Как оценить готовность ребенка к школе: четыре критерия

АВТОР:
Елена Мазурова
Forbes Education Contributor
педагог-психолог с международным опытом, нейропсихолог, игровой терапевт, создатель авторских курсов
Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка. Но как понять, во сколько лет ребенок на сто процентов готов к серьезному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Детские психологи пришли к выводу, что гораздо важнее такое понятие как готовность ребенка к школе. Рассказываем, по каким критериям ее можно оценить.
Четыре уровня развития
Готовность ребенка к школе можно условно разделить на четыре компонента:
  • социальную
  • психологическую
  • интеллектуальную
  • физическую
Социальная готовность
Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот навык у детей минимум за год до поступления в школу.

Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.

О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.
Психологическая готовность
Психологическая готовность – это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории также относят развитие soft skills, или гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.
Интеллектуальная или специальная готовность
Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе.
Физическая готовность
Зачастую при поступлении ребенка в школу упор делается на интеллектуальную готовность. При тестировании во многих общеобразовательных учреждениях до сих пор просят прочитать отрывок из популярного детского рассказа и используют другие приемы для оценки уровня развития и широты кругозора. Мало где проверяют умение прыгать, стоять с закрытыми глазами на одной ноге, останавливаться по сигналу.

К элементам физической готовности также относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).

Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определенных заданиях.
Оценка готовности к школе в разных странах
Если открыть статьи про готовность к школе на английском языке, то информация про необходимые навыки для поступления в школу будет другой. Например, в австралийских школах делают упор на коммуникативные навыки, социализацию и готовность ребенка участвовать в жизни класса. Умение читать, писать и считать не входит в список требований при переходе из подготовительной в начальную школу в возрасте 5 лет.

В большинстве стран Европы готовность ребенка к школе во многом определяется по наличию у него базовых навыков самообслуживания. А в скандинавском подходе ключевую роль играет комфорт ребенка и низкий уровень стресса во время обучения. Преподаватели и родители дают ребенку возможность самостоятельно развиваться в естественных условиях, уделяя особое внимание его интересам и талантам. На первом месте при поступлении в школу здесь, как и в Австралии, стоит коммуникация с учителем и одноклассниками, умение и желание работать в команде, изучать новое.

Совершенно другой подход в странах Азии. Китайская система образования похожа на российскую: детский сад, начальная школа с шести лет. Как правило, родители не задаются вопросом, готов их ребенок к школе или нет. В Китае готовы все. Это определяется культурными особенностями и традицией учить детей письму с трех лет. Это отлично тренирует концентрацию, внимательность и сосредоточенность. Но чтобы попасть в хорошую государственную школу ребенку все равно нужно сдать экзамены, по которым оценивается интеллектуальные способности будущего ученика.

В последнее время многие родители грезят сингапурским образованием, ассоциируя его с высоким уровнем академических знаний (особенно математики и китайского языка). Сингапурская школа нацелена на развитие у детей hard skills, то есть конкретных технических и профессиональных навыков. В чем плюс: такое обучение позволит ребенку в дальнейшем быстро освоить выбранную специализацию.

Опыт других стран обеспечивает более мягкий переход в силу возраста начала школьного обучения. Например, в Англии с 5 до 7 лет дети ходят в школы для малышей (pre-preparatory school), с 7 до 11 лет — начальные школы (primary, elementary или preparatory school), и каждый этап является логичным продолжением предыдущего. В этом плане в России переход из детского сада в школу устроен сложнее, а процесс адаптации при недостаточном уровне развития каждого из четырех компонентов может проходить тяжелее.
Как подготовить ребенка к школе
Чтобы ребенок полностью адаптировался к школьной среде и не чувствовал стресса во время обучения, начать подготовку лучше за один-два года до желаемого времени поступления. Задача – развить до необходимого уровня каждый из четырех компонентов с помощью соответствующих методик:

1. Физическая готовность и нейродинамическая регуляция

Развитие физических навыков лучше всего идет во время активных игр, бега, выполнения простых упражнений на координацию. Большую роль на этапе физического формирования играют спортивные секции для дошкольников: гимнастика, плавание, танцы, легкая атлетика. Многим детям дошкольного возраста удается освоить более сложные виды спорта: большой теннис, фигурные и роликовые коньки. Необходимо следить за тем, как малыш справляется с разными видами активности, спортивным инвентарем и другими предметами и в зависимости от этого подбирать для него подходящие игры.

2. Социальная готовность

Данный аспект во многом определяется атмосферой в семье и тем, как ближайшее окружение ребенка выстраивает коммуникацию. У общительных и открытых родителей, выполняющих роль гидов для ребенка, как правило, дети раньше оказываются подготовленными к общению с учителями и одноклассниками. Напряженная атмосфера дома и недостаток общения, наоборот, приводят к замкнутости и асоциальному поведению у детей. Кроме этого, на формирование социальной готовности к школе влияет обстановка в детском саду, секциях, во дворе.

3. Психологическая готовность

Для развития этой области родителям необходимо заинтересовывать ребенка творческими занятиями, мотивировать его изучать новое, объяснять, как устроены объекты, механизмы и природные явления. Следите за тем, насколько хорошо у ребенка работает воображение: предложите ему нарисовать или слепить из пластилина героев из его любимых мультфильмов, объясняйте ему смысл сказок и вместе с ним рассуждайте на различные темы. Так ребенок быстрее научится анализу и концентрации, а также разовьет речевые навыки и мелкую моторику.

4. Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность подразумевает умение задавать и отвечать на вопросы, пересказывать своими словами сюжет произведений, логически мыслить, иметь широкий круг знаний. Научить этому ребенка помогут развивающие игры, простые задачи для дошкольников, а также увлекательные опыты и эксперименты. Кстати, на игры и опыты делают ставку педагоги большинства онлайн-школ и обучающих программ для самых маленьких.

Для полноценной подготовки ребенка к школе также важно обращать внимания на его личностные качества, индивидуальные особенности, склонности и сильные стороны. Это позволит не только выбрать подходящую модель подготовки, но и найти школу с определенным уклоном для развития талантов дошкольника.
Проверка готовности ребенка к школе: чек-лист
Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять, насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:
  • во время активных игр уметь совершать точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
  • быстро и без затруднений собрать мелкие и крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • хорошо ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ;
  • в течение 15-20 минут концентрироваться на одном деле, требующем терпения и выдержки;
  • понимать рисунки, простые схемы и объяснять, что он на них видит;
  • давать оценку событиям, историям и сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
  • представлять в уме;
  • пересказывать истории и рассказы;
  • рисовать как простые объекты (дерево, солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии, закрашивать рисунки, не выходя за контур;
  • лепить из пластилина и других материалов;
  • владеть ножницами, вырезать разные геометрические фигуры из бумаги;
  • запоминать события и фразы, места нахождения разных вещей;
  • слышать ритм и уметь его повторить;
  • считать до десяти;
  • уметь налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими;
  • самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому;
  • понимать смысл действий взрослых людей в общественных местах;
  • уметь просить о помощи;
  • знать свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.



10 марта / 2022
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ