Искусство воспитания лидеров: почему детям из состоятельных семей нужен особый подход

Воспитание ребенка — ответственная и непростая задача для каждой семьи. Большинство родителей задаются вопросом, как корректно выстроить отношения с детьми, привить им правильные ценности и обеспечить образование, гарантирующее успешное будущее. Состоятельные семьи не исключение. Как отмечает основатель швейцарской частной школы Copperfield International School Verbier доктор Хью МакКормик, воспитание детей из обеспеченных семей имеет свою специфику и требует особого подхода.

В Copperfield International School Verbier учатся наследники многомиллионных состояний, члены аристократических семей с многовековой историей, дети успешных предпринимателей и бизнесменов. Будучи элитной школой Швейцарии, Copperfield гарантирует звездный состав преподавателей, насыщенную учебную программу, удобный и безопасный кампус в окружении величественной альпийской природы, разнообразие внеклассной деятельности и ежедневные занятия спортом на открытом воздухе. Школа входит в группу Dukes Education, выпускники которой поступают в самые престижные вузы мира. Но привлекательной для состоятельных семей школу делает не только это. Copperfield International School Verbier обладает опытом и экспертизой в обучении детей из высших слоев общества, а главная ее цель — помочь своим подопечным найти путь в жизни и стать яркими звездами на небосклоне семейной истории.

Мы поговорили с преподавателями школы об особенностях обучения детей из обеспеченных семей, трудностях, с которыми могут столкнуться родители, и том, как помочь ребенку стать счастливым и успешным.
Мотивация учиться
Как считает Фил Харт, руководитель средней школы в Copperfield International School Verbier, одно из самых распространенных затруднений, возникающих при обучении детей из состоятельных семей, — недостаточная мотивация к обучению. Традиционный аргумент родителей в пользу учебы остается неизменным на протяжении многих десятилетий: хорошее образование необходимо для успешной карьеры и благополучного будущего. Но в состоятельных семьях такой подход не работает, ведь возможности поступить в хороший университет и получить высокооплачиваемую работу, как правило, заведомо обеспечены ресурсами семьи, даже если ребенок не усердствует в получении знаний.

Задача школы — убедить учеников в важности образования и помочь им поддерживать внутреннюю мотивацию на протяжении всего обучения. «Нужно донести до детей (и родителей) тот факт, что качественное образование – не только и не столько про изученный на уроках материал. Оно в равной степени связано с поиском себя, определением того, кем ты хочешь стать в будущем, и целенаправленной, осознанной работой в этом направлении», — подчеркивает Харт. По убеждению доктора МакКормика, небольшие учебные учреждения лучше справляются с задачей воспитания наследников. В таких школах, как Copperfield International School Verbier, абсолютно все персонализировано, каждому студенту уделяется беспрецедентное внимание. Тьюторы и преподаватели направляют и поддерживают детей на пути саморазвития, помогают им находить вдохновляющие цели, учат добиваться поставленных задач и не бросать задуманное на полпути.
Специализация и широкий кругозор
Поиску и развитию талантов учеников способствует и система Международного Бакалавриата (IB), доступная студентам старших классов Copperfield International School Verbier наряду с A-level. Неспроста диплом IB считается одним из самых престижных в мире, ведь учебная программа международного бакалавриата очень требовательна к студентам. Здесь нельзя ограничиться изучением двух-трех профильных предметов — у каждого выпускника должен быть широкий кругозор и глубокие знания в самых разных областях: математике, естественных науках, гуманитарных предметах, искусстве, языках. «Даже если студент уже в 15 лет знает, что будет инженером, мы хотим, чтобы он мог рассуждать о литературе, истории, поэзии, общаться на нескольких языках, понимал особенности различных культур, философские концепции и политические системы. И IB этому способствует лучше, чем любая другая система обучения в мире», — говорит доктор МакКормик.

В Copperfield International School Verbier широкий выбор предметов для учащихся старших классов — их более двадцати. Благодаря такому разнообразию они получают больше возможностей для развития своих интересов. «Когда студенты находят то, чем по-настоящему увлечены, они очень усердно работают. Как следствие, достигают высоких результатов, и это помогает их самооценке, развивает целеустремленность, — рассказывает доктор МакКормик, — наша программа включает огромный спектр предметов и видов деятельности, а люди, работающие у нас, очень увлечены своим делом. Неудивительно, что каждый студент достаточно быстро находит три-четыре и более областей, которые ему в высшей степени интересны. Нашим детям очень важно найти собственную страсть, свой путь. Кстати, по моему опыту, он нередко пролегает за пределами бизнеса — в артистической сфере, спорте, изучении языков, фотографии, кинематографе или, например, психологии».
Психологическая поддержка
Принадлежность к привилегированной семье, безусловно, привносит в жизнь роскошь и гламур, но также накладывает тяжелое бремя ответственности. «С одной стороны, будучи ребенком из обеспеченной семьи, вы понимаете, что никогда не столкнетесь с экономическими трудностями, поджидающими большинство людей на планете. Но это не приносит облегчения. Напротив, вы задаетесь вопросами «Не потеряю ли я эти деньги?», «Вдруг я приму неправильные решения?», «Не окажусь ли я тем человеком, который все испортит?», — поясняет доктор МакКормик. Успешные и влиятельные родители, часто сами того не желая, оказывают на детей огромное давление, задавая своим примером слишком высокую планку. Эстель Ройг, руководитель отдела поддержки и благополучия студентов в Copperfield International School Verbier, рассказывает, что некоторые ученики школы чувствуют себя обязанными демонстрировать исключительные результаты в академической, общественной и профессиональной жизни. Такие нереалистичные ожидания приводят к чрезмерному стрессу, тревожности и постоянному страху потерпеть неудачу.

В этой ситуации задача школы — создать развивающую атмосферу, свободную от внешнего давления. «Мы как школа несем ответственность за то, чтобы каждый наш студент нашел свой путь и блистал собственными талантами на страницах семейной истории. Для этого первым делом мы даем ученикам понять, что видим в каждом из них самостоятельную личность, а не отражение семьи. Мы ценим и развиваем их сильные стороны и таланты. Мы смещаем фокус с формальных маркеров успеха на внутреннее стремление к саморазвитию и упорство в достижении целей». Благодаря тщательно продуманной и очень персонализированной системе студенты получают поддержку не только от менторов, преподавателей и школьных психологов, но и от общения друг с другом.

По мнению доктора МакКормика, важную роль играет то, что все ученики школы относятся к одному социальному классу и сталкиваются со схожими трудностями. Им проще преодолевать их, получая поддержку сверстников и чувствуя себя частью сообщества: «Наверное, это прозвучит очень странно для обычного человека, но я могу себе представить, что, когда у твоей семьи есть яхта, но ни у кого из твоих друзей ее нет, это может вызывать трудности в общении и напряжение. Некоторые молодые люди хвастаются своим богатством, но большинство хотят вписаться в сообщество. В этом смысле здорово, когда у ваших друзей тоже есть яхта или суперъяхта. Вы можете быть на одной волне. Мы хотим, чтобы дети росли в разносторонней и сбалансированной среде. Им нужно взаимодействовать с другими людьми, найти свой круг общения».
Социальная ответственность
Детям из состоятельных семей может быть сложно осознать истинную ценность доступного им образа жизни: благополучие воспринимается как что-то само собой разумеющееся, ведь они всегда находились в достатке, безопасности и комфорте. Эксперты сходятся во мнении, что такая неосведомленность о реальных проблемах и существующих в мире различиях может обернуться проблемами в будущем. Чтобы расширить горизонты мышления и развить эмпатию у своих подопечных, престижные школы-пансионы стремятся привлекать студентов к благотворительной деятельности, глобальным волонтерским проектам и обмену опытом с детьми из других социальных слоев.

По мнению руководителя программы IB Copperfield International School Verbier Оливера Райли, поиск своей роли в семейной истории неотделим от ответственности, которую дает детям их привилегированное положение. Он убежден, что школа должна привить ученикам стремление делать мир лучше: «Мы хотим, чтобы наши студенты ценили свое положение и возможности, понимали, что они инженеры не только собственной жизни, но и лучшего мира для других людей. Дети, приходящие к нам в школу, поначалу могут не видеть свою роль с этого ракурса, но ни один выпускник не уйдет от нас в неведении».

Школа прилагает немало усилий для формирования у студентов чувства социальной ответственности: в рамках обучения на программах IGCSE, A-level и IB они проходят основы экономики развития, обсуждают мировые проблемы и перспективы на внеклассных мероприятиях с приглашенными спикерами, а также участвуют в волонтерских активностях. «Мы считаем очень важным вовлекать студентов в общественную деятельность, поскольку такого рода занятия помогают развить чувство ответственности, найти созидательную цель и внести позитивный вклад в семейную историю», — говорит Ройг.
Самостоятельность и свобода
Принадлежность к известной семье сильно ограничивает свободу, поскольку приходится думать о безопасности. Передвижения между домом и школой возможны только на автомобиле с персональным водителем, а в общественных пространствах нередко требуется охрана. В условиях таких жестких ограничений у ребенка нет возможности развивать самостоятельность, учиться принимать решения и планировать собственный день (и жизнь).

Обучение в частных школах-пансионах Швейцарии или Великобритании на протяжении многих десятилетий помогает избегать подобных проблем. «Один из предметов гордости Copperfield International School Verbier — независимость и самостоятельность, которые мы можем дать всем студентам», — поясняет Райли. Швейцария знаменита высоким уровнем безопасности, а Вербье в особенности. Школа находится в закрытой пешеходной зоне возле небольшой альпийской деревни, где все знают друг друга. Дети могут жить нормальной жизнью и свободно перемещаться в пределах деревни. Студенты ездят от кампуса до учебного здания на велосипедах, встречаются с друзьями после уроков, проводят вместе время на свежем воздухе, занимаются спортом. «Результатом такой свободы становятся невероятная активность и инициативность в среде учеников. Они придумывают и запускают студенческие стартапы, благотворительные проекты, с энтузиазмом занимаются самыми разными хобби — от верховой езды до скоростного спуска на горных велосипедах», — рассказывает Райли. Нет здесь и проблем с зависимостью от гаджетов — студенты предпочитают заниматься более увлекательными делами.
Советы родителям от экспертов Copperfield International School Verbier
Не будьте слишком требовательны к себе. Вы не должны быть идеальным родителем. Идеальных родителей не существует. Ошибки неизбежны, и они нужны. Ваша задача — показать ребенку, что значит быть взрослым, а для этого нужно быть настоящим, реалистичным примером. Иногда вы будете ссориться и спорить, и это нормально. Помните, что ребенку очень сложно (практически невозможно) не любить своих родителей.

Мир — непростое место: в своей жизни ваш ребенок встретится с людьми, которые будут его поддерживать, но, к сожалению, большинство постарается использовать его в своих целях. Для того чтобы успешно жить в этом мире, детям нужна реалистичная, а не идеальная картина того, как все устроено. Будьте искренны.

Хью МакКормик, основатель школы Copperfield International School Verbier
Мой совет родителям — не беспокойтесь и не нервничайте. Не существует единственно «правильного» способа воспитывать и учить детей.

Говоря это, конечно, мне бы хотелось, чтобы родители стремились привить детям базовые ценности, такие как доброта и эмпатия. По моему опыту, лучшее, что могут сделать состоятельные семьи, — помочь детям осознать ценность своего привилегированного положения и связанные с ним права и обязательства.

Фил Харт, руководитель средней школы Copperfield International School Verbier
Мы развиваемся, преодолевая трудности. Преимущество состоятельных родителей в том, что их дети очень часто могут сами выбирать, с какими именно вызовами они будут иметь дело в своей жизни. Поэтому мой совет — создавать для детей ситуации, требующие саморазвития и поиска ответов. Вызовы, с которыми мы сталкиваемся в детстве, и то, как их преодолеваем, оказывают огромное влияние на нашу последующую жизнь. Детские достижения становятся источником силы, надежды и смелости на многие годы.

Оливер Райли, руководитель IB-программ в Copperfield International School Verbier
Принимайте и цените индивидуальность вашего ребенка отдельно от семейного бэкграунда. Поощряйте его увлечения, интересы и таланты.

Взращивайте внутреннюю мотивацию: цените не формальные достижения, а стремление к познанию, упорство и личностное развитие.

Формируйте чувство благодарности и социальную ответственность: научите детей ценить имеющиеся возможности, поощряйте доброту и сострадание. Помогите им понять, что жизненный путь каждого человека уникален.

Создавайте поддерживающую атмосферу в семье, основанную на любви, понимании и открытом общении. Дети должны иметь возможность выражать свои мысли и чувства без страха критики и осуждения.

Эстель Ройг, руководитель отдела поддержки и благополучия студентов в Copperfield International School Verbier
Стремитесь дать разностороннее образование, не ограничивающееся академическими знаниями. Хвалите детей за участие во внеклассной деятельности, занятия спортом и искусством, увлечение культурой.
Принимайте и цените индивидуальность вашего ребенка отдельно от семейного бэкграунда. Поощряйте его увлечения, интересы и таланты.

Взращивайте внутреннюю мотивацию: цените не формальные достижения, а стремление к познанию, упорство и личностное развитие.

Формируйте чувство благодарности и социальную ответственность: научите детей ценить имеющиеся возможности, поощряйте доброту и сострадание. Помогите им понять, что жизненный путь каждого человека уникален.

Создавайте поддерживающую атмосферу в семье, основанную на любви, понимании и открытом общении. Дети должны иметь возможность выражать свои мысли и чувства без страха критики и осуждения.

Стремитесь дать разностороннее образование, не ограничивающееся академическими знаниями. Хвалите детей за участие во внеклассной деятельности, занятия спортом и искусством, увлечение культурой.

Эстель Ройг, руководитель отдела поддержки и благополучия студентов в Copperfield International School Verbier
*реклама, DUKES EDUCATION GROUP LTD
4CQwVszH9pUjq6Jnb1y
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ