Как добиться эффекта от образования онлайн: наработки тьюторов Carfax

В смешанной (онлайн и очно) системе образовательного процесса (blended learning) есть свои тонкости, о которых родителям будет полезно узнать из первых уст.

Вместе с британской образовательной компанией Carfax, тьюторы которой давно и с успехом преподают онлайн, ищем ответы на распространенные вопросы, чтобы разобраться в нюансах такого формата обучения.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию с пандемией Валерия Барада, руководитель российского представительства британской образовательной компании Carfax, с одноименной школой в Оксфорде:

«В этом году порядок взаимодействий в обществе сильно изменился. Из-за вируса COVID-19 и Россия, и большинство стран ЕС ввели ограничения – в таком количестве, что контакты школьников с преподавателями в новых реалиях свелись к минимуму. Родителям осталось на выбор два способа стимулировать учебный процесс.

Первый – искать ребенку репетиторов (повсеместно именуемых тьюторами),
которые будут постоянно находиться с ним в одном доме. Это возможно, но педагогов, желающих работать на таких условиях, очень мало, а затраты родителей при этом будут существенны.

Второй путь – обернуть обстоятельства себе на пользу, использовать возможности, которые мы раньше не замечали. Большинство лучших тьюторов продолжает бесперебойно работать онлайн, вся польза от них весьма доступна. Преподавателям не нужно тратить время на дорогу, они не привязаны к локации. Ученикам проще держать с ними контакт. А у родителей есть возможность выбрать того, кто по профилю и психологически больше подходит их ребенку, составить удобное для семьи расписание занятий.

Мы сами готовим всех наших подопечных к поступлению в желаемые учебные заведения, а онлайн обучение является также тренингом для предстоящего общения и с директорами приемных комиссий, и виртуальных визитов в выбранные школы. К этому моменту ученики спокойно могут презентовать себя в Зуме, а это куда сложнее, чем на личной встрече, когда визуальный контакт сам собой налаживается за чашкой чая с шоколадным печеньем в кабинете директора школы
Карл Моррис, директор Carfax College в Оксфорде
«При переходе на онлайн-обучение, каждый родитель задается вопросом, способен ли его ребенок концентрироваться в новых условиях и получать максимум от занятий? Однако богатство ресурсов, которые можно предложить на дистанционном уроке, позволяет не только держать внимание ученика на время всего урока, но и сделать его еще более интересным, чем обычно. Такие уроки буквально захватывают учеников, ведь их внимание переключается из-за разнообразия приемов (например, чередования видеоматериалов, использования вместе с учителем виртуальной доски и выполнения интерактивных упражнений). Урок пролетает незаметно, а отдохнуть можно сразу после выключения компьютера. Тем не менее, родителям и их ученикам необходимо позаботиться о том, чтобы уроки проходили максимально эффективно и подготовить «класс», ведь учитель присутствует только на экране – на обстановку в вашем доме он повлиять не может.»
Как родителям правильно организовать онлайн-обучение, чтобы ребенку было комфортно? Возможно ли дисциплинировать ученика во время уроков онлайн?
Доминик Фогг возглавляет команду тьюторов учебного центра Carfax в Лондоне, тьютор в области гуманитарных дисциплин, специалист по индивидуальной подготовке к экзамену 11+ для поступления в лучшие независимые школы Британии.
Лучшее, что можно придумать в условиях онлайна, – составить расписание и организовать место домашних занятий так, чтобы было максимально похоже на школу. Желательно, чтобы дети учились не в той комнате, где проводят досуг. Если это невозможно, то перед началом урока меняйте им обстановку: поставьте маркерную доску так, чтобы загородить игрушки, другие отвлекающие предметы закройте растениями в кадках (их можно поставить на специальные дощечки с колесиками). В «виртуальную школу» нужно соответствующе одеться – не в форму, но и не в пижаму. Научные исследования доказали, что дресс-код повышает дисциплину и концентрацию внимания. По моему опыту, он сильно влияет на отношение к занятиям и их продуктивность.

Теперь про оборудование для уроков. Хороший тьютор подскажет, что удобнее. В компьютере, веб-камере и планшете установите настройки приватности так, как удобно вам. Если ребенок еще мал, запирайте от него оборудование на ключ и доставайте только на время занятий. Ну и главный фокус – начав электронное обучение, объявите, что в течение тридцати ближайших дней любыми гаджетами можно будет пользоваться только во время уроков и подготовки домашнего задания. Каждый раз, когда я предлагал такой подход (а родителям хватало воли его воплотить – предложить всегда проще, чем сделать), ребенок начинал читать более серьезные книги и получал более высокие оценки на тестах. Каждый раз! В качестве компенсации можете придумать дела, которые будут мотивировать ребенка как можно чаще выходить на улицу – сейчас важно поощрять любую физическую активность и контакт с природой, для развития личности это не менее важно, чем академические знания.
Как добиться концентрации внимания?
Даниэл Фриман, тьютор в области гуманитарных наук московского офиса Carfax. В Оксфордском университете изучал античную историю. Готовит к поступлению в британские школы и к экзаменам A-level. Занимается и с детьми с четырех лет, и со взрослыми. Локдаун проводит в Москве.
В начале каждого урока тьютор должен предупреждать о конечной цели занятия – как бы построить мост, по которому сознание ученика проведет его к результату. Родители очень помогут тьютору, если на время занятий уберут из поля зрения ребенка телефон – каждое уведомление, даже если на него не отвечать, мгновенно отвлекает и нарушает ход урока. Кстати, поинтересуйтесь, что ваше дитя делает в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Не предлагайте ему игры и занятия сами, а поучаствуйте в тех, что выбрал он, – это будет оценено. Но прежде, чем устанавливать правила и ограничения, поговорите с ребенком, выслушайте его точку зрения.
Даниэл Фриман, тьютор в области гуманитарных наук московского офиса Carfax
Как изучать химию, физику и биологию, не имея возможности проводить опыты в классе?
Дюк Ву, тьютор учебного центра Carfax в Дубае. Окончил Кембриджский университет, где изучал астрофизику. Преподает математику, естественные науки, IT, робототехнику, экономику. Успешно готовит детей к вступительным экзаменам, GCSE, A-level и к диплому IB, репетирует интервью по естественным наукам в Кембриджском университете.
Чтобы понять, как работает наука, нужны факты – а их дают эксперименты. В школе для этого есть оборудование и обучающие методики проведения опытов, в домашних условиях многое повторять небезопасно. Но существуют онлайн-симуляторы. Например, Phet Colorado – с его помощью всю цепочку (изучение теории, постановка опыта, сбор и анализ результатов) можно пройти на компьютере или планшете. Но некоторые опыты все-таки можно провести и дома. Например, отклонить в сторону поток льющейся из крана воды с помощью статического электричества. Или изучить факторы, влияющие на фотосинтез. А потом, онлайн, обсудить ход эксперимента и написать отчет. Даже хорошо, что это случится после завершения опыта – ребенок будет в ходе эксперимента лучше запоминать детали и готовиться к последующему анализу.
Возможно ли избежать технических сбоев, добиться эмпатии и достоверного контроля знаний при удаленном обучении?
Джессика Джонс, имеет диплом Оксфордского университета по биологии. Готовит детей к поступлению в британские школы, репетирует собеседования, дает советы по написанию мотивационного письма. Работает в офисе Carfax в Монако.
Технические проблемы случаются и в классе – современные школы оснащены экранами, проекторами, прочим сложным оборудованием, которое иногда может подвести педагога. Когда преподаешь из дома ученику, который тоже сидит дома, надо настроить механизм демонстрации через Zoom таблиц, диаграмм и изображений – это не сложнее, чем включить в классе проектор. Немного труднее наладить стопроцентную связь с сознанием ребенка. Тьюторинг – ценная, дорогая услуга именно потому, что тет-а-тет ребенку проще делиться своими идеями и задавать вопросы по ходу объяснения, в результате чего учитель понимает, насколько хорошо он донес информацию. Поэтому сейчас я больше обсуждаю с учениками свежие новости биологии, нахожу темы, которые конкретному ребенку интересны, даю возможность изложить мне свои соображения. Это важно, потому что в онлайн много времени уходит на то, чтобы установить профессиональные отношения, приучить новичка к атмосфере научной дискуссии, а это важно для максимального погружения в материал. И не надо стесняться – пусть ребенок почувствует, что общение через интернет не совсем комфортно не только ему, но и учителю. Не исключено, что с его стороны будут выдвинуты ценнейшие рацпредложения. То, что мы считали временным неудобством, похоже, с нами останется надолго – следовательно, надо настраивать не только технику, но и коммуникативные приемы обратной связи, чтобы ребенок не считал тьютора еще одним видеоизбражением на экране или в ленте соцсетей, не требующим повышенного внимания и постоянного, ответственного, вовлеченного интерактива.
Сайт: www.carfax-education.ru
WhatsApp: +7 916 4412338
Москва: +7 495 7754260
Лондон: +44 20 7927 6200
Оксфорд: +44 1865 520521
Дубай: +971 4 438 5276
Монако: +377 98 80 11 80
E-mail: enquiries.ru@carfax-education.com
1 декабря / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ