Мотивация в онлайн-обучении: почему она падает и какие инструменты помогают ее поддерживать

автор Forbes Russia Education
Сегодня взрослые все чаще учатся в онлайне. По данным исследования «Нетологии», к началу 2022 года дополнительное образование дистанционно получали уже 18 млн человек по сравнению с 12 млн в офлайне. Это не удивительно, ведь онлайн-формат позволяет взрослому человеку встроить обучение в свою жизнь, не меняя ее кардинально: дает возможность совмещать учебу с работой и семьей, не зависеть от часовых поясов и территориального расположения, а также зачастую сэкономить на образовании.

Но новый формат накладывает и дополнительные сложности. Отсутствие жесткого контроля, ограниченные возможности общения и наличие отвлекающих факторов часто снижают мотивацию, поэтому далеко не все записавшиеся проходят обучение до конца. Международные исследования показывают, что в среднем только 15% студентов успешно завершают онлайн-курсы. При этом у разных платформ и образовательных учреждений эти показатели варьируются от 36% до 1% окончивших программу.

От чего зависит мотивация в обучении, насколько сильно влияет формат и как поддерживать ее даже в онлайне — объясняет академический директор «Нетологии» Ольга Лаврентьева.
Внешняя и внутренняя мотивация
У людей разных возрастов ключевая мотивация различна. У детей сначала появляется внешняя мотивация. Ее формирует необходимость ходить в школу, соблюдать график занятий и правила поведения, а также оценки учителей и желания родителей. У взрослых на первый план выходит внутренняя мотивация. Она формируется, когда человек понимает, зачем нужно учиться, какие шаги предстоит выполнить, каких результатов и в какие сроки можно достичь.

Конечно, внешние факторы, такие как наличие некоторых ограничений и постоянное присутствие в социуме, помогают и взрослым. Но заставить человека что-то делать, если он сам этого не хочет, невозможно. Поэтому обучение взрослых, как и в целом вся концепция lifelong learning, предполагает, что человек, приходя на курсы, уже обладает внутренней мотивацией, поэтому задача образовательной организации — предоставить те инструменты, которые помогут эффективно организовать процесс обучения и отслеживать прогресс.
    Трудности и их преодоление
    В процессе обучения человек сталкивается со сложностями, которые могут привести к снижению мотивации. Среди них:
    • потеря интереса к обучению,
    • возникновение первых препятствий,
    • отсутствие мотивирующего или поддерживающего окружения,
    • некомфортная образовательная среда,
    • сложности с самоорганизацией.
    Чаще всего эти проблемы связаны не с форматом обучения, а вызваны особенностями обучения взрослых. Чтобы справиться с трудностями, важно понимать, как работает человеческий мозг и что именно происходит с нами в такие моменты. Рассмотрим пару факторов и способы работы с ними:

    1. Любопытство как один из мотиваторов развития человека. Когда нам становится что-то интересно, мы готовы действовать и преодолевать трудности на пути. Когда появляется новый инструмент, способный облегчить нашу работу, мы хотим поскорее его освоить. Но если в начале обучения все ново, то со временем интерес естественным образом снижается. В такие моменты есть риск переключиться на что-то более интересное и простое для восприятия. Ведь любопытство подкрепляется дофамином, который намного легче вырабатывается в процессе развлечения. Поэтому Netflix, Youtube и соцсети постоянно конкурируют с обучением.

    Решение. В первую очередь, нужно сделать процесс обучения таким же увлекательным. Проанализируйте свои предпочтения и выбирайте те форматы, которые помогают вам поддерживать интерес. Для каждого они будут свои: одним людям нравится читать лонгриды, другим — смотреть короткие видео. Чтобы не терять интерес, старайтесь постоянно применять новые знания на практике: в работе или повседневной жизни. Осваивать навыки легче, когда задания, упражнения и примеры связаны с нашим личным опытом. Например, если вы изучили какой-то навык, который связан с вашей профессией, попробуйте использовать его в следующей рабочей задаче.

    2. Наш мозг сопротивляется изучению нового. У нас уже есть сформировавшиеся понятия и привычки, поэтому когда мы пытаемся освоить новые навыки, сделать это оказывается сложно. Это то же, что заставить себя пойти по нехоженой тропе в лесу: сначала нужно ответить себе на вопрос, зачем это делать. Но даже при этом, когда возникают первые сложности, появляется желание все бросить. Чаще всего так происходит, если нет четкой цели. Иногда такое может быть обусловлено психологическими особенностями. В целом ситуация объясняется на уровне всего человеческого вида: в последние 25 000 лет, как говорит антрополог Станислав Дробышевский, наш мозг постоянно уменьшается. Это происходит из-за того, что в современном мире физическое окружение и интерфейсы делают нашу жизнь комфортнее. В том числе поэтому превозмогать себя становится все сложнее — у человека просто снижается потребность в выживании.

    Решение. Перед тем, как начать учиться, важно определиться с целями. Понять, как пригодятся новые знания и где можно будет применять новый навык. Четкое целеполагание поможет поддерживать мотивацию на протяжении всего обучения и пройти этот путь до конца. Также важно развивать навык самоконтроля. Если со временем обучения первоначальная цель забывается, нужно возвращаться к старту и напоминать себе, для чего нужен этот этап. А если в процессе цель стала не актуальной, следует ее поменять. Главное — не учиться бесцельно. Исследования доказывают, что студенты онлайн-курсов, способные контролировать собственные усилия, оказываются наиболее успешны и достигают более высокой академической успеваемости. Поэтому нужно продолжать заниматься, даже когда становится сложно: досматривать лекции до конца и стараться доделывать задания. Например, профессор Барбара Оакли, соавтор одного из самых популярных курсов онлайн-образовательной платформы Coursera «Как учиться учиться», рекомендует переключиться на другое задание, а потом вернуться к первому и посмотреть на него свежим взглядом.

    3. Человек — социальное существо. Мы привыкли жить в сообществе и вместе преодолевать сложности. Поэтому в трудные моменты, нам важно оказаться среди таких же, как мы. Это помогает видеть, как справляются с аналогичными задачами другие, оценить себя, быстро найти ответ и своевременно получить поддержку. Исследование Coursera показало, что у студентов, которые общаются на форумах, шанс успешно завершить курс повышается на 25%.

    Решение. У всех разные потребности в коммуникации: кому-то достаточно задать один вопрос преподавателю, а кому-то хочется регулярно общаться с одногруппниками. Так что инструменты, которые помогут закрыть эти потребности, стоит подбирать индивидуально. Если опыта обучения в онлайне еще не было, можно сначала попробовать разные варианты, например, мини-курсы или бесплатные интенсивы. Есть программы, которые предполагают больше командной работы, и те, где студенты чаще выполняют индивидуальные задания. Как правило, на всех из них есть чаты с одногруппниками, возможность написать куратору и преподавателю. Можно попробовать вспомнить опыт прошлого обучения и предположить, какая среда будет комфортной сейчас. Если в университете вы бросались с головой в групповые задания, возможно, стоит и сейчас выбирать обучение с подобным форматом. Также иногда у студентов онлайн-курсов есть возможность встречаться вживую. В чатах группы могут быть ребята из вашего города, а встретиться и познакомиться лично может быть полезно не только для более успешного прохождения обучения, но и для наработки полезных контактов для дальнейшей работы.

    4. Эффективность обучения зависит от комфорта. Согласно пирамиде Маслоу, только когда базовые потребности человека закрыты, можно переходить на уровень выше — к познанию и развитию. Поэтому важно, чтобы среда обучения была организована удобно и не вызывала дискомфорта. Это не значит, что она должна быть привычна: если мы привыкли ходить в школу и читать учебники, это не обязательно наиболее эффективный способ обучения.

    Решение. Для взрослого человека, который хочет все успевать и совмещать обучение с семьей и работой, онлайн-формат оказывается наиболее подходящим решением. При обучении на платформе большая часть ответственности за организацию образовательной среды — подбор материалов и удобство заданий — ложится на нее. Но и сам учащийся может сделать обучение более комфортным для себя. Важно не просто иметь компьютер и доступ в интернет, но и найти подходящее время и место для обучения. Если занятия проходят асинхронно или вы занимаетесь самостоятельно, спланируйте свой график. Попробуйте разные варианты, чтобы определить наиболее эффективное время для учебы. Можно выделить отдельное место: комнату или стол, за которым вы будете заниматься — и завести какой-то ритуал, например, сделать себе чай. Это поможет создать комфортную обстановку и настроиться на учебу будет проще.

    5. Навыки самоорганизации. В онлайн-формате больше свободы и возможностей выбора, но и больше отвлекающих факторов. Так, было доказано, что входящие сообщения, телефонные звонки и постоянное обращение к соцсетям во время занятий мешают качественно выполнять когнитивные задачи и снижают эффективность усвоения знаний. Если в офлайне помогают внешние факторы: присутствие преподавателя и одногруппников, то в онлайне приходится самостоятельно себя контролировать.

    Решение. Необходимо развивать навыки самоорганизации. Для начала можно посмотреть видео или прочитать книгу о том, как работает мозг в процессе обучения. Тогда будет проще заметить, когда вы отвлекаетесь, и понять, почему это происходит. Также можно пройти специальные курсы об умении учиться. На некоторых платформах они уже встроены в программы в виде отдельных занятий. Ну и нельзя забывать о целеполагании, так как напоминание себе, для чего мы проходим обучение, позволяет сохранять самоорганизацию и концентрацию.
    Какие инструменты для поддержания мотивации используют онлайн-платформы
    Чтобы следить за мотивацией студентов, образовательные платформы используют разные метрики. Помимо доходимости до конца курса (Completion Rate, COR), платформы оценивают усвояемость информации и вовлеченность в обучение. То, как студенты сдают задания, смотрят видео и посещают вебинары, помогает заметить спады мотивации и своевременно предложить помощь. Хотя эти сложности во многом индивидуальны, есть те, с которыми сталкивается большинство. Если на второй неделе курса желание бросить обучение появляется только у 10–20% студентов, то к его середине мотивация падает у 40–55% студентов. Как раз в этот период уходит новизна и накапливаются первые сложности, поэтому учащимся предлагают больше групповых активностей: воркшопов, совместных заданий и вебинаров с ответами на вопросы.

    Каждая платформа подбирает инструменты под потребности своей аудитории. Их разнообразие сильно зависит от масштабов компании и форматов курсов. Крупные онлайн-школы ориентированы на массовую аудиторию, поэтому обладают широким диапазоном инструментов, которые смогут удовлетворить запросы разных студентов.

    Сделать процесс интересным помогают харизматичные эксперты, удобные интерфейсы и различные приемы вовлечения. Например, мы в переходах между шагами используем клиффхэнгеры как в фильмах и сериалах — это открытые вопросы и отсылки к следующим материалам, которые пробуждают любопытство и желание учиться дальше. Также платформы используют интерактивные квизы с реальными кейсами и приемы сторителлинга.

    Облегчить восприятие новой информации помогает визуализация данных во время вебинаров и презентации, которые содержат все ключевые тезисы с занятия. Еще один из приемов — деление длинных видеолекций на короткие ролики по 10–15 минут. Это снижает когнитивную нагрузку и делает процесс обучения психологически проще.

    Создать среду для общения и справиться со сложностями чаще всего помогает комьюнити студентов. Как правило, есть чаты, где можно обсудить домашние задания, интересные кейсы в профессиональной сфере и другие вопросы. Могут быть групповые проекты, на которых студенты совместно отрабатывают новые навыки. Существуют и внеучебные активности, такие как Random Coffee, чтобы завести новые знакомства среди одногруппников. Также применяют разные виды наставничества: в формате менторства студенту помогает специалист с опытом в изучаемой теме, а в формате баддинга учащиеся объединяются в пары и поддерживают друг друга на всем образовательном пути.

    Добиться адаптивности платформам позволяют разные уровни курсов. В профессиональном образовании существуют программы для начинающих с нуля и для уже опытных специалистов. Используется модульный подход, который позволяет собирать образовательную программу, как конструктор. Например, в курсе программирования пользователь может выбрать те языки, которые ему актуальны. Модульность дает возможность пропустить уже известную информацию и сразу перейти к освоению новых для себя навыков. Также как элемент адаптивности образовательной среды можно рассматривать выполнение заданий и прохождение практики на собственном проекте.

    Сделать процесс обучения эффективным помогает правильный баланс между синхронным и асинхронным обучением. Например, теорию можно дать в формате текста или видеолекции, а после практического задания провести вебинар с разбором вопросов и типичных сложностей. Так у студента появляется достаточно свободы для самостоятельного изучения материала, при этом он не остается один на один с трудностями. Различные возможности для практики позволяют лучше освоить новые навыки. На профессиональных курсах могут быть как просто задания, так и тренажеры или симуляторы реальных задач, которые предстоит выполнять специалисту после обучения. Такие инструменты помогают погрузиться в рабочие процессы и лучше понять, подходит ли человеку выбранное направление.

    Помочь студентам с самоорганизацией позволяют различные дополнительные элементы образовательного процесса. Так, в начале курса студент проходит вводные занятия по целеполаганию, прописывает свою цель, а в середине обучения может оценить и скорректировать ее. Это повышает шансы на успешное окончание курса. В личном кабинете могут быть различные способы визуализации процесса и результатов: наглядное представление структуры курса, диаграммы, промежуточные срезы и прогресс-бары. С их помощью можно отслеживать свое движение по пути обучения и видеть результаты. Чтобы повысить мотивацию учащихся применяется геймификация: например, студент получает баллы за просмотр видео, выполнение заданий или другие действия. Иногда результаты всех студентов даже соединяют в общие турнирные таблицы. Для работы с отстающими студентами могут использоваться чат-боты. Если студент давно не выполнял задания и не смотрел видеолекции, к нему обращается виртуальный помощник. Он помогает найти ответы на вопросы, справиться со сложностями и двигаться дальше.

    Универсального набора инструментов, которые помогут любому человеку, нет. Поэтому при выборе курса и платформы важно учитывать собственные потребности. Чтобы найти подходящие инструменты, можно обратиться к собственному опыту в других сферах. Если нравится заниматься командными видами спорта, скорее всего подойдут курсы с групповыми механиками и развитым комьюнити студентов. Если важно получать обратную связь, стоит проверить, в каком формате организовано взаимодействие с преподавателем и проверка домашних заданий. Конечно, найти курс, который будет соответствовать абсолютно всем критериям, сложно. Но если он подходит по основным требованиям, отдельные инструменты можно организовать для себя самостоятельно. Например, компенсировать отсутствие комьюнити общением в профильных чатах, на форумах и в комментариях медиа с развитым сообществом.

    Главное понимать: если обучение совсем не идет, абсолютно нормально взять паузу, пересмотреть свои цели, сменить направление или попробовать другой формат.
      Автор:
      Ольга Лаврентьева, академический директор образовательной платформы «Нетология»

      10 октября / 2023

      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ