких гарантий. В Америке нет репертуарных театров. Театр, как и кино, – это большой бизнес, целью которого, как нам известно, является извлечение прибыли. Закончился проект – и ты снова безработный, снова оказываешься в очереди с тысячами конкурентов, а значит, тебе нельзя расслабиться. Это очень стимулирует быть лучшей версией себя. Кастинг-директора очень часто дают такой совет: не ищите нас, просто делайте свою работу, делайте ее хорошо, мы вас сами найдем. Их можно понять. Но я бы отметила, что очень важно создавать связи с артистами. Со студентами школ кино, которые в будущем будут снимать фестивальное кино. Если присмотреться, то у каждого режиссера есть свои любимые актеры, с которыми ему приятно, легко и интересно работать. Ваша задача – найти друг друга. Это также, как встретить свою любовь: вы сразу поймете, что это оно. Есть еще один важный момент. Время – деньги. Особенно в кино. Каждая минута на площадке стоит денег. Поэтому продюсерам важно быть уверенными, что артист сделает свою работу с двух дублей, не опоздает, выучит текст. Брать нового артиста на площадку- всегда риск. Поэтому нетворкинг зачастую складывается так: вы сделали свою работу хорошо один раз, вас начинают звать еще, потому что уверены в вас как в профессионале. Продюсеров можно понять.


    Как обстоят дела с трудоустройством после выпуска из AADA?

    Трудоустройство становится задачей выпускника. И, к сожалению, не могу сказать, что нас подготовили к суровой реальности. Всем известно, что только 1% актеров работает по профессии и зарабатывает. Поэтому, опять же, очень важно себя спросить себя, зачем вы идете на актерский факультет. Ведь все думают, что у них получится, и они непременно станут звездами. Буквально в первый же год.

    Путь артиста не спринт, а марафон. Тут пригодится жесткий психофизический тренинг. Очень многие довольно быстро опускают руки после отказов, особенно студенты- любимцы, которые в академии играли главные роли, а оказавшись в реальном мире, вдруг осознали, что им придется конкурировать теперь не с 50 артистами, а с 500 тысячами артистов.

    Важно не потерять веру в себя после многочисленных отказов, сохранить запал. И кожу толстую нужно нарастить, при этом остаться очень ранимыми, иначе не сможете играть.

    Очень важно быть активными. Я бы рекомендовала развивать себя в различных направлениях, писать сценарии, пьесы, учиться режиссировать, завести свой подкаст, иными словами – создавать свой контент.
      Не надо никого ждать. Небольшой пример.

      Сериал "Дрянь" (Fleabag), который был номинирован на 11 премий Эмми и собрал 6 призов, вырос из стэнд-ап монолога, позднее пьесы, которую автор написала о своей жизни. Пото она сыграла главную роль, спродюсировала и срежиссировала сериал. Создавайте себе возможности, иначе так и просидите в ожидании звонка от агента.
      Не надо никого ждать. Небольшой пример.

      Сериал "Дрянь" (Fleabag), который был номинирован на 11 премий Эмми и собрал 6 призов, вырос из стэнд-ап монолога, позднее пьесы, которую автор написала о своей жизни. Потом она сыграла главную роль, спродюсировала и срежиссировала сериал. Создавайте себе возможности, иначе так и просидите в ожидании звонка от агента.
      К слову, я закончила школу 5 лет назад, смотрю на наш выпуск (150 человек) и понимаю, что активно проламывают стену, в основном, иммигранты, несмотря на вечный визовый вопрос и связанные с ним ограничения. Но США не зря были построены иммигрантами, видимо, именно мы и продолжаем верить в американскую мечту.


        Как помогло тебе образование в American Academy of Dramatic Arts в построении самостоятельной актерской карьеры и чем ты занимаешься сейчас?

        American Academy of Dramatic Arts – одна из лучших школ в США, в которой чтут традиции и отлично готовят студентов. Еще во время обучения мне удалось себя зарекомендовать как ведущую актрису: мне давали играть легендарные роли в постановках. Закончив академию, я прошла кастинг и получила предложение присоединиться к ансамблю небольшого репертуарного Off-Broadway театра, в котором сыграла свою первую большую роль после окончания школы в спектакле "Три сестры" (в рамках ежегодного Чеховского фестиваля в Нью-Йорке). Позже, в 2018 году, я прошла кастинг на главную роль в спектакле "Вишневый сад", в котором сыграла Любовь Раневскую.

        Мне очень близка драматургия А.П. Чехова - в Штатах его боготворят, но не всегда понимают. А у меня Чехов в ДНК, я его чувствую. Так сложилось, что моя визитная карточка – русская чеховская актриса в Нью-Йорке. В спектакле «Вишневый сад» режиссер попросила меня часть монолога Раневской прочитать на русском языке, чтобы наполнить постановку живым языком автора. Было трогательно, но в то же время очень ответственно.

        Во время пандемии, когда театры Нью-Йорка закрылись, я сконцентрировалась на написании автобиографической книги, описывающей путь провинциальной девочки с Сахалина в город больших возможностей.


          Какие советы ты можешь дать тем, кто только планирует свой путь в актерской карьере?

          Самое важное – организовывать себе систему поддержки. Путь артиста – путь воина, а у воина должен быть серьезный тыл, место, где он может восстановиться, залечить раны, и снова отправиться в бой.

          Также необходимо научиться воспринимать ошибки легко, с благодарностью, понимать, что они учат и помогают двигаться вперед. Это очень отличает американцев, кстати. Они не убиваются долго от поражений, быстро анализируют, почему не получилось, переключаются и пробуют что-то новое до тех пор, пока не получится. Не совершив ошибок, невозможно ничего создать. Но мы работаем в очень уязвимом поле, именно поэтому нам и нужна система поддержки.

          И еще не забывайте: много читать и путешествовать, с любопытством изучать жизнь других людей, постоянно выкидывать себя из зоны комфорта, научиться слушать, осваивать новые навыки, практиковать сострадание, питать свой творческий огонь, стараться каждый день быть хорошим человеком, жить сердцем и стремиться к красоте.
            19 мая / 2021
            МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ