«Лишать детей ежедневных живых уроков было бы неправильно»: как устроено онлайн-обучение в Европейской Гимназии

Интервью с Наргиз Асадовой, членом управляющей команды и руководителем заочного отделения школы

Европейская Гимназия – одна из самых ярких частных школ Москвы. В 2021 году Гимназия вошла в число лучших частных школ по версии Forbes, оказавшись не только в основном, но и во всех дополнительных рэнкингах, в том числе – в списке лучших школ с заочным отделением. Мы поговорили с членом управляющей команды и руководителем заочного отделения школы Наргиз Асадовой и узнали, почему, попав в Европейскую Гимназию, многие испытывают культурный шок, можно ли полноценно заменить традиционную школу онлайн-обучением, с какими сложностями могут столкнуться родители детей-заочников и как их преодолеть.
Многие современные родители хотят, чтобы школа, в которую ходит их ребенок, разделяла мировоззрение семьи. Как искать такую школу?

Мне кажется, любая школа – это маленькое сообщество, отдельный мир, в котором ребенок проводит бóльшую часть своего времени. Поэтому всегда было важно, чтобы ценности школы и семьи совпадали. В поисках подходящей школы нужно не стесняться и спрашивать у директора, учителей, других сотрудников школы про ценности и цели, и соотносить это видение с собственным.


Какими ценностями руководствуется Европейская Гимназия?

О наших ценностях мы открыто говорим на сайте гимназии. В частности, это уважение к человеку вне зависимости от его вероисповедания, национальности, политических воззрений. Мы смотрим на человека с точки зрения его профессиональных качеств, а не с точки зрения того, какую религию он исповедует.

Мы находим людей, разделяющих наши ценности. Это касается не только учителей и членов управляющей команды, но и семей наших учеников. Поэтому, оказавшись у нас, люди обычно бывают приятно удивлены, что попали в круг единомышленников. Нас ценят за эту внутреннюю культуру и часто переходят к нам, когда устают, скажем, от хамства в других школах. Для многих настолько непривычно, что преподаватели уважительно разговаривают с детьми, что они сначала испытывают настоящий культурный шок.

Два года назад в Европейской Гимназии открылось заочное отделение. Для кого и зачем вы сделали онлайн-школу?

В основном этот вариант подходит для семей, которые перебрались жить за город, но хотят, чтобы дети учились в хорошей московской гимназии с современными учителями. У нас есть также дети – профессиональные спортсмены, которые часто уезжают на сборы и соревнования: онлайн позволяет им не отставать от одноклассников в учебе. Сейчас появились семьи, которые уезжают из России на полгода, на год, но хотят оставаться в российской системе образования. Онлайн-школа позволяет им это сделать. Дети прикрепляются к нашей школе, и учатся дистанционно из любой точки мира. А в конце года можно приехать и сдать экзамены.

Наконец, среди наших учеников есть дети, которые хотят посвящать больше времени своим любимым занятиям: играть на музыкальных инструментах, петь в мюзикле, рисовать комиксы. В офлайн-школах дети часто сильно загружены: они занимаются с 9 утра до 4-5 вечера, а потом делают уроки часов до 8 вечера. Времени на хобби и спорт уже не остается. В онлайн-школе уроки заканчиваются в 2-3 часа дня, после чего дети абсолютно свободны. А значит, можно заниматься любимыми вещами, пробовать себя в разных направлениях.
Как устроено у вас онлайн-обучение?

У нас есть два способа учиться заочно: гибридный, когда мы сочетаем онлайн обучение с очным, и чистый онлайн.

В гибридном формате дети учатся онлайн пять дней в неделю, а по субботам приезжают на уроки в гимназию. Программы согласуются с очным отделением Гимназии – за исключением нескольких предметов, которые мы в онлайне не преподаем (это вторые иностранные языки, физкультура, музыка и изобразительное искусство). Каждый год 1 сентября мы везем учеников заочки в лагерь на 10 дней, где они знакомятся лично со своими преподавателями, тьюторами, классными руководителями. В лагере мы их готовим к онлайн-обучению: осваиваем основы тайм-менеджмента, учим самостоятельно учиться. Каждый месяц мы ездим на экскурсии, ходим в театры, в течение года организуем выезды в другие города, летом ходим в походы. Все это мы делаем для того, чтобы ребята общались и чувствовали себя единым классом, коллективом.

Помимо гибридного формата с этого года у нас появился чистый онлайн для ребят, которые не могут посещать очные занятия – в частности, для учеников, которые уехали с родителями в другие страны. Этот пакет дешевле, он включает в себя только пять дней онлайн-образования.

В обоих форматах (гибридном и онлайн) основное учебное время разделено примерно поровну между Zoom-уроками и самостоятельной работой. Сначала дети сами изучают материал, решают задания, смотрят короткие объяснения, читают. А затем обсуждают тему с преподавателем и одноклассниками во время живого Zoom-урока. Это модель перевернутого класса, она позволяет углубленно изучать материал и поддерживать мотивацию на высоком уровне.

Все ученики онлайн-школы являются учениками Европейской Гимназии, их документы лежат у нас в школе и, поскольку Европейская Гимназия имеет государственную аккредитацию и лицензию, мы выдаем аттестаты и за 9 класс, и 11 класс, а обучение во всех подразделениях школы соответствует требованиям ФГОС. Если ребенку нужно будет переходить из одной школы в другую, никаких проблем с этим не будет.
Почему нельзя учиться только на онлайн-платформе, без уроков в реальном времени?

Наверное, кому-то и можно, но детям нужен заинтересованный взрослый. Их мотивирует другой человек, взрослее, опытнее, за которым хочется тянуться, от которого хочется услышать похвалу. Появляется желание посмотреть на себя и на других, сравнить. Это естественные потребности человека и подростка особенно. Лишать детей ежедневных живых уроков было бы неправильно. Кроме того, обучение – это не только отработка навыков, запоминание материала и выполнение заданий. Должно быть место живому обсуждению, дискуссии, совместному творчеству и поиску ответов.
Нужно ли родителям сильнее вовлекаться в образование ребенка, если он учится онлайн?

У онлайна есть существенный недостаток – дети меньше двигаются, меньше общаются, нет привычной школьной тусовки.

В гибридном формате обучения мы решаем эту проблему с помощью очных суббот. Но если ребенок не имеет возможности их посещать, задача ложится на плечи родителей. Важно достроить вторую половину дня таким образом, чтобы ребенок не лишался ни общения, ни движения, ни тусовки.

Мы считаем, что школа и родители – партнеры, которые участвуют в развитии ребенка. И в онлайне это особенно важно, потому что дети физически находятся дома, а не в школе. Мы, например, не можем их отправить на прогулку. Мы можем с ними поговорить о том, насколько полезно проводить время на свежем воздухе, совместно составить расписание дня и много раз напомнить, что это очень-очень важно. Можем устроить конкурс шагомеров: кто больше пройдет за неделю, кто сможет две недели подряд ежедневно делать не менее 10 тысяч шагов. Но мы все равно не рядом с ребенком.

У нас есть специальный чек-лист, который мы посылаем родителям: в нем собраны вещи, которые обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, чтобы он развивался полноценно, обучаясь в онлайн-школе. И те родители, которые их соблюдают, не сталкиваются со сложностями, дети успешно учатся и гармонично развиваются.
Можно ли выделить психологические типы детей, которым подходит онлайн-обучение?

Это прекрасный вопрос! Мы над ним серьезно думаем, исследуем его. Чтобы поступить к нам в школу, ребенок должен сдать тесты. И это не только тесты по предметам – русский, математика, английский, но и, самое главное, психологический тест. Есть ряд показателей, на которые мы смотрим и рекомендуем или не рекомендуем ребенку учиться онлайн.

Первый очевидный критерий – умеет ли ребенок фокусироваться на задании и воспринимает ли он учителя или психолога, если взаимодействие происходит онлайн. Смотрим, развита ли у ребенка учебная самостоятельность: может ли он сосредоточиться, внимательно прочитать задание и выполнить его, соблюдает ли он правила.
Как вы контролируете результаты обучения?

У нас, как и в любой школе, есть самостоятельные и контрольные работы, регулярные тесты. Родители могут отслеживать оценки в электронном журнале. Помимо оценок мы обязательно пишем развернутый комментарий о том, что у ребенка получается, что нет, над чем стоит поработать, даем рекомендации. Это внутренняя проверка знаний.

Но есть и внешнее, независимое оценивание качества образования. В частности, мы регулярно пишем проверочные работы, которые оценивают не наши преподаватели, а эксперты из Московского центра качества образования. Кроме того, дети ежегодно сдают международные кембриджские экзамены по английскому языку. Сейчас, когда Кембридж приостановил работу в России, мы привлекаем внешних экспертов кембриджских экзаменов, которые все равно продолжают проверять знания у наших детей и качество преподавания. Для нас очень важно это независимое оценивание – так наши преподаватели и кафедры контролируют результат своей работы.

В конце 9 и 11 классов наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ очно. В этом мы ничем не отличаемся от других очных школ.
Насколько углубленно изучается английский язык?

У нас в школе довольно сильная кафедра английского языка. Европейская Гимназия аккредитована как центр приема Кембриджских экзаменов и наши преподаватели всегда жили в парадигме Кембриджа, некоторые из них являются сертифицированными экзаменаторами. Мы используем коммуникативный подход, который можно очень хорошо реализовывать онлайн.

Если говорить про очное отделение, то с пятого класса обучение по всем предметам кроме русского, литературы и математики проводится полностью на английском языке. В онлайн-школе на английском языке преподается история (остальные предметы на русском). Так что, есть возможность прокачивать свой английский не только на уроках иностранного языка.
Можно ли учиться онлайн по программе IB?

Полноценно Международный бакалавриат существует только в офлайне, но в онлайне мы используем разнообразные методики IB. Международный бакалавриат позволяет нам более качественно и разнообразно применять современные педагогические технологии, придуманные международным сообществом классных преподавателей. Было бы глупо этим не пользоваться. Мы берем лучшее от бакалавриата, лучшее от российской программы, сочетаем и реализуем онлайн.

Например, мы используем 8-балльную критериальную систему оценивания. Ее отличие не только в том, что у нас восемь баллов вместо пяти, а в том, что по каждому предмету дети получают сразу 4 оценки.

На примере английского языка можно показать, как это работает. Когда тебе ставят пятерку с минусом или четверку с плюсом, ты не очень понимаешь, хорошо ли ты на самом деле знаешь английский. В критериальной системе, оценка делится на 4 компонента: говорение, письмо, аудирование и чтение. Тебе выставляют балл по каждой из этих категорий. Ты видишь, что, например, говорение у тебя на максимальном уровне 8 из 8, чтение и аудирование – 7 из 8, а письмо – всего 5 из 8. Общий балл будет 7, что соответствует пятерке в обычной системе, но ты понимаешь, что высокая оценка получилась за счет хороших разговорных навыков, а вот над письменными нужно поработать.

Кроме того, мы используем много наработок для развития так называемых ATL skills –межпредметных и личностных навыков, помогающих эффективно учиться. Например, первый модуль у нас посвящен развитию индивидуальных навыков (self-skills). Примеры таких навыков – тайм-менеджмент, саморегуляция. Мы постепенно приучаем детей структурировать свой день, следить за временем. В офлайн-школе есть звонки на урок и с урока, взрослые говорят, что и когда делать. Когда ты учишься онлайн, ты развиваешь способность управлять своим временем самостоятельно, планировать и структурировать свой день. Наставники и тьюторы помогают детям освоить эти навыки.
Европейская Гимназия
Онлайн школа

Сайт: https://eurogym.ru/onlineschool/
Почта: online@eurogym.ru
Телефон: +7 (915) 126-32-69
VK: https://vk.com/eurogymonline
Telegram: https://t.me/eurogym_ru

#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ