Бизнес-образование в Гарварде глазами русской студентки

Личный опыт

АВТОР:
Елена Глухова
Forbes Russia Education Contributor
Руководитель отдела маркетинга CSL Behring, студентка Harvard Business School
Я всегда мечтала получить хорошее западное бизнес-образование. В моей картине мира оно являлось фундаментом для построения и развития успешной карьеры или собственного бизнеса. Почему? Потому что рыночная экономика там гораздо старше, чем в России, потому что хотелось поучиться у профессоров, преподававших множеству выдающихся студентов, потому что было желание выйти из зоны комфорта и расширить горизонт своего видения – завести полезные контакты с интересными людьми из различных сфер деятельности и других стран.

Но как осуществить эту мечту, если ты уже занимаешь ответственную должность в корпорации, требующую 100% отдачи, работаешь с удовольствием и не хочешь «махнуть рукой и бросить все» ради жизни в университетском общежитии, чтения книг и сдачи экзаменов?

На мой взгляд, я нашла оптимальный вариант. За год я окончила уникальную образовательную программу Бизнес-школы Гарварда Program for Leadership Development (PLD) – альтернативу классическому executive MBA. К слову сказать, в Гарварде не существует executive MBA, а PLD является «ноу-хау», которую сейчас пытаются воплотить и другие престижные вузы.
Подход к обучению: гибридный формат и кейс-метод
Фото виртуального лекционного зала с сайта www.exed.hbs.edu
Program for Leadership Development рассчитана на лидеров с опытом работы от 10 до 15 лет. Она создавалась в «гибридном» формате еще до наступления пандемии. Часть обучения студенты проходят онлайн на платформе, а часть – в виде очных модулей. Онлайн блок – это не просто вебинары или слайды с комментариями, а досконально продуманная программа с множеством интерактивных элементов, реальных практических кейсов и задач, а также с возможностью постоянно взаимодействовать с другими студентами. По прохождении каждого блока предусмотрен экзаменационный тест.

В разгар пандемии очные сессии виртуозно трансформировались в виртуальный лекционный зал, в котором каждый студент может и должен быть активным участником дискуссии. Когда студент говорит, его изображение выводится на экраны всех студентов; профессоров транслируют сразу с нескольких ракурсов, т.к. их снимает сразу несколько камер. Ощущение, как будто ты герой ток-шоу в режиме реального времени!

Меня поразило количество разнообразных дополнительных digital-инструментов, которые используются в программе. Например, платформы для проведения групповых переговоров и деловых игр, программа для отработки навыков презентации, которая с помощью искусственного интеллекта оценивает видео, предоставляет подробную обратную связь и набор полезных видеоматериалов для тренировки мастерства. Была даже платформа взаимопомощи. Интересно, что наш поток, состоящий из опытных лидеров, отметил важность умения просить о помощи. Многие считали это проявлением слабости, хотя доказано, что умение обращаться с просьбами способствует развитию человека и его контактов, укреплению репутации и, в конечном счете, росту по карьерной лестнице. Однозначно, я взяла это на заметку.

Преподавание в Гарварде очень отличается от российского. Оно полностью построено на реальных кейсах – примерах компаний, которые сталкивались с проблемами или должны были принять стратегические решения. Выбор таких примеров очень разнообразен: от семейной французской винодельни до глобальных корпораций типа Apple, IKEA, Netflix, Dropbox и др. Кстати, в 2021 году Университет отмечает 100-летие кейс-метода обучения. Вдумайтесь – первый кейс был включен в программу Гарварда в 1921 году!

Для эффективности учебного процесса важно не просто ознакомиться с ситуацией, с которой столкнулась компания, ее руководитель или собственник. Необходимо обсудить вопросы сначала в маленькой группе (от 4 до 6 человек), затем в большой аудитории на занятии, но самое главное – делать выводы из обсуждения и комментариев преподавателя уже после дискуссии. Профессора всегда стимулировали нас, чтобы мы рефлексировали и фиксировали свои выводы после каждого занятия. При таком подходе знания и выводы как будто «цементируются».

Во время разбора кейсов профессор выполняет функцию модератора группового обсуждения. 80% времени говорят студенты. «Отсидеться на задней парте», вдруг выключить камеру или не высказать своего мнения нет шансов, за этим строго следят администраторы. Очень часто на разборах кейсов устраиваются дебаты между студентами с разными точками зрения.

Еще одна «фишка» Harvard Business School – так называемый "cold call". Профессор выбирает любого студента и задает ему неожиданный вопрос, аргументированный ответ на который нужно дать сразу. Я испытала на себе и cold call, и участие в дебатах с двумя оппонентами. Незабываемый опыт!
Режим реального времени

В рамках предмета «Международная экономика» мы разбирали экономическое положение разных стран – Германии, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая и других. Это были невероятно интересные занятия, которые наглядно демонстрировали роль личности в истории развития государств, взаимосвязь экономик разных стран, учили интерпретировать текущие показатели балансов и прогнозировать будущие.

Особенно важным для меня стал разбор опыта нашего государства. Кейс «Россия» затрагивал историю 1990-2000-х годов и заставил меня перечитать книги о том времени. Я убедилась, насколько отличается взгляд Запада на происходившие в то время изменения от того, что мы переживали внутри страны, и порадовалась искреннему и живому интересу к России со стороны студентов из других стран.

Еще одной запомнившейся особенностью стало то, что нередко по окончанию обсуждения неожиданно для аудитории появлялись те самые герои кейсов, о действиях и выборах которых только что проходили жаркие прения в аудитории. «Протагонисты» кейсов давали обратную связь по дискуссии, делились впечатлениями об услышанном и отвечали на вопросы студентов. «Вау-эффект» срабатывал на все 100%!
Личное и профессиональное: особенности взаимодействия в группах
Фото Елены Глуховой: материалы для подготовки по одному модулю
На нашем потоке было более 50 человек из 22 стран. Средний возраст студентов – 39 лет. Я была единственной русской, проживающей в России. И в когорте студентов, состоящей на 50% из североамериканских учащихся, очень выделялась.

Поначалу учиться было очень тяжело – я не ожидала такого динамичного и даже немного агрессивного формата. Однако постепенно мозг перестроился и я поняла, что это и есть тот самый выход из зоны комфорта, который стимулирует рост и саморазвитие.

Практически все вечера будних дней и выходные я посвящала учебе. О развлечениях и встречах с друзьями на время пришлось забыть. Просто посмотрите на объем материалов (кейсов) для подготовки лишь по одному модулю. Не являясь носителем английского языка, я чувствовала себя пловцом-любителем, участвующим в одном заплыве с профессионалами.

В адаптации мне очень помогла моя «малая группа» из 6 человек (так называемая, Learning Group). С ней мы прошли бок о бок всю программу: встречались каждый день во время «интенсивных» модулей для подготовки и решения кейсов. Это уникальный опыт, когда люди совершенно разных профессий, возрастов и национальностей со временем становятся не просто одногруппниками, а настоящими друзьями.

Наша группа была очень разнородной и включала профессионалов из медицины, финансов, гигантских корпораций и даже ветеранов армий. Все очень отличались друг от друга по возрасту, стране происхождения, но в этом и заключается прелесть группы. Ведь каждый силен в определенных дисциплинах и делится знаниями с другими. Таким образом, получается, что вы учитесь не только у преподавателей, но и у опытных одногруппников. Конечно, очень важно, какая атмосфера и настрой сложатся в группе, насколько открытыми будут люди, насколько они готовы делиться своим профессиональным опытом.

Не могу сказать, что в нашей группе случилась «химия» с первой встречи. Для знакомства нужно было подготовить рассказ о себе и своей жизни под названием «My Leadership Journey». Мне выпало выступить первой. Свой рассказ я уложила в 7 минут, наполнила важными для меня достижениями в карьере. Попросту пересказала резюме. Каково же было мое удивление, когда другие одногруппники стали делиться личными историями о преодолении сложностей в личной жизни, тяжестях переездов в другие страны, депрессивных моментах… В результате мой рассказ оказался бездушным, не цепляющим и никак не раскрыл меня. А ведь трудностей в моей жизни было предостаточно, просто в нашей культуре не очень принято этим делиться во время первой встречи. «Холодные русские» лучше расскажут о том, чего они добились, чем о том, какой ценой им это далось. Через некоторое время мне все же удалось «поймать одну волну» с одногруппниками, они стали моей реальной поддержкой во время обучения. В конце курса мне было особенно приятно получить обратную связь от каждого их них. Я очень ценю их вклад в мое самопознание и развитие.
Не только знания, но и эмоции

Важным элементом программы является работа с коучем, задача которого – модерировать некоторые групповые сессии и вести индивидуально каждого студента. Ранее я сталкивалась с работой коучей в России и с уверенностью могу сказать, что в Гарварде испытала на себе «высший пилотаж» коучинга. Каждая сессия заставляла меня задуматься над целями и путями их достижения, критически на них посмотреть, и, вместе с тем, обогащала ценными эмоциями и уверенностью в своих силах.

Очень много внимания уделялось ментальному и эмоциональному благополучию – были сессии по осознанности (mindfulness) и даже медитациям. Нас, как лидеров, обучали важности и умению понимать, контролировать и работать со своими собственными эмоциями, ведь они передаются окружающим. Эмоции, которые «излучает» лидер, во многом влияют на продуктивность и мотивацию сотрудников. Казалось бы, такой простой, но важный вывод, о котором нужно помнить всегда.
Учеба длиной в жизнь

Для получения статуса Alumni мне еще предстоит пройти модуль на кампусе HBS и я с нетерпением его жду.

В целом, могу смело рекомендовать бизнес-школу Гарварда управленцам различного уровня. Этот университет с богатейшей историей предоставляет специалистам, нацеленным на постоянный рост и развитие, уникальные программы обучения и курсы, которые дают не только востребованные знания и навыки, но и позволяют совмещать работу и учебу.
10 ноября / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ