В процессе обучения человек сталкивается со сложностями, которые могут привести к снижению мотивации. Среди них:
- потеря интереса к обучению,
- возникновение первых препятствий,
- отсутствие мотивирующего или поддерживающего окружения,
- некомфортная образовательная среда,
- сложности с самоорганизацией.
Чаще всего эти проблемы связаны не с форматом обучения, а вызваны особенностями обучения взрослых. Чтобы справиться с трудностями, важно понимать, как работает человеческий мозг и что именно происходит с нами в такие моменты. Рассмотрим пару факторов и способы работы с ними:
1. Любопытство как один из мотиваторов развития человека. Когда нам становится что-то интересно, мы готовы действовать и преодолевать трудности на пути. Когда появляется новый инструмент, способный облегчить нашу работу, мы хотим поскорее его освоить. Но если в начале обучения все ново, то со временем интерес естественным образом снижается. В такие моменты есть риск переключиться на что-то более интересное и простое для восприятия. Ведь любопытство подкрепляется дофамином, который намного легче вырабатывается в процессе развлечения. Поэтому Netflix, Youtube и соцсети постоянно конкурируют с обучением.
Решение. В первую очередь, нужно сделать процесс обучения таким же увлекательным. Проанализируйте свои предпочтения и выбирайте те форматы, которые помогают вам поддерживать интерес. Для каждого они будут свои: одним людям нравится читать лонгриды, другим — смотреть короткие видео. Чтобы не терять интерес, старайтесь постоянно применять новые знания на практике: в работе или повседневной жизни. Осваивать навыки легче, когда задания, упражнения и примеры связаны с нашим личным опытом. Например, если вы изучили какой-то навык, который связан с вашей профессией, попробуйте использовать его в следующей рабочей задаче.
2. Наш мозг сопротивляется изучению нового. У нас уже есть сформировавшиеся понятия и привычки, поэтому когда мы пытаемся освоить новые навыки, сделать это оказывается сложно. Это то же, что заставить себя пойти по нехоженой тропе в лесу: сначала нужно ответить себе на вопрос, зачем это делать. Но даже при этом, когда возникают первые сложности, появляется желание все бросить. Чаще всего так происходит, если нет четкой цели. Иногда такое может быть обусловлено психологическими особенностями. В целом ситуация объясняется на уровне всего человеческого вида: в последние 25 000 лет, как
говорит антрополог Станислав Дробышевский, наш мозг постоянно уменьшается. Это происходит из-за того, что в современном мире физическое окружение и интерфейсы делают нашу жизнь комфортнее. В том числе поэтому превозмогать себя становится все сложнее — у человека просто снижается потребность в выживании.
Решение. Перед тем, как начать учиться, важно определиться с целями. Понять, как пригодятся новые знания и где можно будет применять новый навык. Четкое целеполагание поможет поддерживать мотивацию на протяжении всего обучения и пройти этот путь до конца. Также важно развивать навык самоконтроля. Если со временем обучения первоначальная цель забывается, нужно возвращаться к старту и напоминать себе, для чего нужен этот этап. А если в процессе цель стала не актуальной, следует ее поменять. Главное — не учиться бесцельно. Исследования
доказывают, что студенты онлайн-курсов, способные контролировать собственные усилия, оказываются наиболее успешны и достигают более высокой академической успеваемости. Поэтому нужно продолжать заниматься, даже когда становится сложно: досматривать лекции до конца и стараться доделывать задания. Например, профессор Барбара Оакли, соавтор одного из самых популярных курсов онлайн-образовательной платформы Coursera «Как учиться учиться», рекомендует переключиться на другое задание, а потом вернуться к первому и посмотреть на него свежим взглядом.
3. Человек — социальное существо. Мы привыкли жить в сообществе и вместе преодолевать сложности. Поэтому в трудные моменты, нам важно оказаться среди таких же, как мы. Это помогает видеть, как справляются с аналогичными задачами другие, оценить себя, быстро найти ответ и своевременно получить поддержку. Исследование Coursera
показало, что у студентов, которые общаются на форумах, шанс успешно завершить курс повышается на 25%.
Решение. У всех разные потребности в коммуникации: кому-то достаточно задать один вопрос преподавателю, а кому-то хочется регулярно общаться с одногруппниками. Так что инструменты, которые помогут закрыть эти потребности, стоит подбирать индивидуально. Если опыта обучения в онлайне еще не было, можно сначала попробовать разные варианты, например, мини-курсы или бесплатные интенсивы. Есть программы, которые предполагают больше командной работы, и те, где студенты чаще выполняют индивидуальные задания. Как правило, на всех из них есть чаты с одногруппниками, возможность написать куратору и преподавателю. Можно попробовать вспомнить опыт прошлого обучения и предположить, какая среда будет комфортной сейчас. Если в университете вы бросались с головой в групповые задания, возможно, стоит и сейчас выбирать обучение с подобным форматом. Также иногда у студентов онлайн-курсов есть возможность встречаться вживую. В чатах группы могут быть ребята из вашего города, а встретиться и познакомиться лично может быть полезно не только для более успешного прохождения обучения, но и для наработки полезных контактов для дальнейшей работы.
4.
Эффективность обучения зависит от комфорта. Согласно пирамиде Маслоу, только когда базовые потребности человека закрыты, можно переходить на уровень выше — к познанию и развитию. Поэтому важно, чтобы среда обучения была организована удобно и не вызывала дискомфорта. Это не значит, что она должна быть привычна: если мы привыкли ходить в школу и читать учебники, это не обязательно наиболее эффективный способ обучения.
Решение. Для взрослого человека, который хочет все успевать и совмещать обучение с семьей и работой, онлайн-формат оказывается наиболее подходящим решением. При обучении на платформе большая часть ответственности за организацию образовательной среды — подбор материалов и удобство заданий — ложится на нее. Но и сам учащийся может сделать обучение более комфортным для себя. Важно не просто иметь компьютер и доступ в интернет, но и найти подходящее время и место для обучения. Если занятия проходят асинхронно или вы занимаетесь самостоятельно, спланируйте свой график. Попробуйте разные варианты, чтобы определить наиболее эффективное время для учебы. Можно выделить отдельное место: комнату или стол, за которым вы будете заниматься — и завести какой-то ритуал, например, сделать себе чай. Это поможет создать комфортную обстановку и настроиться на учебу будет проще.
5. Навыки самоорганизации. В онлайн-формате больше свободы и возможностей выбора, но и больше отвлекающих факторов. Так, было доказано, что входящие сообщения, телефонные звонки и постоянное обращение к соцсетям во время занятий
мешают качественно выполнять когнитивные задачи и снижают эффективность усвоения знаний. Если в офлайне помогают внешние факторы: присутствие преподавателя и одногруппников, то в онлайне приходится самостоятельно себя контролировать.
Решение. Необходимо развивать навыки самоорганизации. Для начала можно посмотреть видео или прочитать книгу о том, как работает мозг в процессе обучения. Тогда будет проще заметить, когда вы отвлекаетесь, и понять, почему это происходит. Также можно пройти специальные курсы об умении учиться. На некоторых платформах они уже встроены в программы в виде отдельных занятий. Ну и нельзя забывать о целеполагании, так как напоминание себе, для чего мы проходим обучение, позволяет сохранять самоорганизацию и концентрацию.