Cмелость быть собой. Как и чему учат в элитной швейцарской школе Copperfield International School Verbier

На протяжении многих десятилетий Швейцария ассоциируется с элитным образованием. Ни для кого не секрет, что в частных школах-пансионах этой страны учатся наследники аристократических семей, дети миллиардеров и влиятельных людей со всех концов света.

Мы поговорили с основателем престижной швейцарской школы Copperfield International School Verbier доктором Хью МакКормиком о том, почему состоятельные семьи выбирают образование в Copperfield International Verbier, как обучение в Швейцарии меняет жизнь ребенка и чем студенты из России отличаются от своих одноклассников из других стран.
Хью МакКормик, обладатель ученой степени Оксфордского университета, уже более 15 лет занимается образованием: был преподавателем в Оксфорде, работал в школах Хэроу и Севеноукс, получил степень в сфере образования в Кембриджском университете. Переехав в Швейцарию, доктор МакКормик открыл международную школу Copperfield International School Verbier. Школа вошла в престижную группу Dukes Education, известную высоким качеством своих выпускников, продолжающих обучение в лучших университетах мира.
В Copperfield учатся дети из семей с очень высоким уровнем дохода. Что их привлекает в школе? И что отличает Copperfield International Verbier от других топовых школ Швейцарии?
И третья особенность — спорт на открытом воздухе. Мы единственная в мире школа, расположенная в непосредственной близости с горнолыжной трассой. В других швейцарских школах приходится тратить один или два часа учебного времени, чтобы загрузить оборудование в автобус, доехать, разгрузиться и добраться до трассы на подъемнике. От нашей школы до спуска всего 26 шагов.

Итак, три особенности: безопасность, по-настоящему персонализированное обучение с тьюторским сопровождением и спорт на открытом воздухе летом и зимой.

Существует несколько компонентов, которые условно можно поделить

на окружение и содержание. Во-первых, ученик приходит туда, где приятно, где красиво, где вкусно пахнет, где не страшно находиться, — это окружение. Во-вторых, среда — это те, с кем ребенок находится рядом, и здесь уже более сложный вопрос. С одной стороны, коллектив наставников-педагогов, а с другой — сами дети. Мы, несомненно, можем влиять на среду учителей и на этапе подбора, и при развитии педагогической культуры, но можем ли мы влиять на среду школьников? Конечно, так как самое важное – то, что в школе происходит, чем она живет, чем дышит. Думаю, школа должна прозрачно излагать концепцию своей среды, чтобы привлекать тех, кому она подходит, единомышленников. Новым семьям и учителям я всегда говорю: «Нам важно убедиться, что мы — именно то, что вы ищете, потому что не будет ничего хуже, если вы придете и поймете, что школа не соответствует ожиданиям».
Как вам удается гарантировать высокий уровень безопасности, не отгораживаясь от окружающего мира стенами и вооруженной охраной?
Швейцария — очень безопасная страна. Пригород и сельская местность считаются более безопасными, чем города, а альпийские деревни безопаснее, чем пригород. Наша школа расположена в пешеходной зоне на горнолыжном склоне возле альпийской деревни Вербье. Многие семьи видят в этом огромное преимущество.

В других точках земного шара им часто нужны телохранители, шоферы и многоуровневая охрана. Здесь, в Вербье, в этом нет необходимости. Дети могут жить нормальной жизнью и свободно перемещаться в пределах деревни. Круглый год: и зимой, когда все в снегу, и летом, когда можно ездить в школу на велосипеде, ходить в бассейн или на теннисные корты с друзьями. Причем это относится даже к десятилетним детям.

Вербье — маленькая деревня, здесь все знают друг друга. Если появится посторонний человек, его сразу же заметят. Поэтому у детей есть свобода передвижений в пределах деревни. И это очень сильно улучшает их жизнь, особенно если говорить о семьях из развивающихся стран. Знаете, в Стамбуле для перемещений по городу нужен водитель. А когда ваш ребенок едет с водителем в таком оживленном мегаполисе, есть основания для опасений. А еще приходится беспокоиться о том, что мог задумать сам ребенок. Так вот, в Вербье дети просто не могут попасть в неприятности. Местный бармен не нальет им пиво, даже если они покажут фальшивое удостоверение личности, потому что он в курсе, что они ученики школы Copperfield и им нет 18 лет.

И поскольку мы знаем, что здесь у детей нет возможности совершать опасные ошибки, мы можем дать им свободу совершать полезные ошибки.
Вы упоминали, что спорт и активный образ жизни – важная часть школьной программы. Можете рассказать подробнее?
Да, это наше огромное преимущество. Зимой можно кататься на лыжах, сноуборде, ходить на снегоступах и в пешие прогулки. Вне лыжного сезона — ездить на горном и шоссейном велосипеде, заниматься верховой ездой, теннисом, гольфом, плаванием, альпинизмом, скалолазанием. У нас есть программа для детей, желающих кататься на лыжах круглый год. На швейцарских ледниках даже в июле можно заниматься горнолыжным спортом.

Многие люди хотят, чтобы их ребенок вел здоровый образ жизни. Я, безусловно, тоже хочу этого для своего сына.

Здесь, в альпийской деревне, дети круглый год проводят время на свежем воздухе, занимаются спортом. У нас нет студентов с избыточным весом. У нас нет студентов, которые проводят много времени с гаджетами. Они заняты другими делами. Я убежден, что дети сидят в телефоне или компьютере только тогда, когда им больше нечем заняться, если они оказались взаперти и не могут проводить время с друзьями.

Оказавшись у нас, вы сразу заметите, что наши ученики румяные, они сияют, у них здоровый цвет лица, потому что они много времени проводят на свежем воздухе, занимаются спортом, встречаются с друзьями, а не сидят за компьютерами или телефонами.
Удается ли ребятам найти друзей на всю жизнь за время учебы?
Им действительно удается найти себе друзей, причем друзей из своего социально-экономического круга, разделяющих схожие интересы. Попробую привести один очень наглядный пример из недавнего прошлого.

Я знаю, что семьи нескольких наших учеников вместе катались на яхтах в Карибском море. Они договорились встретиться в определенной точке, и дети переходили с яхты на яхту, вместе плавали и катались на гидроциклах. И это замечательно. Наверное, это прозвучит очень странно для обычного человека, но я могу себе представить, что, когда у твоей семьи есть яхта, но ни у кого из твоих друзей ее нет, это может вызывать трудности в общении и напряжение. Некоторые молодые люди хвастаются своим богатством, но большинство хотят вписаться в сообщество. В этом смысле, когда у ваших друзей тоже есть яхта или суперяхта, это здорово. Вы можете быть на одной волне.

Родители тоже начинают дружить друг с другом и вместе катаются на лыжах или ходят на яхтах. Для многих из этих людей быть частью дружеского сообщества — это очень сложная, практически недостижимая задача из-за их богатства и статуса. Они довольно одиноки большую часть времени. Рядом только семья и персонал.

А мы хотим, чтобы дети росли в разносторонней и сбалансированной среде. Им нужно взаимодействовать с другими людьми, найти свой круг общения.
Можете рассказать, какие качества школа Copperfield стремится воспитывать в своих учениках?
Девиз школы: «Смелость быть несовершенным». Я думаю, это как раз отражает суть того, какими мы видим своих выпускников. Речь идет о принятии того факта, что все мы неидеальны. И ключевой вопрос тогда: «Что мы будем с этим делать?» Ты можешь сидеть и жаловаться, что что-то пошло не так, можешь обвинять в этом других или винить себя и быть из-за этого несчастным. Либо ты можешь думать о возможностях. Окей, что-то пошло не так, но это нормально. Такое случается, когда ты пробуешь новое, ищешь нестандартные решения, рискуешь. Мы хотим, чтобы наши студенты шли на риск. Мы делаем то, что не очень хорошо получается у большинства других школ, — мы учим детей не бояться ошибок, а учиться на них.

И в дополнение к этому нужно чертовски много мужества, чтобы признать, что ты совершил ошибку. И чем заметнее эта ошибка, чем больше людей о ней знают, тем сильнее искушение переложить вину на других, не брать на себя ответственность. Но только взяв на себя ответственность, ты становишься лучше. Если мы совершаем ошибки, а затем обвиняем других, мы не разбираемся с источником проблемы, не развиваемся.

Мне кажется, что, если молодой человек в юном возрасте научился следовать этой философии, он будет постоянно самосовершенствоваться. И в итоге станет очень хорошим человеком, отличным командным игроком — человеком, в котором все признают лидера. Этот подход формирует лидеров, потому что они признают свои ошибки, а затем говорят: «Что мы можем с этим сделать?» Это вдохновляющий человек, реалистичный человек, с которым хочется работать.
В вашей школе представлено более 30 национальностей. Большинство учеников – европейцы, но также есть дети из Азии и Латинской Америки. С учетом такого разнообразия культур бывают ли недопонимания или конфликты между учениками?
Нет. И причина очень простая — небольшое число учеников. В следующем году у нас будет чуть более 100 студентов.

У детей бывают трудности друг с другом. В большой школе можно с кем-то поссориться или поспорить, можно случайно кого-то обидеть, а потом просто избегать. Когда в вашей возрастной группе учатся еще 200 человек, вы можете легко игнорировать определенных людей до тех пор, пока не закончите обучение. Меня в этой ситуации беспокоит то, что студенты не учатся решать проблемы и преодолевать разногласия.

Возвращаясь к «смелости быть несовершенным»… У студентов неизбежно будут разногласия, и они будут совершать ошибки, в том числе во взаимодействии друг с другом и с другими культурами. И вопрос: что тогда происходит? В маленькой школе вам приходится искать общий язык. И тогда вы понимаете, что у вас гораздо больше общего.

Культура нашей школы в этом отношении настолько сильна, что ученики почти не допускают ошибок, ведущих к культурным столкновениям. Мы по определению очень мультикультурная группа, объединяющая разные национальности, языки и происхождение.
Вы работали с ребятами из множества стран. Опираясь на ваш опыт, можете ли назвать какие-то особенные черты, характерные для российских студентов, отличающие их от других национальностей?
Наверное, вас это удивит. Студенты из России кажутся мне чувствительными и достаточно сентиментальными. Я очень люблю русскую литературу, много читал Толстого. И после прочтения русских романов XIX и XX веков я не был удивлен, когда обнаружил, что русские студенты чувствительны. У них есть сильная потребность установить связь и общаться со старшим поколением.

Русским студентам важно иметь хорошие отношения с учителем. Приведу пример. В Харроу я преподавал политику и экономику нескольким 16–18-летним русским мальчикам. И именно они были в числе тех, кто задерживался в конце урока, чтобы поговорить. Например, после урока макроэкономики они могли остаться, чтобы обсудить со мной инвестиции в фондовый рынок, предпринимательство или получение степени MBA. Они хотели человеческого общения, обмена мнениями с преподавателем, будь то сдержанный предмет, как математика или экономика, или более эмоционально заряженный, как драма или литература. Это, конечно, мотивирует учителя.

Для меня как для британца, уже некоторое время живущего в Швейцарии, это привносит свежий взгляд в класс. Сейчас в мире происходят большие политические события. Всегда есть искушение обобщить, навешать ярлыки на всех, кто потенциально связан с этими событиями. Но на самом деле, когда вы разговариваете с людьми из разных культур и слышите их истории, понимаете, что за любым большим событием в истории человечества скрывается множество совершенно разных нарративов. И чем старше я становлюсь, тем меньше меня интересуют политические события и тем больше интересуют люди, находящиеся со мной в одной комнате.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы поступить в Copperfield? Насколько это сложный и долгий процесс?
Если зайти на наш веб-сайт, можно найти всю необходимую информацию о поступлении. Все очень просто. Достаточно отправить электронное письмо на адрес: info@copperfield.education, и довольно быстро вы окажетесь на видеозвонке со мной.

Я очень серьезно отношусь к процессу поступления. Для меня важно встретиться с каждым нашим потенциальным студентом и его семьей. Мы хорошо знакомы с нашими учениками и семьями. Copperfield не та школа, где директор сидит в далеком, труднодоступном кабинете. У родителей есть мой номер телефона. И если они хотят о чем-то поговорить, они пишут мне или просто берут трубку и звонят. И это часть нашего обязательства — обеспечить максимально индивидуальный подход.

Мы хотим, чтобы для семьи опыт взаимодействия с нами был таким же, как для ребенка: очень персонализированным и понятным. Вас не заставят ждать неделями, не придется заполнять множество документов. Мы хотим встретиться с вами, поговорить, познакомиться.

Мы будем рады обучать вашего ребенка и хотим, чтобы влияние, которое мы окажем на вашу семью, принесло максимум пользы.
*реклама, DUKES EDUCATION GROUP LTD
4CQwVszH9pUjpsDmGa1
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ