Такие школы выполняют три функции. Первая – исследования: теоретические, экспериментальные, включающие сравнительный анализ городов и стран. Они являются базисом для прикладных исследований и прорывных разработок в рамках R&D проектов
(Research and development, пер.англ. исследования и разработки), от проектирования общественных пространств на основе вовлечения горожан или
использования больших данных в управлении до целостной концепции развития города. Так, школы урбанистики российских городов, находящихся в регионах с холодным климатом могли бы разработать
стратегию использования ресурса зимы.
Во-вторых, школы урбанистики готовят профессионалов, развивающих город из разных позиций: государственных управленцев, предпринимателей, консультантов. Кроме подготовки профессиональных урбанистов, необходим также пакет узконаправленных программ: городское фермерство, big data (большие данные) для городов, городское освещение и так далее. Если раньше программы такого типа были в узкопрофильных вузах, то сейчас очевидно, что любая узкая образовательная программа должна исходить из более широкой рамки.
Наконец, школы урбанистики работают как площадки для обсуждения проблем и возможностей города, которые собирает представителей правительства, индустрии, СМИ, общественных организаций. Каждому городу необходима такая "урбанистическая комната" (заимствуя понятие Сэра Терри Фэррела, британского архитектора и урбаниста), где город будет обсуждать свое будущее.