Как показывает статистика «ЕГЭ-Центра», год от года в школу поступает на 5–10% больше заявок на программу экстерна. Это говорит если не о росте, то как минимум об устойчивом интересе родителей и учащихся к возможности сэкономить от 6 до 12 месяцев школьной жизни. Это объяснимо: нередко к выпускным классам учащиеся уже определились с приоритетами и своими дальнейшими академическими и профессиональными треками.
На
программы экстерна записываются разные ученики: кто-то профессионально занимается спортом и нуждается в гибкости расписания и большем количестве свободного времени, кто-то занимается искусством и испытывает те же потребности. Такой путь выбирают и те, кто просто хочет оставить в запасе большой временной промежуток для усиленной подготовки к ЕГЭ, профессионального самоопределения или работы над поступлением в зарубежный вуз. Иными словами, ключевая причина — желание выкроить время и поскорее освоить школьную программу. Но главное, что должен понимать будущий ученик экстерната, — такая программа требует больших вложений собственных сил, высокой степени ответственности и дисциплины.
В «ЕГЭ-Центре» подошли к проблеме гибко: в обязательном фокусе обучения у школьников остаются лишь необходимые им предметы (русский язык, математика и профильные дисциплины), которые потребуются при поступлении. Все остальное изучается на базовом уровне, достаточном для прохождения аттестаций.
Такой подход может слегка напугать родителей, считают в школе. Ведь получается, что в старшей школе их ребенок пройдет мимо большей части предметов. Но эти опасения напрасны. Гаврилюк подчеркивает, что общеобразовательный курс заканчивается в 9-м классе, а в старшей школе программа устроена таким образом, что в ней закрепляются уже пройденные темы. Исключением является лишь математика, но те темы, которые появляются в 10-11-м классе, необходимы для успешной сдачи ЕГЭ и в обязательном порядке изучаются в рамках подготовки к экзамену. Так что об эрудиции переживать не приходится. Более того, кругозор формируется через позитивную мотивацию, увлеченность и любознательность. Если к 10-му классу в ребенке, мечтающем стать инженером, не появился интерес к литературе, то естественным образом возникает вопрос о ее целесообразности. Часы, выделяемые на словесность в традиционной школе, могут быть использованы с большей эффективностью и интересом.