Program for Leadership Development рассчитана на лидеров с опытом работы от 10 до 15 лет. Она создавалась в «гибридном» формате еще до наступления пандемии. Часть обучения студенты проходят онлайн на платформе, а часть – в виде очных модулей. Онлайн блок – это не просто вебинары или слайды с комментариями, а досконально продуманная программа с множеством интерактивных элементов, реальных практических кейсов и задач, а также с возможностью постоянно взаимодействовать с другими студентами. По прохождении каждого блока предусмотрен экзаменационный тест.
В разгар пандемии очные сессии виртуозно трансформировались в виртуальный лекционный зал, в котором каждый студент может и должен быть активным участником дискуссии. Когда студент говорит, его изображение выводится на экраны всех студентов; профессоров транслируют сразу с нескольких ракурсов, т.к. их снимает сразу несколько камер. Ощущение, как будто ты герой ток-шоу в режиме реального времени!
Меня поразило количество разнообразных дополнительных digital-инструментов, которые используются в программе. Например, платформы для проведения групповых переговоров и деловых игр, программа для отработки навыков презентации, которая с помощью искусственного интеллекта оценивает видео, предоставляет подробную обратную связь и набор полезных видеоматериалов для тренировки мастерства. Была даже платформа взаимопомощи. Интересно, что наш поток, состоящий из опытных лидеров, отметил важность умения просить о помощи. Многие считали это проявлением слабости, хотя доказано, что умение обращаться с просьбами способствует развитию человека и его контактов, укреплению репутации и, в конечном счете, росту по карьерной лестнице. Однозначно, я взяла это на заметку.
Преподавание в Гарварде очень отличается от российского. Оно полностью построено на реальных кейсах – примерах компаний, которые сталкивались с проблемами или должны были принять стратегические решения. Выбор таких примеров очень разнообразен: от семейной французской винодельни до глобальных корпораций типа Apple, IKEA, Netflix, Dropbox и др. Кстати, в 2021 году Университет отмечает 100-летие кейс-метода обучения. Вдумайтесь – первый кейс был включен в программу Гарварда в 1921 году!
Для эффективности учебного процесса важно не просто ознакомиться с ситуацией, с которой столкнулась компания, ее руководитель или собственник. Необходимо обсудить вопросы сначала в маленькой группе (от 4 до 6 человек), затем в большой аудитории на занятии, но самое главное – делать выводы из обсуждения и комментариев преподавателя уже после дискуссии. Профессора всегда стимулировали нас, чтобы мы рефлексировали и фиксировали свои выводы после каждого занятия. При таком подходе знания и выводы как будто «цементируются».
Во время разбора кейсов профессор выполняет функцию модератора группового обсуждения. 80% времени говорят студенты. «Отсидеться на задней парте», вдруг выключить камеру или не высказать своего мнения нет шансов, за этим строго следят администраторы. Очень часто на разборах кейсов устраиваются дебаты между студентами с разными точками зрения.
Еще одна «фишка» Harvard Business School – так называемый "cold call". Профессор выбирает любого студента и задает ему неожиданный вопрос, аргументированный ответ на который нужно дать сразу. Я испытала на себе и cold call, и участие в дебатах с двумя оппонентами. Незабываемый опыт!