Модный бизнес: обучение, стажировки, стартапы

Образование в модной индустрии – теория и практика на примере опыта Данары Буваевой

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
До получения MBA в Cornell University (Корнеллском Университете) Данара Буваева с отличием окончила бакалавриат МГИМО и магистратуру Финансового Университета, работала в инвестиционном департаменте Goldman Sachs, позже развивала собственный бизнес по аренде вечерних платьев в Москве. В рамках программы обмена с Корнеллским Университетом, окончила семестр по менеджменту в области моды в итальянском университете Боккони (L'Università Commerciale Luigi Bocconi).

Старт в fashion-бизнесе

Как и многие девушки, я всегда следила за модой, но при этом никогда не мечтала стать дизайнером или работать в глянцевом журнале.

Я окончила факультет Международных экономических отношений МГИМО МИД России и начала карьеру в инвестиционно-банковской сфере, работая в Goldman Sachs. Затем, в 2014 году, случайно узнала о двух выпускницах Harvard Business School (Гарвардской школы бизнеса), основавших компанию по аренде вечерних платьев – «Rent the Runway», и, вдохновившись этой идеей, мы с сестрой запустили один из первых в Москве стартап-сервисов по прокату платьев «Iconic». Наш проект даже вошел в акселерационную программу «Рыбаков Фонда», который разрабатывает и внедряет программы развития предпринимательских сообществ и поддержки молодых талантов в сфере экономики и инноваций.

Fashion-бизнес для меня – это, прежде всего, бизнес. В нашем случае, успех бизнес-модели зависел от операционной эффективности, B2B-партнерств с дизайнерами и event-агентствами, но главное – от умения слышать запросы клиентов. Реагируя на их потребности, мы делали акцент на инновациях – например, первыми на рынке начали расширять ассортимент на plus-size, запустили примерку на дому и consignment service – услугу, которая давала возможность сдать свои платья в аренду, используя нашу платформу.


На пересечении моды и технологий

Занимаясь собственным бизнесом, поняла, что мне нравится работать на пересечении моды и технологий. Это то направление, куда движется сейчас вся fashion-индустрия. Именно для совершенствования своих технических навыков я выбрала Корнеллский университет – один из крупнейших и известнейших вузов США, который входит в элитную Лигу Плюща*. Cornell – сильнейшая технологическая школа с огромной базой выпускников.

Первое, что я начала делать, приехав в США, – созваниваться с выпускниками, которые трудятся в Fashion Tech, чтобы узнать побольше про внутренние процессы и рутинную работу. Поговорила с десятками людей из таких компаний, как Rent the Runway, Farfetch, Tory Burch и др. Также приняла участие в различных конкурсах и соревнованиях: моя университетская команда даже получила приз "Best AI Technology Award" за лучшее технологическое решение на базе искусственного интеллекта для компании Estee Lauder.


Мода в Америке – дух свободы и важность осознанности

Мода в США очень сильно различается в зависимости от конкретного штата. Где-то ее просто нет, где-то доминирует пляжная мода и стиль Бохо (Калифорния, Флорида). Конечно, самый главный центр американской моды – Нью-Йорк. Мода, как и все здесь, пропитана духом свободы, именно поэтому New York Fashion Week считается самой либеральной неделей моды. Одним из самых популярных направлений в американской моде в последние годы стала «осознанность» (sustainable fashion): использование только натуральных тканей и переработанных материалов, культивирование этичного производства, тщательное отслеживание нормированности рабочего графика, поддержка местных мануфактур и обязательная реализация концепции заботы об окружающей среде. Тут даже была создана специальная Sustainable New York Fashion Week.


Если учиться моде, то в Италии!

Одна из особенностей программы MBA в Корнеллском университете – возможность после первого года обучения следующий семестр провести в одном из университетов-партнеров. Я, конечно, воспользовалась такой возможностью и выбрала университет Боккони в Милане. В Bocconi, ввиду развитости итальянской модной индустрии и приближенности к дизайнерским домам с мировым именем, очень сильной программой считается именно Fashion Management. Во время обучения особенно сильное впечатление на меня произвела профессор Стефания Савиоло (Stefania Saviolo). С уверенностью могу утверждать, что она одна из лучших профессоров в моей жизни! Из ее курсов и книг я узнала практические советы по выстраиванию стратегического менеджмента в модной индустрии, продвижению собственного бренда на мировом рынке, а также получила исчерпывающую информацию о том, как сезонные циклы влияют на прибыльность бизнеса. Также у нас были экскурсии в офисы и на легендарные фабрики Dolce and Gabbana и Gucci, а также перед нами выступали приглашенные звездные спикеры – например, CEO модного дома Sergio Rossi.

Во время обучения в Милане я прошла стажировку в стартапе Else Corp, который разрабатывает технологию по подбору обуви на базе искусственного интеллекта: вам нужно отсканировать ступни и алгоритм порекомендует идеально подходящую обувь. Данная технология позволяет дизайнерам кастомизировать обувь и решает насущную проблему индустрии – большое количество возвратов в электронной коммерции. В процессе стажировки я также работала над несколькими проектами по выходу на международный рынок, один из которых увенчался успехом: стартап стал партнером крупнейшего бизнес акселератора в Китае – ToJoy.


Различия модной индустрии Америки и Италии

Первое что бросается в глаза, когда вы прилетаете из Нью– Йорка в Милан – насколько все элегантно одеты. В Нью-Йорке стиль casual/athleisure – всеобщая униформа. Ты выглядишь так, как будто или идешь в спортзал, или только что вышел оттуда.

Если говорить про американский рынок моды, то он, во-первых, более самодостаточный за счет масштабов экономики и платежеспособного внутреннего спроса. Во-вторых, гораздо более динамичный и технологичный, благодаря развитию стартап-индустрии и венчурного финансирования, а также растущим запросам потребителей. К примеру, я подписана на Amazon Prime и привыкла к one-day delivery (доставке за один день). Соответственно, у меня высокие ожидания и по отношению к другим сервисам, а вся индустрия электронной торговли в США сейчас подстраивается под стандарты, заданные Джеффом Безосом (Amazon). Растут те, кто могут соответствовать этим ожиданиям, например, такие молодые компании, как Stitch Fix или sustainable fashion компания Airbird. А легендарные "динозавры", такие, как Neiman Marcus, наоборот, банкротятся.

Зато итальянские бренды – это люкс-сегмент, они имеют историю, наследие и уникальную стилистику. К тому же "Made in Italy" – бренд сам по себе. Из общения с местными дизайнерами я поняла, что итальянские, да и европейские бренды, сейчас гораздо более ориентированы на Азию, в частности на Китай. Китай на данный момент – самый большой и быстрорастущий люксовый рынок в мире. Кроме того, азиатские инвесторы активно и с энтузиазмом вкладывают средства именно в итальянские бренды.


Обучение в США: главные отличия от российского образования

Во время своего обучения в Америке, я обратила внимание на несколько моментов.

Первое – интерактивность образования в США. Любая теория объясняется на реальных примерах, зачастую на баскетболе и американском футболе (спорт очень популярен в США), ведь профессора знают, что кривую максимизации прибыли лучше объяснить на примере NBA и Леброна Джеймса, чтобы она засела в головах студентов.

Второе – гибкость выбора классов. Университеты Лиги Плюща – огромные институты с широким спектром дисциплин, можно выбирать не только то, что соответствует выбранному факультету и специальности, но и классы в других колледжах. Так, в Корнелле есть возможность выбрать из более чем 4000 направлений. Здесь я изучала все, что мне было интересно: от языков программирования SQL и Python, Computer Aided Fashion Design до прекрасных уроков по эффективному общению, развитию лидерских качеств, даже брала классы парусного спорта и сомелье.

Третье – фокус на рекрутинге. Бизнес-школы особенно ориентированы на помощь в трудоустройстве. Есть карьерный центр и студенческие клубы. Я являюсь членом High Tech Club – клуба для всех, кто подается в Tech, где мы делимся различными ресурсами, проводим мозговые штурмы, решаем кейсы. Также университет активно использует alumni network (сеть контактов выпускников). Мне очень понравилось, что при наступлении кризиса из-за Covid–19 была оперативно сделана база резюме всех студентов, кто ищет работу или стажировку, которую разослали по сети выпускников.

При этом я понимаю, что получила прекрасное бесплатное образование в России, которое открыло мне множество возможностей и служит прочным фундаментом для всех моих достижений в настоящем. И на вопрос: "Что у нас лучше, чем в Америке?", – всегда отвечаю: «Бесплатная медицина и образование».


*Лига Плюща – объединение частных университетов США (Brown University, Columbia University, Cornell University, Dartmouth College, Harvard University, University of Pennsylvania, Princeton University, Yale University)


25 июня / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ